В. П. Юрченко Институт Ближнего Востока
В июле 2010 года военно-политическая обстановка в Ираке продолжала оставаться сложной, с усиливающимися элементами нестабильности и напряженности. В стране продолжался глубокий внутриполитический кризис, обусловленный острыми противоречиями и борьбой за власть между ведущими иракскими политическими силами, что не позволяет приступить к формированию нового правительства страны по итогам парламентских выборов, состоявшихся 7 марта. Отсутствие подвижек в политическом процесс негативно влияет на все стороны жизни Ирака, в том числе на состояние дел в сфере безопасности, которое в прошедшем месяце стало более неустойчивым и напряженным. Неурегулированность внутриполитической ситуации по-прежнему оказывает сдерживающее воздействие на внешнеполитическую деятельность иракского руководства. В то же время США и соседние страны пытаются активно влиять на развитие политической ситуации в Ираке.
Положение дел в сфере безопасности в Ираке в июле 2010 года заметно осложнилась. Возросло число терактов и вооруженных нападений, что привело значительному увеличению числа жертв вооруженного насилия. Так, по данным министерств здравоохранения, внутренних дел и обороны Ирака, в прошедшем месяце число погибших от различных видов вооруженного насилия мирных жителей составило 396 человек (в июне – 275 человек), а число раненых достигло 680 человек (в июне – 610 человек). Это наибольшие людские потери в стране с мая 2008 года. Кроме того, в июле было убито до 100 боевиков и террористов, а 955 человек арестовано по обвинениям в терроризме и вооруженном сопротивлении властям.
В то же время командование ВС США в Ираке считает иракские данные о числе жертв в минувшем месяце «некорректными», заявив, что число убитых мирных граждан составило лишь 161 человек. Как видится, американское политическое руководство и военное командование, не желая менять сроки вывода войск из Ирака и продлевать их пребывание в этой стране, по мере приближения 31 августа – запланированной даты ухода боевых частей ВС США из Ирака, всячески стремится подчеркнуть, что положение дел с обеспечением безопасности в стране, несмотря на «отдельные трудности», в целом не вызывает особого беспокойства.
В июле на севере, в центре и на западе Ирака вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах): Багдад, Киркук, Мосул, Туз-Хурмату, Рамади, Баакуба, Эль-Фаллуджа, Эль-Махмудия, Тикрит, Ширкат, Таль-Афар, Эль-Халис, Самарра, Бухриз, Эль-Каим, Сальман-Пак, Эль-Юсифийя, Кара-Таппа, Абу-Грейб, Кайяра, Эль-Искандерийя, Абу-Сайда, Эт-Тармия, Эль-Баадж и в ряде других мест.
Нестабильной и напряженной остается ситуация в Багдаде и прилегающих к столице районах. 6-8 июля в столице во время проведения шиитской религиозной церемонии была совершена серия крупных терактов, в результате которых погибли около 70 и получили ранения примерно 380 человек. Крупный теракт был совершен в столице 18 июля. Неоднократно обстрелам подвергалась т. н. «зеленая зона» в центре города, где располагаются основные государственные учреждения и многие иностранные дипломатические миссии. Всего в минувшем месяце в Багдаде от вооруженного насилия погибли 160 человек.
Напряженная обстановка сохраняется в крупнейшем городе иракского севера – Мосуле и его окрестностях, где регулярно продолжают совершаться вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия. Напряженность сохраняется и в Киркуке. Здесь продолжается противостояние арабского и туркоманского населения с курдами. Также напряженная ситуация сохраняется в западной провинции Анбар и северо-восточной провинции Дияла, где в минувшем месяце в районе Кара-Таппа произошло вооруженное столкновение солдат правительственной армии с курдскими бойцами «пешмерга».
Ситуация в ряде районов на юге Ирака в июле также характеризовалась заметными элементами напряженности. Вооруженные нападения, теракты, другие насильственные действия имели место в городах (и прилегающих к ним районах) Басра, Эн-Насирия, Кербела, Хасва и некоторых других местах. Причем наиболее крупные теракты были совершены в районе города Кербела.
В июле напряженность сохранялась в районах Иракского Курдистана, прилегающих к границам с Турцией, где базируются значительные вооруженные формирования сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК), ведущей борьбу с турецким правительством. На всем протяжении июля на юго-востоке Турции армия и силы безопасности проводили войсковые операции против боевиков РПК. Одновременно турецкие ВВС периодически наносили удары по объектам сепаратистов в Северном Ираке. Начальник генштаба турецких ВС генерал И. Башбуг заявил, что присутствие боевиков РПК на территории иракской курдской автономии представляет «величайшую опасность» для Турции и может нанести серьезный ущерб турецко-иракским отношениям, если не будут приняты незамедлительные меры «по обузданию» сепаратистов. Турецкие военные также настаивают на проведении иракцами самостоятельных или совместных с турецкой армии операций с целью «ликвидации очагов курдского терроризма». Кроме того, Анкара в июле обратилась к руководству иракской курдской автономии, правительству Ирака и США с требованием о выдаче турецким властям 248 боевиков РПК. В то же время власти Региона Курдистан во главе с М. Барзани выступают против турецких военных акций на своей территории, настаивая на поисках мирных путей решения проблемы.
Вооруженные инциденты имели место и на северном участке иракско-иранской границы, когда иранские войска обстреливали боевиков сепаратисткой Партии свободной жизни Курдистана (ответвление РПК), находившихся на территории Ирака.
В то же время в июле положение дел в сфере безопасности во внутренних районах Региона Курдистан в целом оставалось стабильным.
Следует отметить, что противоречия между арабами и курдами остаются одним из наиболее опасных факторов, способных серьезно дестабилизировать ситуацию в Ираке. По мнению командующего войсками США в Ираке генерала Р. Одьерно, после вывода американских войск из северных районов страны туда может потребоваться ввод миротворцев ООН, если за оставшееся до ухода ВС США время «отношения между курдами и арабами не наладятся». Причем сам Р. Одьерно считает, что вывод американских войск может «катализировать» конфликт. Причем ситуация усугубляется «недостаточным интегрированием» курдских военных сил «пешмерга» (около 127 тыс. человек) в иракскую армию. Отметим, что бойцы «пешмерга» получают более высокое денежное довольствие, чем военнослужащие правительственной армии, они зачастую лучше оснащены, хотя и далеко не всегда хорошо обучены.
Территориальный вопрос представляет собой главную составляющую курдско-арабских противоречий. На сегодняшний день на севере Ирака имеется 15 спорных территорий, на которые претендуют как курды, так и арабы. Прежде всего, это Киркук с прилегающими к городу обширными территориями, а также значительные районы в провинции Найнава и два района в провинции Дияла.
Как и прежде, террористы и боевики совершали вооруженные нападения, теракты и другие насильственные действия в отношении иракских политических деятелей различных рангов и ориентации, чиновников центральных и местных органов власти, религиозных деятелей, преподавателей, судей, военнослужащих правительственной армии, сотрудников полиции и спецслужб, бывших командиров и бойцов суннитских отрядов «Сахва», шейхов племен. Нападениям подвергаются представители иракской интеллигенции, иностранцы, работающие в Ираке, предприниматели. Многие теракты совершаются боевиками-смертниками (зачастую – женщинами), подрывающими автомашины, начиненные взрывчаткой, в людных местах или вблизи различных государственных учреждений. Боевики для обстрелов различных объектов часто используют минометы и ракеты.
Не прекращаются похищения людей с целью получения выкупа или по политическим мотивам. В целом похищение людей и рэкет остаются в Ираке прибыльным «бизнесом», борьба с которым не приводит к заметным успехам.
Продолжают иметь место нападения на административные здания, полицейские участки и объекты иракской армии, офисы различных политических партий и организаций, представительства иракских и иностранных фирм, медицинские учреждения, различные экономические объекты. В июле в Багдаде было совершено вооруженное нападение на представительство одной из арабских телекомпаний.
Не прекращаются попытки различных политических сил, как иракских, так и зарубежных вновь обострить противоречия между суннитами и шиитами. Так, очень многие теракты в минувшем месяце целенаправленно совершались или против суннитов, или против шиитов.
По состоянию на 1 августа 2010 года в силовых структурах Ирака числилось около 675 тыс. человек, в т. ч. в вооруженных сила 248 тыс. человек и в различных структурных подразделениях МВД – 427 тыс. человек.
В июле 2010 года потери иракских военных и полицейских при проведении ими боевых и специальных операций, а также в ходе повседневной служебной деятельности значительно возросли, составив убитыми 139 человек, в т. ч. 50 военнослужащих и 89 полицейских (в июне - 80 человек, в т. ч. 50 военнослужащих и 30 полицейских). Ранения получили 165 военнослужащих и 198 полицейских. По утверждению американского командования, в июле погиб всего 51 иракский военнослужащий и полицейский.
По оценкам высокопоставленных иракских военных, национальные вооруженные силы не будут способны самостоятельно выполнять задачи по защите страны до 2020 года. И это, несмотря 22 млрд долларов, вложенных американцами в их подготовку и оснащение, начиная с 2004 года. В армии по-прежнему сильны разногласия между военнослужащими по религиозным, национальным и политическим причинам. Причем личный состав ВС в значительной степени представлен шиитами. Сама же армия больше напоминает полицейские силы, чем орудие защиты государства от внешних угроз. Особенно слабо организована разведка: иракские военные до сих пор в значительной степени зависят от американцев в деле получения необходимой информации. Что касается полиции, то она не в состоянии выполнять свои обязанности без помощи военных. Особенно это относится к крупным городам. Низким профессионализмом, слабой инициативностью и высокой коррумпированностью отличается муниципальная полиция (300 тыс. человек, из которых лишь около половины имеют хоть какую-то подготовку). В лучшую сторону выделяется федеральная полиция (аналог внутренних войск, 46 тыс. человек). Она в основном укомплектована шиитами, что негативно сказывается при выполнении задач в районах с преимущественно суннитским населением. Именно так случилось в Мосуле, куда подразделения федеральной полиции были переброшены для борьбы с террористами и суннитскими боевиками.
ВВС Ирака в июле получили из США 8 учебно-тренировочных самолетов Т-6А. Ожидается поступление еще одной партии самолетов этого типа.
15 июля американские военные передали властям Ирака контроль над тюрьмой Кэмп Кроппер, в которой содержатся около 1,5 тыс. заключенных. После передачи этой тюрьмы в руках американцев все еще остаются примерно 200 узников. В числе переданных командованием ВС США иракским властям заключенных находится и бывший вице-премьер Ирака 74-летний Тарик Азиз, приговоренный по двум обвинениям к 22 годам тюремного заключения.
По информации правозащитной организации « Международная амнистия», иракскими судами за последние пять лет вынесено примерно 12 тыс. смертных приговоров. В стране ежедневно приводится в исполнение семь смертных приговоров. Кроме того, в Ираке имеются «неучтенные» места заключения, где также производятся казни. По данным же официальной иракской статистки, всего в стране было вынесено 1245 смертных приговоров, из которых в 2005-2009 годы были приведены в исполнение 236.
В июле 2010 года вывод боевых частей ВС США из Ирака ускорился, и численность группировки американских войск в стране сократилась на 19 тыс. человек, составив на 1 августа 2010 года примерно 65 тыс. солдат и офицеров. Высокопоставленные американские политики и военные в июле неоднократно подтверждали, что к 1 сентября текущего года численность американского военного контингента в Ираке будет, как и запланировано, сокращена до 50 тыс. человек, а все боевые части покинут территорию страны.
В июле 2010 года в Ираке погибло 4 американских военнослужащих, в т. ч. боевые потери – 1 человек, (в июне – 8 человек, в т. ч. боевые потери – 2 человека). Число раненых в июле составило около 20 человек (в июне - около 30 человек). Таким образом, общие потери вооруженных сил США в Ираке с 20 марта 2003 года по 31 июля 2010 года составили, по уточненным данным, убитыми (по информации Пентагона) 4413 человек и ранеными около 31870 человек. Кроме того, один американский военнослужащий продолжает числиться пропавшим без вести.
В минувшем месяце сократилось число вооруженных нападений на американские войска, уменьшилось и их участие в совместных с иракскими силами безопасности операциях против боевиков и террористов.
Интенсивность деятельности военной авиации США в Ираке в июне существенно не изменилась. В минувшем месяце американские самолеты и вертолеты ежедневно совершали примерно 45 вылетов (в мае - от 35 до 49 вылетов) для поддержки действий наземных сил и обеспечения повседневной деятельности группировки ВС США в стране. При этом отмечается продолжающееся сокращение числа вылетов американской авиации на выполнение боевых заданий. Боевая авиация (преимущественно тактические истребители F-16) оказывала поддержку войсковым и антитеррористическим операциям вооруженных сил Ирака, прикрывала с воздуха расположение частей американских войск в различных районах страны, наносила удары по базам и лагерям боевиков и террористов, складам оружия и боеприпасов, мастерским по изготовлению взрывных устройств, прикрывала с воздуха передвижение важных транспортных конвоев на автодорогах, вела воздушную разведку противника. Одним из наиболее часто применяемых способов действий американской авиацией в Ираке являются демонстрации силы над неспокойными районами страны, в первую очередь, над городами. Авиация США также регулярно привлекается к решению поисково-спасательных задач и эвакуации раненых. Транспортные перевозки в интересах американских войск, находящихся в Ираке, выполнялись главным образом самолетами типа С-17 и С-130. Дозаправку горючим боевых самолетов в воздухе производили самолеты-заправщики КС-10 и КС-135.
По состоянию на середину июля, из Ирака вывезено примерно 40 тыс. колесных транспортных средств (примерно половина из них переправлена в Афганистан), было вывезено 1,2 млн единиц снаряжения и оборудования, что составляет 95 проц от предназначенного к вывозу имущества. Из 608 объектов ВС США в Ираке (2007 г.) в настоящее время осталось 112, а к 1 сентября их число должно сократиться до 94. По мнению американского военного командования, этого количества военных объектов будет достаточно для выполнения задач по оказанию иракским военным советнической помощи и содействия в подготовке войск, а также для решения задач по обеспечению безопасности в случае новой вспышки насилия в стране.
В июле Федеральный надзорный орган США подверг резкой критике Пентагон за то, что ведомство не учло 8,7 млрд долларов, полученных от правительства страны на восстановление Ирака в 2004-2007 годы. Таким образом, в военном ведомстве потеряли 96 проц всех выделенных на эти цели средств. Всего правительство США выделило Пентагону на реконструкцию Ирака более 9 млрд долларов. Между тем в министерстве обороны США заявляют, что «неучтенные» деньги необязательно пропали, т. к. вся информация по ним может находиться в архивных документах. Однако в Пентагоне ведомстве подчеркивают, что для извлечения необходимых сведений из архива потребуется приложить «существенные усилия».
Таким образом, ситуация в сфере безопасности в Ираке в июле 2010 года заметно осложнилась. Возросло число терактов и вооруженных нападений, значительно увеличилось число жертв вооруженного насилия. По оценке экспертов, ухудшение положения в деле обеспечения безопасности в значительной степени связано с политической нестабильностью в стране, отсутствием прогресса в деле формирования нового иракского правительства.
Внутриполитическая обстановка в Ираке в июле 2010 года оставалась нестабильной. В стране продолжался глубокий политический кризис, обусловленный острым соперничеством между ведущими партиями и движениями Ирака за право формирования нового правительства республики. Причем «ежедневный диалог, в котором участвуют представители всех фракций», с целью достижения хоть какого-то продвижения в политическом процессе, не привели к каким-либо позитивным сдвигам в решении этого вопроса.
Так, неоднократно проходившие на протяжении минувшего месяца встречи А. Алауи и Н. аль-Малики - руководителей двух ведущих политических блоков «Аль-Иракийя» и «Государство закона» - закончились безрезультатно. Каждый из политиков остался на своих позициях относительно кандидатур на три ключевых государственных поста – премьер-министра, президента и спикера парламента. Руководство обоих блоков отказывается идти на компромиссы и продолжает жестко отстаивать свое право на формирование правительства.
19 июля в Дамаске состоялась встреча А. Алауи с влиятельным радикальным шиитским лидером М. ас-Садром. По ее итогам оба политика согласились «с необходимостью ускорить формирование нового правительства, которое объединит все политические движения, и будет иметь ясную программу».
Безрезультатно завершились в июле и попытки начать работу парламента нового созыва. 27 июля его первое рабочее заседание в очередной раз было отложено на неопределенный срок. Причиной этого стала неспособность парламентариев договориться о формате работы и составе правительства.
Руководство влиятельного шиитского религиозно-политического объединения «Иракский национальный альянс» (ИНА) во главе с А. аль-Хакимом 1 августа объявило своем отказе поддерживать кандидатуру нынешнего премьер-министра Н. аль-Малики в качестве главы нового правительства Ирака и заявило о необходимости выдвижения на этот пост другого кандидата. Ранее ИНА и блок «Государство закона» договорились о создании парламентской коалиции, которая после данного заявления вряд ли продолжит свое существование.
Отсутствие прогресса в политическом процессе, затягивание формирования нового правительства и постоянные отсрочки в работе парламента нового созыва вызывают растущее недовольство населения страны, стимулируют пессимистические настроения в обществе, что пытаются использовать в своих интересах экстремистские силы.
Новые школьные и университетские учебники по истории Ирака не должны упоминать имя С. Хусейна и употреблять выражения «американское вторжение» или «американская оккупация». Такие рекомендации приняла состоявшаяся в июле Багдаде конференция «Ирак - новый этап, новые подходы», организованная министерством просвещения страны. Это объясняется тем, что «новые учебные программы должны избегать положений, которые могут вызвать разногласия в обществе». В новых учебниках период правления С. Хусейна рекомендовано затрагивать «очень кратко», а вместо его имени употреблять выражения «бывший режим» и «диктатор». Напомним, что за семь лет, прошедших после падения саддамовского режима, в школах новых учебников по новейшей истории страны не появилось. Их подготовка осложняется тем, что события 2003 года в иракском обществе воспринимаются неоднозначно. Одни считают приход американских войск в страну началом процесса либерализации и демократизации. Другие называют это вторжением и оккупацией. Нет также и учебников по религиозному воспитанию. Раньше ислам в иракских школах изучали в соответствие с суннитской традицией. Однако после смены власти шииты, составляющие большинство в стране, потребовали изменить эту практику. Чтобы не вызвать межконфессиональные споры, участники конференции пришли к выводу, что каждая конфессия должна заниматься религиозным воспитанием самостоятельно. Экзаменов в школе по этой дисциплине не будет. Рекомендации конференции лягут в основу решения правительства, касающегося подготовки новых учебных программ.
Сложной остается экономическое положение Ирака и ситуация в социальной сфере страны. Население и экономика Ирака продолжают испытывать нехватку электроэнергии, пресной воды, топлива. Отмечаются перебои в работе транспорта. На высоком уровне сохраняется безработица.
По оценке министерства экономики Ирака, для восстановления национальной промышленности требуются капиталовложения в размере от 5 до 7 млрд долларов. Сегодня в Ираке работают свыше 70 проц промышленных предприятий, однако большая их часть загружена не на полную мощность. Министерство экономики контролирует 70 компаний в шести секторах: строительстве, химической и нефтехимической промышленности, машиностроении, текстильной, пищевой и фармацевтической промышленности. Другие министерства являются собственниками еще 122 компаний.
Несмотря на сложные отношения между Турцией и иракской курдской автономией, на территории Региона Курдистан действуют свыше 100 турецких фирм, в т. ч. нефтяных.
Продолжаются контрабандные поставки бензина из курдской автономии в Иран, что вызывает недовольство у центрального правительства и, особенно, у американской администрации, т. к. нарушает режим антииранских санкций. Хотя следует отметить, что получаемое иранцами количество бензина не является значительным и ни в коей мере не может привести к ликвидации дефицита этого вида топлива в такой большой стране как Иран.
Таким образом, внутриполитическая обстановка в Ираке в июле 2010 года продолжала характеризоваться неустойчивостью и сложностью. Это было обусловлено затягиванием глубокого политического кризиса, перспективы выхода из которого пока четко не просматриваются.
В июле 2010 года внешнеполитическая активность вокруг Ирака преимущественно была связана с политическими процессами, происходящими в стране. США и ряд стран, граничащих с Ираком, всячески пытались оказать влияние на процесс формирования нового иракского правительства. В то же время остающийся на своем посту премьер-министр страны Н. аль-Малики считает, что именно «региональное вмешательство является причиной задержки формирования правительства, что представляет опасность как для Ирака, так и всего региона».
В июле Ирак посетили видные государственные, политические и военные деятели США: вице-президент Дж. Байден (отвечает в администрации Б. Обамы за иракское досье), влиятельный сенатор Дж. Маккейн и председатель Комитета начальников штабов ВС США адмирал М. Маллен. В Вашингтоне побывал министр иностранных дел Ирака Х. Зибари. На встречах и переговорах американские представители пытались убедить иракских руководителей и видных политиков в необходимости скорейшего достижения прогресса в политическом процессе, сдвинуть с мертвой точки дело формирования нового правительства страны. К скорейшему урегулированию политического кризиса в Ираке призывали иракских политических деятелей президент США Б. Обама и госсекретарь Х. Клинтон. Положение в Ираке неоднократно обсуждалось в Вашингтоне президентом Б. Обамой с высокопоставленными представителями его администрации, военными руководителями и дипломатами. Однако все эти попытки окончились безрезультатно, что еще раз свидетельствует о снижении американских возможностей влиять на развитие ситуации в Ираке.
Руководство Саудовской Аравии призывает иракские политические партии как можно быстрее сформировать национальное правительство, что должно привести к «упрочению стабильности и безопасности в стране».
Активные посреднические усилия на иракском направлении предпринимала в июле Сирия. Президент САР Б. Асад принял в Дамаске лидера блока «Аль-Иракийя» А. Алауи и шиитского лидера М. ас-Садра. Усилиями Б. Асада была организована встреча между этими двумя видными иракскими политическими деятелями. Сирийский президент заявил о поддержке «любого соглашения между иракскими политиками, которое сохранит единство Ирака, его суверенитет и принадлежность арабскому миру». По мнению Б. Асада, будущее правительство «должно гарантировать участие в политическом процессе всех слоев иракского народа».
Иранское руководство оказывало «интенсивное давление» на иракских политиков с тем, чтобы пост главы правительства занял представитель одного из шиитских блоков – «Государство закона» или ИНА. При этом предпочтение в Тегеране отдается нынешнему премьер-министру Н. аль-Малики. В частности, соответствующее давление оказывается на М. ас-Садра, который выступает против кандидатуры Н. аль-Малики.
Министр иностранных дел Ирака Х. Зибари 15 июля дезавуировал высказывание иракского представителя при ЛАГ К. аль-Аззауи, заявившего, что Ирак не признает нынешнюю границу между Ираком и Кувейтом. Х. Зибари подчеркнул, что в Багдаде признают все резолюции ООН по данному вопросу. Заявление К. аль-Аззауи вызвало резкие протесты в Кувейте.
Таким образом, военно-политическая обстановка в Ираке в июле 2010 года стала более сложной и неустойчивой. Ухудшилось положение дел в сфере безопасности. Однако главным фактором, оказывающим растущее негативное воздействие на ситуацию в стране, является отсутствие прогресса в политическом процессе, в первую очередь, в деле формирования нового иракского правительства.