Александр Елисеев, russianews.ru
США впервые признали наличие плана военного нападения на Иран. При этом особенно подчеркивается, что Вашингтон приложит все мыслимые и немыслимые усилия для того, чтобы не допустить присоединение Тегерана к «международному ядерному клубу». Понятно, что это - часть хорошо запланированной игры Вашингтона на нервах, призванной сломить волю тегеранских руководителей. Однако, у последних, несмотря на все потуги Соединенных Штатов, есть и повод для бодрости: у Ирана, судя по всему, появился мощный союзник
Кризис однополярного мира, выстраиваемого США, который последовал почти сразу же за крушением мира биполярного, закономерно ведет к созданию новых геополитических конструкций. Пока видны только их контуры, однако, уже сегодня можно делать первые осторожные прогнозы.
В настоящее время намечается создание оси «Тегеран-Анкара». Оно обуславливается новым курсом турецкого руководства, которое все больше отворачивается от Запада. Сбываются прогнозы тех наблюдателей, которые предсказывали, что победа умеренных исламистов (Реджепа Тайипа Эрдогана и его сторонников) рано или поздно приведет Турцию в число стран, оппонирующих США и ЕС.
Об этом, в частности, говорит и последнее назначение 9 августа правительством Турции двух новых высших военачальников. Генерал Ишик Кошанер назначен главнокомандующим вооруженными силами Турции и начальником генерального штаба, а генерал Эрдал Джейланоглу — командующим сухопутными войсками.
Пикантность ситуации состоит в том, что это выдвижение свидетельствует о революционном изменении в управлении страной, максимально ослабляющим лобби США и НАТО. Оба генерала были выдвинуты и впоследствии назначены именно турецким правительством, вопреки традиции, когда кандидатов на высшие военные посты ранее выдвигала армия. Чаще всего это происходило автоматически: в связи с уходом в отставку прежних военачальников, на их место просто приходили подходящие по званию старшие офицеры. Однако после раскрытия в 2008 году, заговора организации радикальных националистов «Эргенекон», объединяющей сторонников построения в Турции светского государства, основные роли в котором играли именно военные, турецкие власти поставили армии условие, что отпустят арестованных военнослужащих в обмен на возможность самим выбрать новых главнокомандующих. Военные согласились на условия правительства, отказавшись выдвигать кандидатуры замешанных в заговоре генералов. В частности, вначале на должность командующего сухопутными войсками предлагался генерал Хасан Игсиз, но его кандидатура отпала из-за установленной причастности к заговору.
Напомним, что основные задержания по этому делу пришлись как раз на 2010 год. Между прочим, одной из основных целей заговорщиков было отстранение от власти правительства Реджепа Тайипа Эрдогана, в последние годы проводящего все более самостоятельную от Вашингтона политику.
Не менее самостоятельными и приближенными к реальности стали и некогда радикально проевропейские амбиции Турции. Еще совсем недавно Анкара всерьез надеялась на вхождение в состав Единой Европы. Но за прошедшие несколько лет все изменилось. Прежде всего, в самом ЕС идея такого вхождения была воспринята очень прохладно. Анкаре дали понять (причем, не совсем тактично), что Европа «не резиновая», и что там турок ждут разве что в качестве гастарбайторов. Это, конечно, вызвало большое разочарование в Турции, что сильно отвратило ее симпатии от Запада.
Кроме того, в 2007 году произошел довольно-таки крупный политический скандал, который серьезно охладил американо-турецкие отношения. В прессе была опубликована «футурологическая» военная карта США, изображающая геополитический расклад в ближайшем будущем. На ней, к изумлению и гневу турок, красовался единый и независимый Курдистан. Тогда же многие наблюдатели заговорили о том, что в планы Вашингтона действительно входит объединение курдов и создание дружественного США курдского государства. Понятно, что Турции такая «футурология» очень и очень не понравилась.
Нужно также отметить и вот какой фактор. Анкаре так и не удалось реализовать свой проект полного урегулирования отношений с соседями (т.н. программа «Ноль проблем»). Так, произошло очередное обострение нагорно-карабхского вопроса (вспомним недавнюю перестрелку между азербайджанскими и армянскими пограничниками), что во многом, если только не полностью, обесценило «историческое» соглашение о начале потепления в отношениях двух стран и старте процесса установления двусторонних связей, достигнутое Турцией и Арменией в прошлом году.