Андрей Федяшин, политический обозреватель РИА Новости.
В Ираке, и не только в нем, начался священный месяц Рамадан, а с ним пришла передышка от тяжелых мыслей о том, что дальше будет со страной. У нее до сих пор нет правительства, хотя выборы прошли еще в марте: между политическими партиями нет ни единства, ни согласия по кандидатуре премьера. Никто не знает, что дальше будет со страной и когда она обретет новый кабинет. На этом фоне американцы начали, как обещал Обама, вывод «боевых подразделений» своего экспедиционного корпуса из Ирака. Они должны завершить эту часть «военного исхода» к 1 сентября. А к концу 2011-го вывести из Ирака все свои войска вообще.
Чтобы найти в Ираке и в самой администрации президента Барака Обамы хотя бы одного серьезного человека, который действительно верит в то, что это (полный вывод войск) произойдет в обозримом будущем, надо сегодня очень и очень постараться. И то навряд ли получится.
Сам Обама в ближайшие недели (и еще вице-президент Джо Байден) будут форсированно объяснять Америке и миру, что иракская стратегия – это успех, поэтому войска и уходят, что за полтора года его правления из Ирака уже выведено около ста тысяч солдат. В пиковый период оккупации в 2007-м при Буше там было 166 тыс американских солдат. Сейчас - 65 тысяч. К 1 сентября останется ровно 50 тыс, которые уже будут называться не войсками, а «переходными силами» для консультирования и обучения иракских сил безопасности. А после 1 сентября операция «Иракская Свобода» будет переименована в операцию «Новый Рассвет».
Обама обещал сделать все это еще во время своей предвыборной кампании - и делает. В противном случае «отход» симпатизирующих от Обамы и демократов станет массовым, а такие вещи, да еще перед большими ноябрьскими выборами в конгресс, могут иметь очень серьезные медицинские последствия для политического здоровья президента.
Вывести 15 тыс войск к сентябрю для мощной американской военной логистики совсем не сложная задача. Сложная задача - это убедить всех в том, что перед ними глубоко просчитанная, продуманная, разумная акция, что Ирак действительно «выздоравливает» благодаря «демократической оккупации», он стабилен, его будущее и целостность обеспечены. Осталось лишь наладить самое малое - чуть «подтянуть» и подучить местные силы безопасности.
Обаму можно понять. Любая унаследованная война – тяжелое бремя для любого президента. «Другу Бараку» досталось сразу две. Да еще какие. Афганская уже стала самым длительным военным конфликтом в истории США. Как и когда он разрешится - пока никто не знает. Надо пока что-то делать хотя бы с Ираком. Логично.
Но вся проблема в том, что операция «Новый рассвет» сильно удручает сейчас не только иракцев, но даже госдепартамент США. Если судить по предпринимаемым им на иракском направлении усилиям, то выход и не продуман, и не спланирован, и не обеспечен финансовыми средствами.
Здесь надо сказать, что с 1 сентября все «наставнические функции» (подготовку спецподразделений, полиции, армии, администрации в провинциях), которые выполняло ранее командование армии США, будут переданы госдепартаменту. Посольство США в Багдаде - это совсем не то, что посольства США в других, «нормальных» странах. Американское дипломатическое представительство в Багдаде к настоящему времени по площади уже обогнало Ватикан. Оно имеет в 16 провинциях «отделения», провинциальные «реконструкционные команды».
С передачей ему части функций оккупационного военного командования госдеп, ясное дело, рассчитывал на дополнительные ассигнования, в том числе и на охрану своих «отделений». Он намерен открыть в Багдаде дополнительно 5 (пять) консульских офисов. Но месяц назад конгресс урезал на 550 млн запрос госдепа на дополнительное финансирование его новых функций, включая и 400 млн на охрану и безопасность сотрудников. Сенаторам и конгрессменам показалось излишним выделять на эти цели дополнительно 1,8 млрд долларов, при общем бюджете госдепа на все свое «хозяйство» и дипломатов за рубежом в 16 млрд долларов.
Госсекретарь Хиллари Клинтон утверждает, что деньги выделять все равно придется. Когда войска уйдут, то госдепу придется нанимать дополнительную частную охрану для сотрудников (наместников). Сейчас дипломатов и советников охраняют 2700 агентов частных охранных фирм. Клинтон говорит, что после сентября ей надо будет втрое больше – под 8 тысяч человек.
Вообще в Ираке, надо сказать, происходят занимательные вещи. В сфере IT это можно было бы назвать аутсорсингом. А если пользоваться российской терминологией, то происходящее похоже на создание ГУП Ирак. Вывод войск (сокращение с 65 до 50 тыс), переквалификация «военных операций» в «стабилизационные операции» - терминологическое лукавство. Представитель американского военного командования в Афганистане, генерал-майор Стивен Ланза признал, что в практическом плане мало что изменится, включая огневую военную мощь. Зато ускоренными темпами пойдет «приватизация» оккупации, производственно-хозяйственный аутсорсинг.
Уже сейчас число частных контрактников, работающих на американские оккупационные силы (охрана, продовольственное обеспечение, связь, коммунальные услуги, бизнес) достигло 100 тысяч. Из них 10 тысяч – агенты частных охранных предприятий, которые защищают и дипломатов, и советников, и бизнесменов США. С выводом войск их должно стать примерно вдвое больше. Ясно, что в случае терактов горевать по погибшим частным охранникам Америка всенародно не будет – это не подневольные GI, направленные в Ирак по приказу президента. Значит, и побочные политические последствия таких смертей не так страшны.
Чем обернется вывод войск для самого Ирака? Самые прозорливые эксперты утверждают, что вывода на самом деле и нет. Если оккупацию назвать периодом стабилизации, то суть от этого вряд ли изменится. Поговаривают даже, что когда (и если) в сентябре, после окончания Рамадана, удастся, наконец, сформировать новое правительство Ирака, то первое, что оно сделает, так это обратится с просьбой к США отложить вывод войск.
Это вполне возможно и даже неизбежно. Иначе будет хуже. Даже такой противник США и американской оккупации, как бывший вице-премьер и министр иностранных дел, ближайший соратник покойного Саддама Хусейна Тарик Азиз (он отбывает 15-летний срок в иракской тюрьме) заявил, что вывод войск будет равносилен развалу Ирака. В своем первом интервью иностранному изданию, лондонской The Guardian, он объявил, что вывести войска - это все равно, что отдать Ирак «на растерзание волкам».
Три основные демографические и религиозные составляющие иракской действительности одновременно есть и источник ее главных бед и проблем. Курды, сунниты и шииты – коктейль из таких неуживчивых компонентов, что удержать его «в одном стакане» - если стакан не американский - будет не просто трудно. Будет невозможно. А оставить иракцев наедине с самими собой – значит благословить начало гражданской войны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
.rian.ru/analytics