Димитрий Бабич, chaskor.ru
Курдские радикалы готовы примириться с Анкарой
Соратники лидера Курдской рабочей партии Абдуллы Оджалана, отбывающего пожизненный срок в одной из турецких тюрем, выразили намерение пойти на «принципиальную сделку» с правительством Турции. В обмен на хотя бы частичное признание автономии своих территорий на юге страны КРП обязуется не совершать нападений на госучреждения. И никого не убивать.
Министр иностранных дел Турции Ахмед Давудоглу получил прозвище Дядя-скандал. Уважительное «дядя» закрепилось за ним еще в альма-матер. Поговаривают, что будущий выпускник Стамбульского университета то ли на третьем, то ли на четвертом курсе обучения смог урегулировать конфликт между студентами и городскими властями. Тогда массовыми беспорядками, вызванными решением правительства урезать стипендию «бюджетникам», были охвачены главные города Турции, начиная от Стамбула и заканчивая южной Бурсой. Каким образом Давудоглу удалось договориться как с местными чиновниками, так и с теми же студентами, остается загадкой. Но факт остается фактом — дядя Ахмед стал уважаемым в турецком обществе человеком. Вторая часть его прозвища — «скандал» — появилась недавно. После того как в интервью одной из центральных турецких газет он заявил, что Турция — это страна для любого человека, исповедующего принципы «терпимости и религиозного равенства», разразился грандиозный скандал. Местные националисты обвиняли Давудоглу в предательстве интересов ислама, представители проевропейских партий — в банальном лицемерии, а центристы — в популизме. Однако все обвинения Дяде-скандалу шли на пользу: его рейтинг в турецком политикуме «зашкаливал» — Давудоглу можно было ненавидеть, можно было любить. А если и были люди, равнодушные к его действиям, то сотые доли процента. После определенного заявления действующего главы МИД Турции эти сотые доли наверняка еще уменьшатся. В официальном интервью, транслировавшемуся по мировым спутниковым каналам, Ахмед Давудоглу впервые использовал слово «Курдистан» для обозначения северной части Ирака.
Независимый Курдистан на севере Ирака уже, по сути, давно построен. Единственное, чего он не сделал, — не провозгласил свою независимость официально. Пока курды, представитель которых является президентом Ирака (с весьма ограниченными полномочиями, но тем не менее), не считают нужным это делать. Ведь фактическая независимость у них и так есть, а ее юридическое провозглашение вызовет бешеную реакцию Анкары и Тегерана. Да и Вашингтон не поймет. Поэтому и здесь сохранится статус-кво. До тех пор, пока из Ирака не уйдут американские войска. После этого возможны самые разные варианты.
Процесс пошел Следует особо отметить, что названия «Курдистан» в турецком лексиконе попросту не существует. Местная полиция имеет полное право задержать подвыпившую компанию не по подозрению в наличии в организме алкоголя, а исключительно услышав слово «курд». На одном из интернет-сайтов, зарегистрированных в США, турецкий пользователь написал: «Меня избили в кафе, когда я сказал: поеду в Курдистан (юго-восток Турции. — Д.Б.). Мне было страшно и обидно за происходившее. Тем более что за меня никто не заступился».
А Давудоглу, возможно, сам не отдавая себе в этом отчет, заступился. И за пострадавшего в кабацкой драке молодого человека, и за тех, кто в ходе очередной переписи населения ставит отметку напротив графы «гражданство» не «Турция», а «другое». Дядя-скандал весьма недвусмысленно дал понять соотечественникам и мировому сообществу в целом, что Турция готова пойти на любые переговоры с курдскими сепаратистами. Естественно, если оные готовы признать Анкару как титульное государство.
И не случайно, наверно, что отношение турецких властей к курдскому вопросу за последний год заметно эволюционировало — Анкара, похоже, «дозрела» до понимания того, что исключительно военными методами проблему своих юго-восточных провинций, населенных курдами, не решить. Совсем недавно турецкий премьер-министр инициировал разработку проекта реформ в вопросе так называемого курдского продвижения и впервые встретился с главой легальной прокурдской Партии демократического общества (ДТП) Ахметом Тюрком. Итоги встречи обе стороны оценили как очень «позитивные» и «многообещающие».
Возвращаясь к курдскому вопросу Реакция людей, которых в Турции принято называть сепаратистами, последовала незамедлительно. Преемник осужденного на пожизненное заключение Абдуллы Оджалана на посту лидера Курдской рабочей партии Эмин Гервет сказал, что мир в регионе (речь идет о юго-востоке Турции) зависит исключительно от Давудоглу. «Это хороший человек, — заявляет Гервет. — Если его слова не лицемерие, мы отречемся от вооруженной борьбы за создание великого Курдистана».
Впрочем, от пресловутой вооруженной борьбы турецкие курды пока отказываться не желают. Только за последнее время в южных провинциях Турции на границе с Ираком произошло более двадцати столкновений действующей армии с представителями КРП. Количество погибших с обеих сторон исчисляется десятками. «Идея создания независимого Курдистана давно стала, выражаясь по-вашему, притчей во языцех», — отметил в беседе с журналистом «Часкора» турецкий политолог Осман Еден. — Еще несколько дней назад Дядя-скандал, пользуясь своим влиянием в турецком политикуме, убедил лидеров КРП приостановить нападения на здания государственных учреждений. Нападения прекратились «на бумаге» (имеются в виду официальные заявления СМИ Турции об «эффекте миротворческой политики Дяди-скандала. — Д.Б.). Но когда турецкие курды требуют независимости от Турции и создания независимого государства Курдистан, их не могут остановить ни международные правовые нормы, ни тем более решения конкретно взятого политика. Пусть и уважаемого».
Дальше — больше. По мнению аналитика, любые переговоры с представителями Курдской рабочей партии обречены на провал. И официальная Анкара, которую и представляет Ахмед Давудоглу, это прекрасно понимает. В данном случае политологи утверждают: худой мир лучше хорошей войны. Около двадцати тысяч активистов радикального крыла КРП «Волки» могут сложить оружие лишь по одному призыву Эмина Гервета.
На предварительном допросе один из задержанных признался, что взрывом мощной бомбы в центре мегаполиса группа планировала отметить 10-ю годовщину со дня ареста бессменного лидера КРП Абдуллы Оджалана, отбывающего пожизненный срок в тюрьме турецкого острова Имрали. Остальные экстремисты отвечать на вопросы следователей отказались, отметив лишь, что так называемое десятилетие Абдуллы — стартовая точка возрождения Курдистана.
Гонка за лидером Но вот ведь в чем дело: не исключено, что Давудоглу придется подтверждать свой статус миротворца. «В курдском сообществе давно витает мысль о революции, — говорит Осман Еден. — Лично мне кажется, что, прикрываясь идеалом мира в регионе, они (КРП. — Д.Б) готовят новую революцию в турецком социуме. Все остальное — затишье перед бурей».
Выступая на пресс-конференции в Анкаре, Давудоглу проронил фразу, которую турецкие СМИ — по крайней мере официальные — явно не отметили. Отвечая на вопрос журналиста относительно освобождения членов КРП из тюрем, Дядя-скандал заметил: «Главное, чтобы они больше не изливали нам поток подсознания».
По некоторым данным, глава КРП Абдулла Оджалан, находящийся в тюрьме на одном из турецких островов, уже написал соратникам письмо, суть которого в следующем: «Говорите с Давудоглу». Иначе — революция.