Вадим Макаренко, Kurdistan.ru
Если бы не столько испытаний, которые выпали на долю курдов и в последние 20-30 лет, то можно было бы сказать, что курдам везет. Сегодня, когда Курдистану трудно, судьба опять благоволит курдам, поскольку газ Курдистана, который долгое время был не востребован, крайне нужен для наполнения газопровода «Набукко», который так или иначе пройдет через Турцию в Европу. Курдистан получает новых союзников, заинтересованных в его стабильности. Выгодное географическое положение курдских месторождений, самых близких к Европе, большие запасы газа, сравнительно низкая себестоимость, - все это дает курдам сильные козыри, как во внешнеполитической, так и во внутриполитической игре. Хотя никто не рискнет утверждать, что другие страны будут играть с курдами в поддавки. Высокие ставки – опасные вызовы.
«Набукко» - не конкурент «Газпрому»
Важно то, что курды несмотря на анклавное положение, имеют сегодня возможность заключать соглашения непосредственно с западными компаниями. Это стало возможно на такой стадии реализации проекта «Набукко», когда ему крайне нужен газ, настолько нужен, что для того, чтобы заработал газопровод его акционары готовы обратиться даже к России, своему, как считается, главному конкуренту, чтобы та добавила газку из своего «Голубого потока» либо Турции, потребление которой растет, либо непосредственно в «Набукко».
Безусловно, Россия стремилась опередить «Набукко» и с выводом на проектную мощность «Голубого потока» и с запуском «Северного потока», поскольку и тот и другой проекты было бы сложно развивать в случае, если на момент прохождения ими критической стадии уже был бы продвинутый альтернативный вариант поставок газа в Европу. Эта задача решена. Сегодня оба названных проекта уже в такой стадии, что «Набукко» им не помеха. Боле того, строя «Набукко», западные страны решают российскую задачу, создают альтернативу поставкам российского газа на случай несговорчивости властей Украины, Белоруссии и Польши.
Что касается планируемого Москвой «Южного потока», на который сейчас у «Газпрома» нет средств, то ясно, что России нужнее новые выходы на восток, к Тихому океану, чем еще один, сейчас явно лишний (может быть, временно) газопровод в Европу, где на ближайшее десятилетие не прогнозируется «стабильного спроса» на газ.
Тем не менее, и «Южный поток» никто не отменял, Россия активно пробивает этот проект, как и согласовала возможность построить вторую нитку газопровода «Голубой поток». Но возможно, что тактически в интересах России чуть отойти и пропустить вперед «Набукко» на переполненный газом европейский рынок, не рискуя своими инвестициями в новый газопровод (на «Южный поток» требуется около 20 мдрд евро). Говоря футбольным языком, неплохо было бы устроить европейцам искусственный офсайд. Посмотрим, зачтет ли рынок этот прорыв или Европе придется удовлетворится возросшей энергетической безопасностью. За безопасность всегда приходится платить. Если же спрос восстановится, то ничто не помешает России построить «Южный поток» (был бы газ и спрос на него), а возможно, что хватит линий газопроводов через Украину и Белоруссию.
А чтобы решить прагматические задачи, которые стояли перед «Южным потоком», на случай, если у нас в стране будет избыточный газ, «Газпром» сам может принять участие в проекте «Набукко» или просто поставлять в трубу свой газ: судя по позиции США и Ирана, иранский газ пойдет в Европу нескоро. Кроме того, предусмотрена возможность нарастить мощность «Голубого потока» второй ниткой, что будет много дешевле, чем строить «Южный поток». Это позволит диверсифицировать свои возможности и уменьшить риски, да и просто крепче держать руку на газовом пульсе Европы.
Одни партии сыграны, другие предстоит разыграть, «Набукко» - одна из них, и в ней еще далеко не все ставки сделаны. Стоит обратить внимание, что в числе акционеров «Набукко» энергетические компании, которые были пионерами освоения российских газовых ресурсов для Европы. Объективно «Набукко» снижает политические риски для России на случай каких-либо перебоев с поставками газа (как это случилось из-за газового конфликта с Украиной). Россия в лице своих высших руководителей не раз заявляла, что заинтересована в энергетической безопасности Европы. И это не просто слова: мы на этом потеряли миллиарды долларов, которые ушли на фактические дотации транзитеров газа для Европы. Строительство «Набукко» облегчает для России задачу стабильного обеспечения Европы газом, которая в последние годы была для на нее весьма нелегкой ношей.
Число независимых игроков множится
Никто не может запретить Европе создать в лице Турции альтернативу России. Но она должна осознавать, что вместо одного хорошо предсказуемого игрока она получает двух, чье поведение неизбежно станет менее предсказуемым.
В Европе думают, что Турция и Россия станут конкурентами, но возможен, наоброт, российско-турецкий альянс: изменения в отношениях этих стран дают основания для таких прогнозов. Да и с Ираком, включая Иракский Курдистан, России нет смысла конкурировать, там полно возможностей для взаимодействия. Это может стать новым вызовом Европе. Региональное взаимодействие России и Турции, которых в прошлом Европа всегда натравливала друг на друга, чтобы они уравновешивали и обескровливали друг друг, изменит ситуацию к востоку от нынешних границ ЕС. При этом стоит учесть, что у Росии и Турции одни цивилизационные корни, схожая кавказская ментальность (индо-европейскую расу долго называли кавказской), а православие и ислам имеют долгий опыт мирного сосуществования.
Потенциал возможного, назовем его, Евразийского региона – от Мурманска до Персидского залива с восточной границей на Тихом океане – может быстро и намного превзойти европейский, да и поспорить с американским и китайским. Этот регион нельзя замкнуть на Китай (например, в рамках Шанхайской Организации Сотрудничества), но и для самой России и для постсоветских государств это пространство слишком велико, нужны союзники. Потенциально весьма подходит Турция, которая долгое время противопоставлялась СССР, хотя фактически именно Красная Россия спасла Труцию от уничтожения в 1920-х годах. Сейчас ситуация изменилась, ничто не мешает отношениям между двумя странами выйти на принципиально новый уровень.
Но и без альянса с Россией Турция с каждым днем становится все более и более неординарной или, говоря проще, слишком большой для Европы. Неужели в Европе не замечают этого? Речь не о том, чтобы рассорить Европу с Турцией, просто нужно смотреть в глаза реальности. Так, «Набукко» добавляет Турции потенциальный транзитный потенциал в 31 млрд. куб. газа, причем от Турции в отличие от случая с Россией, которая собирается строить «Южный поток» за свой счет, не потребуется ни одного евроцента: Европа все сделает сама. Но, как говорится, каждый кузнец своего счастья, - и несчастья тоже.
Иран упускает возможности, курды - получают
Геополитическая ситуация складывается так, что курды замещают на газовом рынке не Россию, а Иран. Несмотря на то, что Европе нужен почти газ весь газ Средней Азии, у нее проблемы с Ираном, который в своем противостоянии с США по ядерным вопросам становится крайне ненадежным партнером в долговременных проектах, поскольку все, кто взаимодействуют с Ираном, рискуют (рано или поздно) попасть под американские санкции. И в данном случае курдский газ, а точнее иракский газ из Курдистана, пойдет в качестве частичной замены иранского объема поставок, от которого «Набукко» пока отказывается.
Иран – ключевая страна для того, чтобы газопровод «Набукко» стал, хотя бы потенциально независимым источником поставок газа в Европу. Без Ирана в схеме газопровода Россия, поддержавшая в 2008 году независимость Южной Осетии, а на днях продлившая пребывание своей базы в Гюмри до 2046 года, продолжает держать руку на пульсе всех нефтегазовых потоков в Закавказье. Соответственно, стабильные отношения Европы и России и, конечно, США и России, как были, так и остаются залогом энергетической безопасности Европы, которой и до этого ничто не угрожало, кроме спровоцированного самой Европой неадекватного поведения «оранжевых» властей на Украине.
Газ Иракского Курдистана, хотя потенциально это – треть мощности «Набукко», погоды не сделает, но он поможет запустить газопровод в работу в расчете на присоединение к нему в дальнейшем Ирана и Средней Азии, если их газ не оттянет на себя Россия или Китай.
Чем не ход?
В этих условиях делать вид, что иракско-курдский газ, который пойдет в «Набукко» - это какая-то альтернатива или вызов российским газовым интересам, совершенно не обосновано. Сейчас не 1990-ые годы, когда реэкспорт туркменского газа имел ключевое значение для российской экономики, ныне туркменский газ продается по европейской цене, а Россия получает только то, что ей причитается за транспортировку. В этих условиях газопровод превращается в обычное предприятие, только очень рискованное из-за своих масштабов и колебаний цены на газ на мировом рынке, а также имеет высокие политические риски.
Наоборот, нынешнее соглашение Иракского Курдистана с RWE могло бы стать поводом для Ирака – и для Эрбиля, и для Багдада – пригласить «Газпром» к разработке газовых месторождений в Курдистане, чтобы уравновесить геополитическое уравнение. Россия, например, была готова участвовать в разработке иранских месторождений, несмотря на то, что иранский газ планировался для поставок через «Набукко».
Подобная тема могла бы стать предметом обсуждения где-нибудь в кулуарах «Энергетического форума» в Санкт-Петербурге, куда, наверно, приглашены курдский министр природных ресурсов Ашти Хаврами и его нынешний или будущий иракский коллега, если правительство будет к тому времени сформировано. Надо сделать предложение, от которого «Газпром» не сможет отказаться. Иракскому Курдистану есть, что предложить.
В любом случае для курдов соглашение с акционерами «Набукко» - это подарок судьбы, поскольку другого выхода для быстрого наращивания экспорта газа у курдов нет. Это понятно всем и не может стать поводом для упреков в адрес курдов.
Более того, взаимодействие с западными энергетическими структурами – это не просто деньги, а реальные обеспеченные технологиями инвестиции прежде всего в энергетический сектор Курдистана, где все еще не налажено стабильное обеспечение региона электричеством. Это реальный экономический рост на уровне десяти-пятнадцати, а то и более процентов в год. Все друзья курдов могут только приветствовать такое развитие событий и искать варианты собственного взаимодействия с Иракским Курдистаном в обоюдных интересах. Заключив соглашение с правительством Иракского Курдистана, Европа по сути расчищает прямой путь в этот регион и другим компаниям, в том числе и российским, слишком прикипевшим к Багдаду.