Евгения Новикова, специальный корреспондент «Эксперт Online»
В воскресенье, 12 сентября, в Турции пройдет референдум по внесению поправок в Конституцию страны, введенную отцом республики Мустафой Кемалем Ататюрком. Поправки радикальны: они включают серьезное реформирование судебной системы, ослабление власти военных, расширение прав и свобод личности. Накануне референдума страна раскололась почти пополам: одни страстно поддерживают реформирование государства, рассчитывая на очередной шаг в сторону демократии, другие всерьез опасаются, что утром 13 сентября проснутся в совершенно другом государстве – исламском и диктаторском.
Поправки в действующую Конституцию предложила Партия справедливости и развития (ПСР), ныне правящая в Турции, контролирующая парламент и правительство. Эти изменения в Основной закон уже получили одобрение в парламенте и Конституционном суде. Всего из 26 среди самых важных новаций – учреждение института омбудсмена, реформирование Конституционного суда и Высшего совета судей и прокуроров, наделение гражданских судебных инстанций правом возбуждать уголовные дела в отношении военнослужащих и сотрудников силовых структур. Парламент, а не суд получает право распускать политические партии, а госслужащие смогут заключать коллективные договоры и проводить забастовки.
Лидер ПСР Реджеп Тайип Эрдоган в рамках подготовки референдума объездил всю страну, стремясь разъяснить населению, что цель реформы – освобождение военных от активного участия в политической жизни государства и выполнение рекомендаций Евросоюза, выдвинутых в ходе процедуры подготовки Турции к вступлению в ЕС.
Лидер оппозиционной Народно-республиканской партии Кемаль Кылычдароглу, главный противник премьера Эрдогана, также ездил по стране и убеждал народ в том, что голос, отданный за поправки, это не что иное как удар по светскому государству, построенному великим Ататюрком. А удар по лаицизму – это путь к исламской диктатуре.
В результате такой работы страна раскололась надвое: одни по-прежнему верят Эрдогану, другие опасаются погружения страны в пучину исламизма. Опасения последних Эксперту Online разъяснил турецкий политолог Синан Оган, руководитель Центра стратегических исследований Турции: «Оппозиция и ряд граждан полагают, что если голосовать «за», то правящая партия спокойно будет управлять страной еще много лет подряд, так как правовая система Турции окажется подконтрольной партии власти. У нас до сих пор правовая система является независимой, не подчиняется ни правительству, ни партии власти. В работу судов никто не вмешивается. Его военные не контролируют. Часть судей КС назначается президентом, часть – различными судебными органами. А после принятия поправок КС будет формироваться из тех, кто симпатизирует правящей партии. Таким образом, правящая партия будет держать в руках правовую систему и сможет, например, ввести новые избирательные законы, продлив себе срок пребывания во власти. Тогда уже не будет иметь никакого значения, есть выборы или нет». В Турции серьезно опасаются развития событий по иранскому сценарию, несмотря на то что поправки, ради которых проводится референдум, вовсе не дают основания для беспокойства о превращении светской республики в исламскую. «На референдуме по сути ставится вопрос о будущем режима – Турция может потихоньку превратиться в совершенно другую страну, – опасается Оган. – У нас нет уверенности, что поправки будут работать на становление гражданского общества. Не исключено, что оппоненты нынешнего правительства будут преследоваться и наказываться. И для тех, кто будет выступать за светский режим, все может закончиться плохо».
Напомним, Партия справедливости и развития, исповедующая «мягкий ислам», пришла к власти в ходе парламентских выборов в июле 2007 года, получив поддержку 46% избирателей. Далеко не все из этих 46% – исламисты. Некоторым нравились экономические реформы Эрдогана, некоторым – его упорная внешнеполитическая деятельность по продвижению Турции в ЕС, некоторые симпатизировали лично премьеру. Теперь ситуация несколько изменилась, рассказал Синан Оган: «Популярность Эрдогана падает из-за того, что он стал более нервным, более жестким политиком, люди опасаются того, что он стремится к установлению диктатуры». По мнению политолога, проведение референдума накануне запуска кампании по выборам в парламент (голосование состоится в мае–июне 2011 года) преследует еще одну цель – замер общественного мнения по вопросу поддержки лично Эрдогана, который претендует на президентское кресло. Правда в Турции, где президента выбирает меджлис, кандидату на высший пост страны необходима победа его партии на парламентских выборах. «Этот референдум по сути является референдумом о доверии правящей партии. Многие турецкие граждане будут голосовать именно исходя из этого», – полагает Оган. Он прогнозирует 1–2%−ный разрыв между голосами «за» и «против».
Вместе с тем похоже, далеко не все опасаются страшных для политического режима последствий из-за одобрения изменений Конституции. За внесение поправок ПСР в Основной закон Ататюрка голосовать необходимо, заявил Эксперту Online пожелавший остаться неназванным аналитик из Анкары. По его мнению, «нынешняя конституция – конституция военных». Необходимость жесткой власти прошла. «В Турции за поправки проголосуют те, кто поддерживает ПСР, социалисты, профсоюзы, зеленые. Против – выступят военные, Народно-республиканская партия, Партия национального действия. Курды решили бойкотировать референдум. Соотношение голосов «за» и «против» – примерно 55:45», – полагает он.
Внесение поправок не нанесет удар светскому формату государства: «Лаицизм не пострадает – все будет так, как прежде. У нас демократия, диктатуры не будет. А стремление Эрдогана контролировать как можно больше сфер – это нормально для политика, лидера правящей партии и премьера».
В то же время нельзя не согласиться, что раскол общества почти пополам в вопросе о Конституции – это плохой симптом. Основной закон должен быть одобрен большинством. «Конституция должна не разделять, а соединять людей. А сейчас обсуждение перед референдумом так разделило общество, как никакой вопрос не разделял в последние 25 лет», – сетует Синан Оган. Возможно, многие в Турции выскажутся в воскресенье против именно по этой причине. И все же, согласно прогнозу премьера Эрдогана, модернизацию политической системы поддержат с перевесом в 4–5%.
Для самого лидера правящей партии наступают не очень простые времена: для разделенного пополам общества ему придется спешно искать объединяющую идею. В Турции всегда большим успехом для подобных целей используется курдская карта. Поэтому уже в ближайшее время следует ожидать проявления новых усилий властей по борьбе с Курдской рабочей партией и очередного раунда дискуссий по поводу курдского вопроса.