Ю.Б.Щегловин, Институт Ближнего Востока
Новая утечка секретных материалов Пентагона в отношении войны в Ираке напоминает последний залп артобстрела перед началом генерального наступления. Она произошла аккурат за неделю до начала выборов в Конгресс США, что конечно не является случайностью, и заставляет лишний раз усомниться в «неподкупности и непредвзятости» западных СМИ. Но нас это волнует в меньшей степени, обратим внимание на другое.
1. Во всей этой ситуации крайне непонятной является позиция Пентагона. Его официальные представители комментирует случившееся так, как будто речь идет об очередной досадной ошибке своих беспилотников где-нибудь в «зоне племен» в Пакистане. Но налицо колоссальная (400 тыс. документов, которые фактически выложены в хронологичном порядке) по своим объемам утечка секретной информации из центра американского командования в регионе, что свидетельствует: а) о наличие «крота» в этом штабе; б) о полной уязвимости коммуникаций Пентагона для хакеров. И в том, и другом случаях надо говорить о необходимости скрупулезного и полномасштабного расследования с привлечением комиссии Конгресса США, так как вопрос стоит в плоскости угрозы национальной безопасности как минимум. Ничего подобного после первого «вброса» в июле с.г. просто не произошло, что вызывает, мягко говоря, непонимание и ощущение абсурдности происходящего.
Однако все встает на свои места, если мы предположим, что указанная утечка явилась результатом не агентурного проникновения бойцов иракского сопротивления в штаб американской армии (это версия теоретически возможна, но по факту абсурдна); не результатом хакерской атаки (что тоже возможно, но не в таком продолжительном периоде времени), а свидетельством крайней степени «недовольства» совершенно определенной и сознательной части руководства в самом Пентагоне. Речь идет об изменении стратегии войны в Ираке, о топтании на месте и т.п. В общем, обо всем том, что так раздражает любых военных, которые по приказу государства долго и настойчиво проливали свою и чужую кровь, а в результате были названы тем же государством «военными преступниками» и «дармоедами, которые зря едят государственные харчи и занимаются не тем, чем надо». Фронда Б.Обаме среди военных очень влиятельна и затрагивает высший командный состав, а это самое тревожное. Отсюда и «спокойствие» Пентагона в ситуации, при которой в любой другой стране министр обороны и весь его штаб был бы уволен в течение суток.
Это событие для нас представляет интерес не только и не сколько по причине внутренних дрязг в Вашингтоне. Такое «бодание» указывает на серьезной системный кризис американских «силовиков», на которых «цивилизованный мир» возлагает основные надежды по вопросам борьбы с исламистским радикализмом. Судя по всему, напрасные. Характер опубликованных материалов затрагивает основной стержень любой силовой структуры, которая занимается борьбой с терроризмом (да и не только с ним). В результате раскрываются не только формы и методы этой борьбы, но и имена агентов и источников информации. В любой спецслужбе это считается «краем» кризиса, так как дискредитирует сам механизм агентурной работы. После такого говорить о каком-то усилении этого определяющего компонента работы не приходится, впору ожидать серьезного отката. Причем этот кризис коснется всех без исключения силовых ведомств США, так как для потенциальных источников информации абсолютно все равно, кто конкретно такие утечки совершает, для них американцы и их службы являются единым механизмом. Иракский «бумеранг» сейчас совершенно точно ударит по всем усилиям американских силовиков в Сомали, Йемене и в том же Афганистане. Везде, где спецслужбы США будут вынуждены действовать, они будут сталкиваться с этой проблемой «недоверия». Это первый очень негативный результат действий безответственных политиков, который необходимо будет «переваривать» с добрый десяток лет как минимум.
2. Новый пласт документов затрагивает тему т.н. «эскадронов смерти» и их использование в рамках «внесудебных расправ» (если на войне вообще уместно говорить о суде). Это подтверждает только один факт. Американцы используют в Ираке (и Афганистане) единственно возможную в условиях контрпартизанской войны тактику. Добавим, что во всех этих «эскадронах» как правило, присутствуют и американские кураторы. Так что речь идет не о том, что «знали, но ничего не предпринимали», а о том, что «знали и руководили». 25 тыс. «нейтрализованных» граждан Ирака, которых записали «во враги» являются т.н. «сочувствующей базой» боевиков: курьерами, хозяевами квартир и убежищ, поставщиками развединформации, «шерпами», «наводчиками» и т.п. То есть теми, без которых повстанцы в лесу, или горах, или в городе просто не смогут воевать. Обычно это члены семей боевиков или родственники, их численность в зависимости от интенсивности конфликта может составлять от четверти до трети от общего количества партизан. Арифметика простая, в результате получаем, что американцам в Ираке противостояли до 100 тыс. вооруженных боевиков. Такое количество можно сдержать (но не победить), только применяя чисто «гестаповские методы», о чем и свидетельствует еще одна значительная часть обнародованных документов.
3. В документах явно начинает усиливаться тема «иранского вмешательства», что само по себе очень явно указывает, что «закоперщики скандала» сидят в стане республиканцев, которые всю эту «кашу и заварили». При этом обратим внимание на то, что нет ни одного фактурного материала (пленки, видео, показаний захваченного иранского ксировца и т.п.). Поэтому говорится о том, что «скорее всего» Иран финансирует шиитские иракские группы, тренирует их, снабжает взрывчаткой и т.п. Такие вещи говорят о ничтожном оперативном проникновении американцев в шиитские группировки и через них – в КСИР как таковой. Это, во-первых. А во-вторых, 85 % всех терактов против американцев или иракских государственных институтов (а это шииты или курды, между прочим) происходили при участии суннитского подполья. При этом около половины террористов-самоубийц прибывали в Ирак из Сирии. Документы на эту тему почему-то огласки не получило, а то бы снова начались «антисаудовские истерики».
Вывод очень простой: иранцам просто не надо было очень активно готовить теракты, шиитское руководство страны и так было и есть под их контролем (последний правительственный кризис и визит Нури аль-Малеки в Тегеран тому свидетельство и без всяких «утечек»). А с суннитскими боевиками воевали американцы, так зачем же им мешать? Отсюда и отсутствие фактических материалов, что совершенно не исключает подготовку боевиков из армии Махди в лагерях КСИР. Только готовятся воевать они не против США, а против курдов за Киркук и суннитов за Ирак. А вот американцы действительно готовили белуджские отряды «двойники» для проведения терактов в Иране. Достаточно вспомнить ту же «Джундаллу», тесно связанную с «Аль-Каидой». А снабжение их оружием и деньгами проходило на базах ВВС США в Киргизии, что лишний раз доказывает тезис о превращении севера Афганистана и ЦентральнойАзии в «плацдарм» контртеррористических действий американцев в регионе после физического ухода из Ирака и Афганистана.
Республиканцам вместо того, чтобы разрушать существующий в виде режима С.Хусейна противовес иранскому влиянию, надо было с ним договариваться. Теперь же вместо строптивого, но вменяемого иракского диктатора им приходится иметь дело с «без пяти минут» ядерным Ираном, который все плотнее и плотнее «прибирает» к рукам шиитский Ирак.
Как следствие этой недальновидной и саморазрушительной стратегии мы видим теперь системный кризис американской государственной машины, испытывающий кризис идей, недостаток квалифицированного руководства и раздираемой войной компроматов. В итоге в новую фазу борьбы с глобальным исламским террором западная цивилизация входит слабой и неготовой, в чем нам всем в скором времени и придется, к сожалению, убедиться.