Роберт Дрейфус, Middle East Online
Судя по всему, Райан Крокер оптимист. Выступая на конференции, организованной на прошлой неделе Национальным советом по американо-арабским отношениям (NCUSAR), Крокер изложил то, что можно назвать розовым взглядом на будущее Ирака как друга и союзника Соединенных Штатов .
Крокер, конечно, был послом в Ираке с 2007-09 гг., а до этого, послом в Пакистане (2004-07). Он старый арабист, который также служил послом США в Сирии, Кувейте и Ливане, а также направлялся с миссиями в Египет, Ирак и в другие страны Ближнего Востока.
В настоящее время он декан Шаолы государственного управления Джорджа Буша в Техасе, А&M, которая, следует указать, названа в честь Буша 41-го, а не неуклюжего, околдованного неоконсерватизмом Буша 43-го ("W."). Аудитория, к которой обратился Крокер, в высшей степени состояла из представителей истеблишмента, так как NCUSAR финансирует американский военно-промышленный комплекс (Lockheed Martin, Boeing, Raytheon, Northrop Grumman), наряду с Exxon Mobil, Chevron, и их союзниками в богатых нефтью арабских государствах Залива.
В своем выступлении Крокер преуменьшил роль Ирана в Ираке и предположил, что, когда шум от формирования нового правительства в Ираке уляжется, Багдад придет к Соединенным Штатам, чтобы просить о продлении американского военного присутствия после 2011 года. К этой дате, в соответствии с соглашением, подписанным в 2008 году администрацией Буша, все американские войска должны покинуть Ирак. Но Крокер сказал: "Вполне вероятно, что иракское правительство будет просить о продлении нашего присутствия".
Он добавил, что, возможно, к выгоде многих оборонных подрядчиков из аудитории, Соединенные Штаты, вероятно, будут просить о поставках тяжелой военной техники в Ирак, в том числе танков и боевых самолетов, которых в настоящее время не хватает иракским вооруженным силам. Такое усилие в пополнении запаса американского военно-промышленного комплекса начнется всерьез в 2013-2015 гг., предположил Крокер.
Он также предсказал, что премьер-министр Малики вернется на эту должность, возглавив правительство на широкой основе, которое будет включать шиитов, суннитов и курдов.
Он обрисовал бесчисленные проблемы, перед которыми стоит Ирак - кризис беженцев, арабо-курдская напряженность, бесчисленные споры в отношении внутренних границ, остатки сил Сынов Ирака (прежние Сахва или Движение Пробуждения) - но он выразил оптимизм, что Ирак справится со всеми этими проблемами. И он назвал Соединенные Штаты "незаменимой внешней силой", которая может "помочь в качестве брокера компромиссов".
Недавно в Вашингтоне прозвучал сигнал тревоги о том, что аль-Малики, который недавно создал альянс с Муктадой ас-Садром, может сформировать правительство, которое будет включать Садра, но исключит бывшего премьер-министра Аллави и его блок Иракийя.
Блок Аллави представляет светских шиитов, враждебных Ирану националистов и большинство суннитов, и в целом антииранский и проамериканский. Садр, который живет в Иране и чья поддержка Малики, как сообщается, была спровоцирована Тегераном, вряд ли захочет приехать в Соединенные Штаты, чтобы просить о продлении военного присутствия США после 2011 года, как прогнозирует Крокер.
Но вполне вероятно, что курды, которые, как считается, поддерживают баланс сил, откажут в поддержке Малики, если премьер-министр не заключит с Аллави сделки, подрывающей чрезмерное влияние Садра. Курды, хотя главным образом проамериканские, также находятся под сильным влиянием Ирана и находятся посередине.
После того как он закончил, я взял у Крокера интервью. Когда я спросил о пакте Малики-Садра, он сказал: "Отношения Садр-Малики в принципе сложные и неустойчивые. Однажды они уже развалились. Мы посмотрим, как долго они продлятся на этот раз. Я не слишком обеспокоен альянсом Садр-Малики."
Я спросил Крокера о роли Ирана. "Иран будет пытаться контролировать или доминировать в делах Ирака", сказал он. "Но иранское влияние ограничивается само собой. Чем сильнее они выдвигаются, тем больше сопротивления они встречают." По его словам, Иран по-прежнему поддерживает различные вооруженные милиции в Ираке, но иракский национализм заявит о себе в отношении Ирана.
Пока что, в отличие от времен администрации Буша, администрация Обамы приняла решение не затрагивать Иран в Ираке дипломатическим путем. Когда он был послом, Крокер провел ряд встреч с тогдашним послом Ирана в Багдаде, высокопоставленным чиновником из Революционной гвардии, чтобы обсудить американо-иранское сотрудничество. Когда я спросил Крокера, может ли возобновление такого диалога быть полезным в настоящее время, он высказал некоторые оговорки. "Администрация Обамы совершенно справедливо сказала, что она согласится обсудить ряд вопросов с Ираном", сказал Крокер. Но он сказал, что Вашингтон должен быть очень осторожным в любых усилиях, которые могут создать впечатление, что Вашингтон и Тегеран говорят о будущем Ирака без согласия Багдада. "Иракцы очень чувствительны к этому", сказал он.
Это действительно так. (Кроме того, арабы залива, особенно Саудовская Аравия, очень параноидально настроены к улучшению отношений между Соединенными Штатами и Ираном, так как они думают, что это может пройти за их счет.) Но Иран настойчиво боролся за влияние в следующем иракском правительстве, и негласно у него есть много влияния благодаря аль-Малики, его скрытной партии Дава, и многим сотрудникам его служб безопасности. Пока что Аллави сопротивляется соглашению с аль-Малики, заявив, что, поскольку он получил большинство голосов (набрав 91 место в парламенте, тогда как Малики 89), он должен быть премьер-министром или, по крайней мере играть влиятельную роль. В последние недели сообщалось, что Аллави заключил договор с другими шиитскими блоками, в том числе с Высшим советом ислама в Ираке и партией Фадила, чтобы одно из их высших должностных лиц ВСИ, Адель Абдель Махди, стать премьер-министром. Но нет никакого способа удалить аль-Малики в отставку в пользу Аллави и Абдель Махди. Таким образом, Крокер - и Соединенные Штаты в целом - похоже, согласилисьс переизбранием Малики, если он может заключить соглашение с Аллави в качестве младшего партнера.
Отрадно, что Иран недавно вступил в переговоры с Соединенными Штатами и другими мировыми державами по поводу будущего Афганистана. Отрадно, что переговоры между Ираном и Соединенными Штатами, вместе с остальной частью 5+1, по поводу ядерной программы Ирана, вероятно, возобновятся в следующем месяце. Было бы еще более обнадеживающими, если администрация Обамы начала активно разговаривать с Ираном также по поводу Ирака.
Райан Крокер полагает, что Багдад будет просить США о продлении военного присутствия
2095 | 0 |