Э.О. Касаев, Институт Ближнего Востока
Наиболее полную картину экономического положения в Ираке дают соответствующие данные, которые регулярно готовятся специалистами Всемирного банка и Международной финансовой корпорации. В целом Ирак занимает 145 место (из 175), с точки зрения условий ведения бизнеса. Параметры, на основе которых выводился данный показатель, показаны ниже.
Во-первых, наиболее сложные области ведения бизнеса в Ираке фиксируются на этапах запуска, организации экспорта и импорта, а также выполнения контракта. С транзакционной точки зрения заметно сократился объем «бумажной» работы. Однако реальное функционирование новых механизмов тормозится на исполнительном уровне.
Так, чтобы открыть компанию в Ираке предпринимателю необходимо пройти 11 процедур, на оформление которых уходит в среднем 77 дней. Для организации экспорта и импорта товаров инвестору необходимо приготовить 10 документов для оформления вывоза и 10 для ввоза. Однако на их прохождение через ведомства уйдет 102 и 101 день соответственно. Еще сложнее обстоит дело с выполнением контракта, на что требуется 51 процедура, что в среднем занимает 520 дней.
Во-вторых, в результате проведенной налоговой реформы значительно упростилась в Ираке схема регистрации собственности. Для этого необходимо оформить в среднем 5 процедур, которые по времени могут занять около 8 дней. С точки зрения финансовых издержек регистрация собственности обойдется предпринимателя в среднем в 6,3% от ее стоимости.
К немногочисленным, но заметным «плюсам» ведения бизнеса в Ираке можно отнести налоговый режим в стране. По оценкам экспертов, иракская система налогообложения в целом (с процедурной точки зрения) сравнима с ситуацией в этой области в таких странах, как Южная Корея и Малайзии.
Обобщенная картина положения дел в налоговой сфере Ирака, с точки зрения инвестора, выглядит следующим образом: условия работы хозяйствующих субъектов имеют общую тенденцию к ухудшению. Правительством Ирака в целом предпринят ряд административных шагов по упрощению условий ведения бизнеса. К примеру, заметно сократилось количество процедур, уменьшились размеры «поборов», однако очевидно, что под влиянием сложной военно-политической ситуации на их оформление уходит значительно большее время, чем в других странах.
Необходимо отметить, что с октября 2006 г. инвестирование в иракские нефтяные проекты стало весьма затруднительным из-за нового закона об иностранных инвестициях. Несмотря на то, что зарубежным инвесторам предоставляются аналогичные права участия в совместных проектах, что и местному бизнесу, иностранцы лишены прав на приобретение земли в собственность.
Ситуация осложнена, помимо прочего, тем, что до сих пор не принятый в Ираке рамочный закон об углеводородах предусматривает ряд форм инвестирования. Прежде всего, соглашение о разделе продукции. Другими словами, Ирак намерен предоставлять инвесторам на возмездной основе и на определенный срок исключительное право на разведку и добычу нефти на указанных в соглашениях участках. Инвесторы должны проводить работы за свой счет и делить произведенную продукцию с другими участниками соглашения.
В документе также предусмотрен механизм концессии (способ приватизации, при котором частный инвестор за фиксированную плату или процент от прибыли получает право разрабатывать указанное месторождение). В то же время некоторые положения законопроекта вызывают споры внутри министерства нефти Ирака. Государственники считают прописанные в нем нормы невыгодными для страны, утверждая, что инвестиции можно привлекать на более щадящих условиях.
Согласно иракскому законодательству, иностранные инвесторы могут претендовать на различные налоговые льготы в зависимости от рода и отрасли их хозяйственной деятельности.
Казалось бы, действующее законодательство Ирака обеспечивает защиту иностранным инвесторам от экспроприации их собственности. Так, ст. 23 Конституции Ирака запрещает любую экспроприацию за исключением случаев, представляющих «общественный интерес» и только при условии «справедливой компенсации». Однако реализация этого конституционного положения будет зависеть от соответствующего закона, который пока не принят.
Как представляется, в ближне- и среднесрочной перспективе иракскому парламенту вряд ли удастся обсудить законопроект и принять соответствующий закон. Процесс тормозят серьезные разногласия, сложившиеся внутри разношерстного депутатского корпуса. Межконфессиональные, а также этнические проблемы осложняются противоречиями внутри отдельных групп, сформированных по этим признакам.
Стоит заметить, что работа в этом направлении все-таки идет. Комитет по пересмотру Конституции Ирака во второй половине мая 2007 г. официально представил свои долгожданные рекомендации относительно конституционных поправок. Однако он оставил решение многих вопросов, включая распределение доходов от нефти, на усмотрение политических лидеров государства, которые разрешат их в интересах государства и смогут гарантировать соблюдение прав всех сторон.
Сказанное подтверждает процесс обсуждения законопроекта в парламенте Ирака. Каковы же принципиальные позиции различных политических партий?
Находящие в составе иракского парламента до выборов 2010 г. основные курдские политические силы -ДПК и ПСК, как впрочем и занявшие депутатские кресла по их итогам партии «Курдистания», «Исламский союз Курдистана», «Исламское курдское общество» выступают за право региональных властей заниматься вопросом распределения нефтяных доходов. Курдский лидер Н. Барзани, действуя через возглавляемое им региональное правительство, настаивает на праве Региона Курдистан подписывать соглашения по разработке месторождений без значительного вмешательства со стороны национального правительства.
Кроме того, курдская сторона в лице М. Барзани активно поддерживает идею иностранного участия в развитии нефтегазового сектора экономики посредством заключения двусторонних и многосторонних соглашений о долевой добыче, которые предоставляют зарубежным компаниям права на разработку и добычу на определенные периоды времени, в соответствии с условиями соглашения.
Например, Эрбиль с 2003 г. подписал ряд соглашений с иностранными компаниями. Согласно законопроекту, перед рассмотрением в иракском Совете Представителей, эти соглашения будут пересмотрены Группой независимых экспертов Федерального Совета по нефти и газу (ФСНГ). Региональные власти все же сохранят за собой право выдавать лицензию на последующее иностранное участие в нефтяном и газовом развитии своего региона, в соответствии с условиями законопроекта, Конституцией Ирака и заключением ФСНГ.
Эрбиль выступает за создание механизма автоматизированного распределения доходов, основанного на принципе «на душу населения», чтобы предотвратить политическое вмешательство на уровне Центра, что может лимитировать отчисления в курдский регион.
Курды, действуя через легальные процедуры и народные движения, стараются всеми силами получить контроль над одним из крупнейших в мире месторождений, коим является Киркук. Курдское руководство единогласно поддержало включение в иракскую конституцию пункта (ст.140), требующего поставить на голосование вопрос о возможности формального присоединения Киркука к Региону Курдистан, которым управляют курды.
Со своей стороны, суннитские партии на всех слушаниях выступают единым фронтом и отвергают курдскую идею о самостоятельности Региона Курдистан в принятии ключевых решений в обход воли федерального правительства.
Более того, в процессе обсуждения текста законопроекта в 2007-2008 гг. партии суннитов приняли жесткую позицию относительно предотвращения обширной разработки иракских нефтяных ресурсов международными компаниями и другими третьими сторонами. Переговорщики со стороны суннитов, в лице представителя самой крупной фракции арабов-суннитов в прежнем парламенте Ирака Иракский фронт согласия А. Абдель-Ситара, возражали против определенных пунктов в Конституции, так как они наделяли регионы правом участия в добыче нефти и распределении доходов.
Помимо этого, в результате властной пертурбации Иракский фронт согласия, Ассоциация мусульманских ученых и суннитский блок «Иракское единство» и некоторые другие объединения бойкотировали ряд парламентских сессий в 2007 г.
Что касается шиитских представителей, то в целом они поддерживают идею принятия углеводородного законодательства как способ возрождения важнейшего сектора иракской экономики и увеличения уровня государственных доходов.
Складывается впечатление, что подобные заявления не отражают истинной картины, происходящей в стане шиитов. Что же происходит на самом деле?
На сегодняшний день министерства, возглавляемые членами шиитских партий (как правило, это объединения, входящие в состав Иракского национального альянса) столкнулись с критикой в свой адрес по поводу коррупции в нефтяном секторе и неэффективном управлении доходами от экспорта топлива.
Предпосылками подобного поведения могли послужить разногласия внутри альянса по вопросам принципов федерализма, в частности, члены партии Высший совет исламской революции предпочли бы создание большого федерального региона, объединяющего в себе большинство шиитских производящих провинций юга страны.
На что возмутились представители партии «Даава», поддержав идею централизации власти в федеральных органах, занимающихся принятием решений. Вероятно, с целью доминирования шиитских сил в соответствии с иракской демократической системой.
Откровенно прозападную позицию занимает Иракский национальный конгресс, отстаивающий идею полной интеграции правящего шиитского большинства в общую палитру ныне действующих различных этнических и конфессиональных иракских политических групп без установления какой-либо одной доминанты.
Справедливости ради заметим, что все партии, составляющие Иракский национальный альянс так или иначе поддерживают идею создания сильной Иракской национальной нефтяной компании с целью ограничения влияния со стороны потенциальных претендентов в лице представителей антагонистично настроенных групп и отдельных должностных лиц.
Принципы и механизмы, посредством и при помощи которых должны собираться и распределяться нефтяные доходы, все еще остаются спорными. Тем не менее, юридическая форма справедливого распределения доходов решающе важна для экономического процветания и политической стабильности Ирака в будущем.
Таким образом, потенциальные зарубежные инвесторы в Ираке должны знать, что им придется столкнуться со значительными трудностями на этапе создания и запуска своих проектов, поскольку правовая система серьезно запутана и зачастую не кодифицирована. В стране не сформировано единое правовое пространство. Вызывает опасение еще и тот факт, что на сегодняшний день многие иностранные государства и Ирак не связывают какие-либо действующие юридические договоренности по защите капиталовложений.