Маркус Бальзер (Markus Balser)
Газопровод Nabucco должен сократить зависимость Европы от России. Однако Москва готовит ответный ход и ведет переговоры с союзниками в Германии.
В опере Верди «Набукко» много любви и ненависти, там убивают и воскресают, плетут интриги и примиряются. Было ли название этого произведения хорошим предзнаменованием для газового проекта – теперь такой вопрос задают себе и менеджеры этого ведущего в Азию трубопровода длинной 3300 километров. Уже давно стало ясно: этот многомиллиардный проект имеет с оперой значительно больше общего, чем того хотели бы руководители его строительства. Тем временем запланированный трубопровод, главная сценическая площадка которого расположена в Азии, также приобретает драматические черты.
В этой большой игра не рынке сырья речь идет о контроле над ценными ресурсами. Трубопровод Nabucco с его броским названием хочет дать ответ на растущую зависимость Европы от поставок сырья из России. По трубопроводу консорциума, главными участниками которого являются поставщик электроэнергии RWE и австрийский концерн OMV, природный газ из таких стран как Туркменистан и Азербайджан должен поставляться на Запад в обход России. Однако у этого проекта есть мощный конкурент – московский энергетический гигант Газпром. Он не хочет мириться с уменьшением своего влияния и параллельно занимается разработкой похожего проекта. Трубопровод «Южный поток» также должен через пять лет транспортировать природный газ из Центральной Азии в Европу – через территорию России, разумеется.
С большим напряжением политика и экономика следят за тем, кто одержит победу в этом жестком поединке. Поддерживаемый Брюсселем консорциум Nabucco или подталкиваемый Кремлем «Южный поток»? Однако эксперты согласны в одном: даже в том случае, если потребность Западной Европы увеличится в той мере, как этого ожидают, место будет только для одного проекта.
Инвестиции в трубопровод Nabucco оцениваются в восемь миллиардов долларов. «Южный поток» обойдется значительно дороже. Только та его часть длинной в 900 километров, которая будет проложена по дну Черного моря, обойдется примерно в десять миллиардов евро. В целом эксперты оценивают стоимость строительства «Южного потока» в 20 миллиардов евро. Начинается соревнование, в котором участники пытаются найти более сильного партнера и быстрее конкурентов реализовать свой проект.
Теперь Газпром устремляется вперед и наносит удар. Дело в том, что он ищет помощников в борьбе против поддерживаемого Евросоюзом Nabucco на родине своего соперника RWE. «Ведутся переговоры с партнерами в Германии об их участии в консорциуме «Южный поток», заявил член правления Газпрома Олег Аксютин в интервью Sueddeutsche Zeitung. Если удастся убедить немецких инвесторов, то это будет тяжелым ударом для Nabucco.
Первым кандидатом из этой отрасли является компания Wintershall – дочернее предприятие концерна BASF. По имеющимся данным, Газпром хочет привлечь к участию в этом проект концерн из Касселя, который уже сотрудничает с русскими в строительстве Балтийского трубопровода. Сообщается, что Газпром уже обратился с предложением к компаниям BASF и Wintershall.
Ключевая роль Азербайджана
Официальный представитель компании Wintershall сообщил в четверг, что главным для предприятия является расширение разведки и добычи энергоносителей в России. Кроме того, компания участвует в реализации таких европейских инфраструктурных проектов как Балтийский трубопровод, его ответвлений Opal и Nel, а также в строительстве газохранилищ в Европе. Других конкретных проектов пока нет. Еще более резко звучит опровержение еще одного возможного кандидата, и в данном случает речь идет о компании Ruhrgas - дочернем предприятии концерна Eon. «Eon Ruhrgas не ведет никаких переговоров об участии в строительстве трубопровода «Южный поток», подчеркнул его официальный представитель.
Немецкое участие в этом проекте было бы в политическом отношении весьма взрывоопасным. Если в этом единоборстве победу одержит «Южный поток», Газпром в сможет укрепить свое влияние в Европе. Критики уже предупреждают о том, что влияние концерна растет в подверженных опасности регионах. На севере московский гигант строит Балтийский трубопровод. Если Газпром добьется успеха в конкурентной борьбе и на юге, то тогда его партнеры могут превратиться в зависимых от него игроков – такие опасения высказывают высокопоставленные представители этой отрасли. Рынок сбыта Газпрома в таком случае увеличится. А Европа уже сегодня около четверти всего потребляемого природного газа покупает у Газпрома.
Газпром не согласен с этими опасениями. «Мы на протяжении 30 лет были надежным поставщиком и таковым и останемся», подчеркнул член правления Аксютин. Новый трубопровод должен пройти в обход Украины, из-за которой в прошлые годы возникали сбои в поставках, приводившие к созданию дефицита энергоносителей в Западной Европе. Поэтому, по его мнению, «Южный поток» повышает безопасность поставок в Германию.
Сообщение из Москвы наносит удар по Nabucco в самый неподходящий момент. Дело в том, что времени у консорциума остается все меньше. Первоначально планировалось до конца этого года внести ясность в вопрос об источниках получения природного газа для того, чтобы можно было принять окончательное решение о строительстве трубопровода. Однако пока партнерам по консорциуму не удалось подписать ни с одним из поставщиков соглашение о поставках природного газа. Решение о строительстве консорциум перенес на 2011 год.
Ключевая роль в борьбе за газовые ресурсы Центральной Азии принадлежит Азербайджану. Это государство должно обеспечить поставку одной трети из 31 миллиарда кубических метров газа, которые предполагается ежегодно перекачивать по трубопроводу Nabucco. Консорциум ведет также переговоры с Туркменистаном и северным Ираком. Между тем у Газпрома нет никаких сомнений относительно реализации своего проекта. В конце 2014 года «Южный поток» будет построен, объявляет Аксютин. А первые поставки природного газа, по его мнению, начнутся в 2015 году.
Оригинал публикации: Die Russen kommen