Зафер Юрюк, "Рудав"
Вторая половина 2009 года была временем "курдского открытия", которое, еще до разработки соответствующей "дорожной карты", закончилось трагическим "дорожно-транспортным происшествием". Начиная с конституционного референдума, все глаза обратились на правительство и курдских представителей, чтобы обнаружить признаки второго раунда мирной инициативы.
Безусловно, были существенные признаки, в том числе продление перемирия РПК, сопровождавшееся молчанием оружия на "восточном фронте". Турецкое правительство также провело переговоры с руководством регионального правительства Курдистана, и одним из основных вопросов было, безусловно, предполагаемая роль курдской администрации в процессе политического урегулирования курдского вопроса в Турции. Еще одним событием является разработка курдских требований Совета демократического общества, в том числе проекта "демократической автономии".
Эти позитивные изменения, однако, "уравновесила" прошедшая в последнее время новая волна арестов в рядах курдской Партии мира и демократии (БДП). Подобные волны арестов происходили в узловых моментах новейшей истории. После поражения на выборах в курдских провинциях в марте 2009 года правительство АКП инициировало задержания десятков курдских активистов по всей стране. Совсем недавно, в декабре 2009 года, в конце первого раунда "курдского открытия" был отмечен запрет курдской Партии демократического общества (ДТП) и последующее заключение под стражу
23 курдских политиков, в том числе бывших депутатов парламента и мэров. Тюремного заключения по решению турецких судов ожидают многие видные курдские политические деятели, в том числе лидер БДП, Селахаттин Демирташ, и мэр города Диярбакыр, Осман Байдемир.
Демократизация курдов через наказание?
Противоречивое сочетание в практике АКП демократического признания и авторитарного наказания по отношению к курдским политическим представителям в Турции может быть интерпретировано как классический случай "кнута и пряника". В этой связи, одной из основных проблем подхода АКП к курдскому вопросу следует отметить: ожидание немедленной политической выгоды. АКП, очевидно, хочет конвертировать свои политические шаги в направлении мирного урегулирования в курдские голоса, и, если это ожидание немедленного достижения политических целей не удается, правительство выбирает "наказание" курдских политиков.
Парадокс АКП может быть сформулирован следующим образом: в целях повышения своей популярности среди курдского населения, АКП нуждается в демократизации политической системы, но, чем более открываются демократические каналы, курдские избирательные округа голосуют за курдское политическое представительство, а не курдских кандидатов АКП. Массовый положительный отклик в курдских провинциях призывам АКП к бойкоту на референдуме и предыдущая победа на выборах мэра ДТП показывают, что для курдского народа Турции, особые представления о курдской политической идентичности являются важнейшим вопросом существования, который не могут скомпрометировать ни сладость пряника, ни сила кнута.
Мы видели в прошлом, как АКП представляла эти задержания как попытки "освободить" курдский народа от ига линии РПК. Это неправильный аргумент, учитывая, что закрытие многих курдских партий в прошлом не достигло этого результата, но наоборот укрепило их популярность. Джон Стюарт Милль, которого либералы должны хорошо знать, говорил, что что идеи могут сражаться только с идеями в рамках демократических структур. Другие методы, в том числе ограничение на свободу выражения мнений или политических действий, приводят только к обратными результатам. Демократизация курдской политике в Турции не может произойти под полицейской дубинкой, но только после возобладания в Турции логики демократии.
Те, кто заслуживает "кнута"
Если мы будем верить приверженности АКП делу мира, нам придется рассматривать систематические волны арестов (каждые шесть месяцев), как разрывы непрерывной картины мирного урегулирования, то на первый план выйдет дополнительная проблема: тот факт, что АКП, как правящая партия, еще не в состоянии контролировать все слои турецкого государства. "Лобби войны" в рамках турецкого государства продолжает использовать любую возможность, чтобы саботировать мирные инициативы, и эти разрывы могут быть симптомом постоянной борьба между правительством АКП и "лобби войны". Этот вопрос демонстрирует нам один из недостатков предыдущего "курдского открытия", то есть, мирной инициативы, которая, чтобы добиться успеха, должна стать "общей волей" государства, а не временной попыткой временного правительства.
В этом контексте, правительство АКП должно найти способ переместить внимание судебного преследования курдских политиков на необходимость ликвидации "лобби войны" в государстве. Кроме того, решающая ликвидация лобби войны должна идти рука об руку с операциями, направленными на то, чтобы убедить основные политические секторы в проекте мирного решения курдского вопроса.
В общем, ход предполагаемого нового эпизода "курдского открытия" будет зависеть в значительной степени от степени решимости АКП и ее приверженность мирному решению курдского вопроса.
АКП: Танцы с курдами
1415 | 0 |