Ирак захлестнула волна насилия, мишенью которого стала христианская община. В результате терактов последнего периода убито около сотни христиан. После бойни, учиненной 31 октября в багдадской церкви, обернувшейся гибелью примерно 50 человек — священнослужителей и прихожан, архиепископ сирийской Католической церкви обратился к международному сообществу с призывом прийти на помощь иракским христианам. “Молчание мира было бы преступлением”, — подчеркнул он в отчаянии. Травля христиан продолжалась и на этой неделе — со вторника по домом и магазинам “неверных” было выпущено 13 минометных снарядов, убивших 6 и ранивших 33 человека.
Увы, число армян, продолжающих оставаться в Ираке, неизвестно. Известно лишь, что оставшиеся пребывают в паническом страхе. Впрочем, это состояние не ново — оно возникает всякий раз, когда начинается очередная волна насилия против христиан. В начале с.г. христианские погромы шли в городах Ниневийской долины… Именно тогда представители разобщенных христианских конфессий объединились и обратились к миру с призывом о защите.
Генеральный секретарь Ассирийской национальной партии Нимрод Бето Юханна от имени всех христиан потребовал от мирового сообщества “защиты от продолжающегося в Ираке геноцида христиан”. На это обращение немедленно отреагировал Ватикан. Папа Римский Бенедикт XVI в своей проповеди призвал обратить внимание на бесчинства в отношении христиан Ирака. Посольство Ватикана адресовало официальному Багдаду ноту. А госсекретарь кардинал Бертоне написал премьеру Ирака письмо. Но интернационализация проблемы не привела к снижению напряженности.
Как известно, армяне — вторая по численности христианская община Ирака, так что происходящие события не могут нас не касаться. Наши соотечественники делят все тяготы с проживающими по соседству ассирийцами и халдеями. И хотя жертв среди армян меньше, чем среди ассирийцев, поводов для беспокойства предостаточно. Последним убитым в Мосуле армянином был Вардкес Батул, которого год назад неизвестные застрелили в принадлежащем ему магазине музыкальных инструментов. (Нападавшие также тяжело ранили его несовершеннолетнего племянника.) Экстремистам не понравилось то, что Батул носил крест и торговал аудиодисками с армянской музыкой. Судьбу Батула разделили еще несколько армян, проживавших в Мосуле. Дважды от взрывов страдала армянская церковь, находящаяся на окраине города. Говорить о численности армянского населения Мосула сейчас очень сложно. До начавшегося осенью позапрошлого года обострения в городе и его окрестностях проживало не меньше трех тысяч наших соотечественников. Но известно, что часть их так и не вернулась в свои дома. В ходе октябрьских беспорядков 2008 года беженцами стали почти 12 тысяч мосулских христиан.
Всего с 2003 по 2009 годы в Ираке были убиты 34 армянина. Десятки наших соотечественников были похищены. Большинству из них удалось выжить благодаря выплате выкупа, но троих спасти не удалось. Армяне погибали не только от рук террористов, но и в результате обстрела со стороны американцев. Но чаще армянам мстят “за сотрудничество с интервентами”. Так было, к примеру, в случае с двумя старушками, которые работали на американской военной базе посудомойками. Этому еще можно найти хоть какое-то объяснение. Но как понять, когда принадлежащий армянину магазин взрывают только потому, что там продается вино? Или чем оправдать угрозы в адрес армянки, победившей в конкурсе красоты “Мисс Ирак”? (Ее обещали зарезать за то, что она согласилась выйти на подиум в мини-юбке.)
В интервью бейрутской газете “Аздак” духовный лидер армян-католиков Ирака Левон Адамян подтвердил, что проживающие в Багдаде армяне получали предложения о переселении в северные провинции Хамдания и Телькейф. Переселение ассирийцев и армян в города Ниневийской долины было инициативой министра финансов и экономики Курдистана ассирийца Саргиса Агаджана. Он автор проекта, согласно которому в составе Курдистана должна была быть сформирована христианская автономия, призванная создать условия для сохранения национальной самобытности ассирийцев, халдеев и армян. Агаджан, являясь председателем Комитета по делам христиан, многое сделал для обеспечения безопасности и защиты интересов иракских армян. Оценивая его заслуги в этом деле, Католикос Гарегин Второй наградил его высшей наградой Армянской Апостольской Церкви. Агаджан апеллировал к обещаниям, данным американцами еще до начала операции “Шок и трепет”. Тогда Вашингтон заверял в том, что для иракских христиан будет создана особая административная единица, наделенная правом самоуправления. Это намерение даже было отражено в так называемом “переходном законе”, временно заменявшем иракскую конституцию. В нем говорилось о перспективе предоставления христианам особых административных прав в регионе Мосула.
Нынешнее иракское правительство делает все для того, чтобы обещание, данное американцами ассирийцам, халдеям и армянам, было предано забвению. Инициатива Агаджана никак не вписывалась и в планы радикальных суннитских группировок. В этом вопросе последних полностью поддерживают и лидеры проживающих в Мосуле туркманов. (Это тюркоязычная народность, очень близкая по языку и культуре к азербайджанцам.) Именно сунниты и туркманы выступили категорически против, когда христианское меньшинство Мосула подняло вопрос о необходимости квотирования мест в краевом законодательном собрании. В итоге это требование было удовлетворено, и каждая из христианских общин обрела возможность быть представленной в парламенте Курдистана. За армянами был закреплен один мандат, который оспаривали трое кандидатов. По итогам выборов депутатский мандат достался жителю армянского села Арцрук Араму Шаин-Бакояну. Утвержденный властями принцип квотирования, позволивший христианам чувствовать себя равноправными гражданами страны, вызвал возмущение арабских националистов. Осенью 2008-го массовые убийства христиан начались именно после того, как группа активистов христианской общины организовала в Мосуле демонстрацию с требованием закрепления за ассирийцами, халдеями и армянами квоты на предстоящих выборах в органы местной власти. Радикальные суннитские группировки восприняли активность христиан как подготовку почвы для проведения референдума об автономии. Ответом радикалов стали погромы, целью которых было поставить точку в вопросе христианской автономии Ниневийской долины.
Многие иракские армяне в случившемся винят своих соотечественников, которые сотрудничают с лидерами национального движения ассирийцев. “Они позволили ассирийцам втянуть себя в политическое противостояние”, — говорят придерживающиеся традиционного нейтралитета представители иракской епархии Армянской Апостольской Церкви. Ассирийцы не скрывают того, что связывали с армянами большие надежды. Они осознавали, что идея формирования в Ниневии христианской автономии нуждается в лоббинге в Вашингтоне. А лоббировать идею будет гораздо легче, если вовлечь в дело влиятельных американских армян, имеющих эффективные механизмы воздействия на Конгресс и администрацию. Но Агаджан не получил ожидаемой поддержки ни со стороны армянского лобби Америки, ни со стороны официального Еревана. На Армению ассирийские деятели даже в обиде. Член правления Всемирного ассирийского альянса Арсен Михайлов в интервью российскому информагентству “Росбалт” заявил: “Ассирийцам сегодня очень нужна помощь. Мы надеялись на Россию, однако, похоже, мы не входим в сферу ее интересов. Мы надеялись, что Армения будет вести активную политику в Ираке, потому что это ведь единственная христианская страна во всем этом регионе. Однако Армения очень пассивна…”
В условиях отсутствия скоординированных действий между властями Армении, армянскими лоббистскими структурами Америки и армянской общиной Ирака идея переселения армян в Ниневийскую долину не имела уже никакого смысла. Наши соотечественники стали фишками в чужой игре. А армянская дипломатия лишилась еще одного весьма подходящего шанса укрепить позиции на Ближнем Востоке.
Артем Ерканян, “Новое время”