Станислав Иванов, rus.ruvr.ru
Объективных предпосылок для объединения иракских, турецких, сирийских курдов не наблюдается. Тем не менее, Запад очень стремится их создать
Якобы Великий Курдистан, в который могут войти территории компактного проживания курдов Турции, Ирана, Ирака и Сирии, уже обозначен на изданных в США в период президентства Буша-младшего картах в соответствии с планами Вашингтона по созданию Большого Ближнего Востока. Также распространяются слухи о набирающем силу сепаратизме иракских курдов и о вероятности создания курдского государства на севере Ирака.
При самом непредвзятом взгляде на эти идеи они оказываются абсурдными и не имеющими ничего общего с действительностью. На сегодняшний день не существует общекурдской политической партии или движения, которые бы могли объединить разобщенные курдские диаспоры указанных выше стран, общей численностью около 35 млн человек. Вряд ли на эту роль может серьезно претендовать и турецкая Рабочая партия Курдистана (РПК), лидер которой А.Оджалан отбывает пожизненное заключение в турецкой тюрьме, а сама партия переживает период раскола. Более того, региональные власти Иракского Курдистана совместно с центральным правительством, американскими и турецкими представителями ведут скоординированную борьбу с боевиками РПК.
Уровень политического и социально-экономического развития и положения курдов в Турции, Иране, Ираке и Сирии заметно отличается, племенная и клановая их разобщенность сохраняются. Каких-либо тесных связей и контактов между ними не имеется. Если в Ираке курдам удалось добиться статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями, то в Турции и Иране они пытаются получить право хотя бы на культурную автономию, преодолеть вековую социально-экономическую отсталость своих регионов. В Сирии значительное число курдов остаются "негражданами", они не имеют вида на жительство и лишены элементарных прав и свобод. Анкара, Тегеран и Дамаск не спешат отказываться от политики дискриминации и насильственной ассимиляции своих курдских меньшинств. Правительства этих стран продолжают широко использовать в политике умиротворения курдов военно-полицейские меры, при этом тесно координируя свои военные действия в приграничных районах. Центр общекурдской политической активности находится в Европе, на уровне эмигрантских организаций, где доминируют турецкие курды. Евросоюз одним из условий вступления Турции в эту организацию ставит необходимость предоставления турецким курдам равных с турками прав и свобод.
Таким образом, на сегодня нет каких-либо предпосылок к организации широкого национально-освободительного или сепаратистского движения курдов непосредственно в местах их проживания под лозунгом создания Великого Курдистана. Что касается Курдистанского региона Ирака, то его лидеров вполне устраивает завоеванный ими статус в рамках нового Ирака, достойное представительство в центральных органах власти в Багдаде, союзнические отношения с США, поэтому они предпочитают оставаться в независимом и едином Ираке, нежели выйти из его состава и оказаться в международной изоляции во враждебном окружении арабских стран, Ирана и Турции. Как известно, ни сами иракские курды, ни арабские анклавы Ирака, ни соседние государства, включая все арабские страны, не призывают к дезинтеграции этой страны и ее расколу. Наоборот, отмечаются другие процессы, направленные на сохранение Ирака как единого государства. Другое дело, что и США и региональные центры силы ведут активную борьбу за усиление своего влияния на новые иракские власти в Багдаде.
Тем не менее в мировое информационное пространство продолжают периодически вбрасываться сообщения о возможном расколе Турции или Ирака по этно-конфессиональному признаку, перспективах создания здесь новых (курдских) государств. Кому выгодно муссировать эти заведомо ложные и оторванные от действительности слухи? Объективно, "поддержание на плаву" идеи о Великом Курдистане выгодно администрации США, которая тем самым продолжает разыгрывать "курдскую карту" в интересах сохранения и дальнейшего укрепления своего влияния в регионе. Определенную лепту в этот процесс вносит и Израиль, опасающийся за свое будущее во враждебном арабском и исламском окружении. Наметившееся ухудшение своих отношений с Турцией Тель-Авив пытается компенсировать за счет более активного проникновения в Иракский Курдистан. Следует заметить, что администрация Обамы произвела определенную переоценку провалившихся попыток своих предшественников по "экспорту демократии" и "деисламизации" региона. Теперь ставка делается на поиск новых союзников США и Израиля в регионе и проводников так называемого умеренного, светского, направления ислама. К их числу американцы относят, прежде всего, курдов.
Установленные еще в период борьбы с режимом Саддама Хусейна тесные союзнические отношения США с иракскими курдами приобрели официальный характер, стороны обменялись дипломатическими представительствами, существует взаимодействие по линии силовых структур в целях предотвращения террористической активности на севере Ирака. Администрация США отводит иракским курдам роль посредника в переговорах с враждующими между собой арабскими общинами шиитов и суннитов и стабилизирующего фактора в строительстве нового демократического Ирака. Так, во многом благодаря инициативе президента Иракского Курдистана Барзани, в ноябре 2010 года наконец-то удалось преодолеть затянувшийся на восемь месяцев кризис власти в стране, возобновить работу парламента и приступить к формированию нового правительства. Вашингтон надеется с помощью курдов сохранить сложившийся на сегодня баланс политических сил в Ираке, не допустить возвращения к власти сторонников Хусейна - баасистов, опирающихся в основном на арабов-суннитов, и усиления позиций шиитских радикальных группировок, поддерживаемых Ираном. Планируемый Вашингтоном вывод остающегося в Ираке 50-тысячного контингента вспомогательных подразделений и частных охранных структур к концу 2011 года не исключает, что по просьбе иракских властей военное присутствие США в Ираке может сохраниться на длительную перспективу, а в качестве возможных районов для размещения американских военных баз рассматривается наиболее благополучный с точки зрения безопасности и лояльного отношения местного населения Курдистанский регион. При принятии окончательного решения по данному вопросу Вашингтон несомненно будет учитывать и перспективность нефтегазовых месторождений севера Ирака и его важное стратегическое расположение. В таком случае Иракский Курдистан может на длительное время превратиться в еще один американский плацдарм в регионе.
Несмотря на отсутствие каких-либо официальных контактов, курды Ирана, Сирии и Турции также находятся в поле зрения Вашингтона и активно используются США в своей региональной геополитике. В иранских и сирийских курдах американцы видят так называемые "пятые колонны", которые, по их мнению, могут оказать давление на враждебные Вашингтону режимы в Тегеране и Дамаске и создать условия к их подрыву изнутри или свержению. Можно предположить, что по каналам спецслужб и неправительственных организаций курдские антиправительственные группировки в Иране и Сирии получают американскую и израильскую помощь и поддержку. Неслучайно, в приграничных районах Ирана периодически задерживаются американские "туристы".
Более сложные отношения США с турецкими курдами, поскольку Анкара остается активным членом НАТО и стратегическим партнером США в регионе. Вашингтон вынужден поддерживать усилия турецких властей по локализации деятельности боевиков РПК на территории самой Турции и в приграничных районах Ирака с применением мер военно-полицейского характера. США и их западные партнеры внесли РПК в список террористических организаций. Вместе с тем, американцы пытаются использовать наметившийся раскол внутри РПК, наладить контакты с ее умеренным крылом, выступающим за мирный диалог с турецкими властями. Судя по всему, по каналам спецслужб Вашингтон продолжает отслеживать и деятельность курдских эмигрантских организаций в США и Европе, откуда поступает основная финансовая, материальная и военная помощь турецкой РПК. При этом американцы пытаются осуществлять вброс в турецкие СМИ и направленную дезинформацию. По данным спецслужб США, якобы 70% автоматов Калашникова и минимум 85% противотанковых мин PПK получает от российских поставщиков. Абсурдность этих сведений очевидна. Тем самым закрываются и маскируются истинные каналы военных поставок. Обращает на себя внимание завидная синхронность активизации деятельности боевиков РПК с охлаждением американо-турецких отношений или обострением кризиса в отношениях Анкары и Тель-Авива. Так, вскоре после получившего широкую известность турецко-израильского инцидента в Средиземном море, в ряде турецких населенных пунктов прошла очередная волна масштабных террористических актов.
Усиливается и информационно-пропагандистское влияние США на курдскую диаспору. Видный турецкий общественный деятель, ученый-богослов, медиа-магнат, проживающий в настоящее время в США, Фетхулла Гюлен в дополнение к имеющейся у него огромной сети университетов, лицеев, религиозных школ, а также СМИ на турецком языке открыл и частный канал телевещания на курдском языке. Похоже на то, что американцы не ставят перед собой задачи раскола Турции по национальному признаку, но и пока не отказываются от использования курдского фактора в качестве рычага давления на Анкару в выгодном для себя направлении.
В целом, несмотря на окончание «холодной войны», курды по-прежнему остаются заложниками геополитической стратегии США в регионе Ближнего и Среднего Востока и их дальнейшая судьба будет во многом определяться исходом противостояния США и Израиля с Ираном и Сирией, а также внутриполитическими процессами в Ираке и Турции. Как представляется, многомиллионным курдским меньшинствам предстоит длительная борьба за свои права и свободы отдельно в каждой из стран их проживания.