Башдар Пушо Исмаил, "Курдиш Глоб"
Хотя курды привели воюющих арабов к компромиссу, Курдистан должен обеспечить, чтобы принципы сосуществования, не ушли на второй план.Для разрозненной страны, в которой царит общее недоверие и разнообразие этно-социальной мозаики, всегда трудно найти формулу, которая бы удовлетворила все стороны. Поскольку иракский "пирог" является по существу общим, механизмы для этого остаются в центре иракских споров. Хотя аналитики часто говорят о распределении власти между суннитами, шиитами и курдскими коллегами, основания для соответствующих "требований" порой неправильны.
По сути, есть два рода факторов для распределения власти в Ираке. Вопрос вокруг разделения власти и основных обязанностей между шиитами и суннитами - в значительной степени арабский и сектантский вопрос и большая проблема для Багдада. Есть, конечно, различные программы баланса сил и национальных рейтингов между суннитами и шиитами, не в последнюю очередь связанные с большой иностранной заинтересованностью в обеспечении победы одной из сторон над другой.
Тем не менее, курдский вопрос не должен быть судим на той же основе, как "арабская" проблема. Курдистан считается отдельным субъектом федерации и по этой причине, проблема обеспечения равного представительства и распределения власти должна быть основана на этнической почве и на основе добровольного союза между двумя основными национальностями в Ираке.
Некоторые арабские партии и иностранные державы злоупотребляют важностью разделения высших мест в Ираке. Существовало огромное давление со стороны Вашингтона и Анкары на курдов, с тем чтобы заставить их отказаться от их требования поста президента. Это - демократия, при которой, как правило, места распределяются на основе выборного представительства. Однако, к тому же это - Ирак и демократия никогда не может быть применена на основе такой простой математике. В теории, курды заняли четвертое место на выборах и, таким образом высшие места должны быть распределены, прежде всего, между так называемыми победителями выборов. Однако, в конечном счете аргумент прост. В качестве второй страны в Ираке, которая эмоционально решила стать частью нового федерального Ираке на добровольной основе, важность равного представительства для курдов в Багдаде не следует смешивать с квотами, основанными исключительно на результатах выборов.
Таким образом, когда речь идет о распределении власти и ключевых постов в Багдаде, курды имеют право на свою долю мощных позиций, основанную на равном статусе партнера в Ираке. Курды требуют ключевые роли, которые имеют влияние на формирование внешнего характера Ирака и, следовательно, курды должны удержать пост министра иностранных дел. Также есть ключевые посты, которые решают внутренние стратегии и состав Ирака, таких как министерство нефти, внутренних дел и безопасности.
Если курды будут лишены должностей, которые определяют направление в Ираке и отношения Ирака с внешним миром, то это представит доказательства того, что вековую ментальности в Ираке трудно поколебать извне и, безусловно, позволит курдам задаться вопросом, какую выгоду они имеют от любой связи с Багдадом.
Было бы смешно и несколько непоследовательно, если иностранные державы, и особенно арабские политики предположили, что в то время как конституционно курды являются второй нацией в Ираке и находятся в добровольном союзе, они не стремились бы к закулисной политической роли, особенно, чтобы успокоить подобных Аллави, Малики и т.п..
Это внутренняя природа Ирака и независимо от того, как вы смотрите на это, классическая демократия никогда не может быть применена в Ираке. Вне зависимости от того, что в Ираке их превосходит арабское большинство, курды не захотят склониться перед решениями, налагаемыми на их регион или на их народ арабскими политиками, среди которых преобладают арабские шовинисты. Сходным образом, даже при том что суннитов намного превосходят их соперники-шииты, они отказываются подчиняться шиитскому правлению и, кроме того большинство западных держав отвергают, чтобы эта реальность принесла свои плоды. Как ни странно, идея, что Аллави и аль-Иракия восторжествовали на выборах, несколько вводит в заблуждение. Во-первых, Аллави - другой шиит, использовавшийся победившими суннитами в своих поисках путей восстановления власти и во-вторых, если все шиитские партии объединятся, они имеют на сегодняшний день наибольшее количество голосов и могут политически переиграть суннитов.
Таким образом, новая политическая задача распределения должностей и формирования нового кабинета министров в Ираке будет основана на идеалах умиротворения и системе квот. Цена, извлеченная политическими партиями от поддержки этого новое правительства, никогда не будет пропорциональной числу мест, полученных при выборах, но основываться на выполнении требований политических коллег, чтобы поддержать их и вместе с тем склеить хрупкую политическую основу.
Таким образом, привилегия поддержки аль-Иракии зависит от их достижения сильных позиций в виде нового Национального совета по высшей стратегической политике. Противоречия очевидны, этот совет не имеет конституционной поддержки, но когда дело доходит до обеспечения его решений исполнительной властью, зависит от "доброй воли" ведущих шиитов и, в частности аль-Малики. Как глава правительства, обладающий на сегодняшний день крупнейшей коалиции в стране и подавляющим большинством в Ираке, как далеко согласен пойти аль-Малики, чтобы делиться властью с суннитами, основываясь исключительно на желании успокоить их братское меньшинство, которые остается ключевым компонентом в иракских рамках?
Политическая неопределенность и нестабильность может быть лучше всего подчеркивается в так называемой национальной армии. Сунниты не доверяют национальным силам безопасности, которые носят преимущественно шиитский оттенок, в то время как курды не представлены должным образом и, следовательно, всегда будут рассчитывать на их сильные и опытные региональные силы пешмерга, а другие ключевые шииты, такие как ас-Садр, боятся остаться без своих мощных боевиков, которые делали их сильными в военном отношении наподобие аль-Малики. Следовательно, предпосылкой поддержки Муктады ас-Садра его бывшему врагу аль-Малики является то, что силы ас- Садра получать 25% ключевых позиций в безопасности. Наконец, есть большой вопрос о полной интеграции суннитских сил совета Сахва в официальные органы безопасности.
Каждая из вышеупомянутых военных группировок не лояльна никому, кроме их политической, религиозной или этнической принадлежности. Попросту говоря, никакая сторона не примет доли, основанной на ее народном представительстве в Ираке. Подпитываемые большим недоверием и дурной историей, ни одна сторона не будет готова увидеть другую сторону господствующей.
Что касается курдов, то в то время как они, возможно, по иронии судьбы помогли Багдаду в достижении нового правительства, выступая в качестве стратегического баланса - насколько они заинтересованы в сильном и процветающем Багдаде и надсектантской арабской гармонии, если основные требования, которые образуют опору добровольного союза, постоянно игнорируются?
Арабы тянули кота за хвост в деле исполнения Конституции в частности в отношении Киркука и спорных территорий, и их обещания были бесчисленное количество раз проигнорированы в прошлом. Существует большая опасность того, что курдские требования могут быть ограничены с ростом арабского примирения, когда Багдад станет в конечном счете политически более сильным. Например, все девятнадцать курдских предпосылок для поддержки были согласованы аль-Малики, и считаются крупной победой Курдистана. Однако, независимо от того насколько аль-Малики будет готов гарантировать реализацию некоторые из этих требований, позиция аль-Иракия неясна. Большинство суннитов в аль-Иракие открыто выражали свое несогласие с потенциальным расширением КРГ. Это, скорее всего, поставит аль-Малики с дилеммой, разрывать ли ему с курдами или обижать суннитов.
Курды должны ясно понимать: Конституция является основой для их совместного существования и, таким образом курды просят не более, чем то, что юридически закреплено в законодательном органе. Если арабы сплотятся, чтобы помешать курдам в их конституционных требованиях или вновь отбросят принципы сосуществования, то курды должны прекратить работу по созданию единства и стабильного управления в Багдаде и отказаться от иракской политики в целом.
На этот раз есть все признаки, что курдское руководство не будет мириться с светской беседой или пустыми обещаниями. Однако, время покажет, не приведет ли этот последний эпизод курдского вмешательства между суннитами и шиитами и их роль в качестве ключевой силы баланса к тому, что их ключевые цели и задачи вновь окажутся отдаленными.