Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Курдская диаспора в мире и в России: проблемы, перспективы

Просмотры6365Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2010-12-17
Курдская диаспора в мире и в России: проблемы, перспективы

Мы знаем, что есть народы, в жизни которых диаспора играет огромную роль. Евреи на протяжении двух тысячелетий существовали только в диаспоре. В жизни армянской нации, диаспора на протяжении столетий также играла первостепенную роль по сравнению с армянами собственно Армении. В странах, прежде всего, Тихоокеанского региона огромное значение играет китайская диаспора. Курдская диаспора, конечно, далеко отстает от еврейской, армянской и китайской по опыту диаспоральной жизни и организованности, что объясняется недавним возникновением курдской диаспоры. Фактически, курдская диаспора возникла на протяжении последнего полустолетия, т.е. на памяти ныне живущего поколения. Ее основу первоначально составляли экономические мигранты из Турецкого Курдистна, т.е. люди в целом из низшего класса, с традиционной культурой и невысокого уровня образования, маргинализованные в результате попадания в чуждую социокультурную среду - естественно, такой "человеческий материал" не был расположен к тому, чтобы быстро структурироваться и принять формы "диаспоральной" жизни, процветающие у "старых" диаспор. Силой, которая структурировала рассеянных по Европе курдов и превратила их в "полноценную" диаспору, явилась Рабочая Партия Курдистана. В этом ее несомненная и громадная историческая заслуга перед курдским народом. Однако при этом следует отметить, что РПК обращала очень мало внимания на собственно диаспоральные интересы курдов, так как ставила перед собой узкопартийную задачу: мобилизовать курдов диаспоры на достижение ее собственных целей, связанных прежде всего с борьбой в Турции; тогда как внутренние проблемы самой диаспоры ее мало интересуют. Другой негативной стороной деятельности РПК являлось применение ею жестких форм идеологического и поведенческого контроля, что безусловно затрудняло нормальное, свободное развитие диаспоральных институтов. Наконец, следует признать, что агрессивный и не всегда адекватный стиль поведения РПК и связанных с ней структур сформировал, особенно в Германии, негативный стереотип курдов у местных жителей.

 

После 1975 года, к экономической эмиграции прибавилось несколько волн политической эмиграции: Произошедшие почти синхронно военный переворот в Турции и поражение курдского восстания в революционном Иране "переместили" в Европу интеллектуальную элиту Турецкого и Иранского Курдистана. Саддамовские репрессии и, в особенности, Великий исход 1991 года привели на Запад волну беженцев из Иракского Курдистана. Последние имели свои формы политической организации, но также ориентированные более на вопросы борьбы в Курдистане, нежели на собственно диаспоральную деятельность. Однако мало-помалу в жизнь начало входить второе поколение диаспоры - дети эмигрантов, выросшие в странах пребывания и интегрированные в их общество. Вступив в возраст жизненной активности, они начинают все более и более заметно участвовать в общественной, экономической и политической жизни этих стран, и свидетельством роста их влияния являются последние выборы в Швеции, когда пять представителей вошли в парламент Швеции; вообще сегодня во многих парламентах европейских стран есть представители курдов, в том числе в Англии, в Голландии, а на региональных уровнях и в других странах. По всему видно, что эти тенденции будут нарастать и увеличиваться, а это означает, в числе прочего, появление на Западе массового "курдского лобби", по образцу лобби еврейского, армянского, турецкого и т.п.

Параллельно с усилением курдской диаспоры в странах Запада, наблюдался и ее количественный рост в арабских странах, в частности в ОАЭ, и особенно Ливане. Особняком стоит российская диаспора, о которой здесь необходимо сказать несколько слов.

История курдской диаспоры бывшего СССР - самая длинная, и с некоторой точки зрения ее можно считать старейшей из курдских диаспор. Правда, с более строгой точки зрения, Закавказский регион вплоть до появления "железного занавеса" являлся естественным продолжением региона Переднеазиатского, а это значит, что курды, оказавшиеся в начале XIX века на территории Российской империи, не являлись диаспорой в собственном смысле слова, а лишь естественным "продолжением" населения Курдистана. Курды проживали там компактно, ведя традиционное земледельческое и кочевое хозяйство - следовательно, никак не могут быть названы "диаспорой" в строгом смысле слова. Первая группа курдов, которая была поставлена в собственно диаспоральные условия, были езиды, бежавшие в Армению (а оттуда частично переместившиеся в Тбилиси) после геноцида 1918 года в Турции. Оторванные от традиционного образа жизни, помещенные в новую для них городскую среду, езиды для приспособления к ней были вынуждены вырабатывать типично "диаспоральные" навыки. Со временем в городскую жизнь стало входить все больше и больше получивших образование курдов-мусульман, однако в условиях тоталитарной системы была невозможна их самоорганизация (в отличие от езидов, организации которых способствовали религиозные институты) - и только в эпоху перестройки, курдская диаспора начала формироваться в институциональном смысле.

Вообще, следует заметить, что советская эпоха оказалась для российских курдов очень неоднозначной. С одной стороны - мы видим насильственные депортации закавказских курдов в Сибирь и Среднюю Азию в эпоху Сталина. С другой - эта эпоха отличалась резким повышением образовательного уровня курдов (не просто при активной поддержке, но и преференциях со стороны власти), что привело к появлению широкого слоя советской курдской интеллигенции. Неоднозначной была и собственно национальная политика в отношении курдов. Следует напомнить, что в Советском Союзе, где общественная самодеятельность не допускалась, каждый этнос имел набор прав и привилегий в зависимости от своего административного положения в советской системе (титульная нация союзной республики, автономной республики, автономного края или округа); курды такого административного положения не имели. Этим, а также внешнеполитическими факторами, объясняются довольно разнообразные извивы политики советских властей в их отношении. В 20-е - первой половине 30-х гг. наблюдаются активные попытки "поднимать" и развивать курдов, как впрочем и другие национальные меньшинства - создается курдский алфавит на основе латиницы, курдские школы, книги, газеты и т.п., а в Азербайджане дело едва не доходит до появления курдской автономии. Примерно, с 1937 года начинается эпоха репрессий. После смерти Сталина, наступает "оттепель" и для курдов: центром курдской жизни становится Ереван, там возобновляется курское радио, курдская газета "Риа Таза" и т.п. Москва была тем более заинтересована в такого рода политике, что как раз в это время в Курдистане начинается подъем национального движения, вылившийся в Сентябрьское восстание; на волне интереса к курдам, фактически в административном порядке организуются курдские исследования, и ученым заказываются работы по истории курдского вопроса, ставшие классикой курдоведения (книги Халфина и в особенности Лазарева). Иным было положение в мусульманских республиках: в Средней Азии культурные потребности курдов игнорировались, в Азербайджане проводилась целенаправленная политика ассимиляции (в частности все курды были записаны в паспортах азербайджанцами).

Столь же неоднозначным, как советское время, явилась для курдов бывшего СССР и время постсоветское. С одной стороны, рухнул "железный занавес", и курды СССР обрели непосредственную связь со своими соотечественниками в Курдистане и остальной диаспоре. Стала возможной общественная самоорганизация курдов, появление курдских обществ, союзов, национально-культурных автономий и т.п. С другой стороны, курды оказались в числе жертв тех негативных экономических и политических явлений, которые сопровождали распад СССР. Самый крайний и трагический случай - это, конечно, изгнание курдов-мусульман из Армении в ходе армяно-азербайджанского конфликта, а затем и изгнание кельбаджарских курдов в результате Карабахской войны. Экономическая катастрофа, перед лицом которой оказались новые государства Закавказья и Средней Азии, заставила многих курдов и безо всякой войны мигрировать в Россию (а также за границу). Новыми центрами массового проживания курдов оказались Москва, Ярославль и Краснодарский край; также курды большими группами живут в Ставропольском крае, Тамбовской области, менее значительная диаспора - в Сибири и на Дальнем Востоке. Однако на Юге России, как и в Киргизии и Казахстане, курды столкнулись с ксенофобией и погромами. В ходе этих процессов, изменилась и социальная структура курдского общества: его верхушку, наиболее влиятельную часть стала составлять уже не интеллигенция (положение которой с потерей государственной поддержки было резко подорвано, а социальный статус понизился), а бизнесмены и даже криминальные авторитеты. Из представителей современной курдской элиты России следует назвать известного дрессировщика Азиза Аскаряна, певицу Зару, бизнесмена и государственного деятеля Зелимхана Муцоева. Интересно отметить, что в организации курдской. диаспоры большую роль играет РПК (и аффилированные с ней структуры), деятельности которой в России свойственны те же достоинства и недостатки, которые мы отметили в отношении стран Запада. Другие курдистанские партии также проявляют активность, но гораздо меньшую, чем представители РПК. Эти партии, однако, определяют политическую жизнь курдской диаспоры, организуя митинги и демонстрации в основном в поддержку курдов Большого Курдистана.

Специфической внутренней проблемой курдской диаспоры в России, а равно Грузии и Армении, является езидский вопрос. В отличие от других диаспор, в этих диаспорах значительную (а в Армении исключительную) роль играют именно представители езидской религии, часть которых не принимает курдской идентичности и упорно считает езидов отдельным этносом. Безусловно, это имеет свои исторические корни, которые уводят в средневековую вражду между курдами-езидами и мусульманами (по-своему естественную для эпох, когда царила исключительно религиозные, а не национальные идентичности) вылившуюся в дикие зверства 1918 года. Воспоминания об этих событиях явились "родовой травмой" езидской диаспоры в России, которая остро переживалась на протяжении ХХ века и, разумеется, не способствовала взаимопониманию между курдами-езидами и мусульманами. С падением СССР, в курдской среде остро схлестнулись идеологии курдского национализма и езидской этнической идентичности. К этому следует добавить, что носительницей первой в начале 90-х годов выступала в основном РПК, которая, вовсе не будучи сознательно антиезидски настроена, тем не менее отталкивала многих езидов, особенно интеллигентов, агрессивным и навязчивым стилем своей деятельности и игнорированием езидской специфики. "Езидистская" идеология отвечала интересам лидеров езидских сообществ, заинтерсованных в том, чтобы безраздельно доминировать в своих группах. Наконец она поддерживается извне, особенно в Армении, власти которой, судя по всему, считают политически выгодным для себя "оторвать" успешно ассимилировавшихся с армянами армянских езидов от курдов и превратить их в лояльную группу в рамках армянской (а не курдской) нации. Распространение информации о ситуации в Большом Курдистане вырывает езидов бывшего СССР из замкнутого мирка, в который их хотели бы загнать некоторые их лидеры, и более тесная связь с езидами Курдистана и прежде всего езидским духовным руководством, которое как известно твердо считает езидов религиозной группой в рамках курдской нации, может со временем поставить точку в этом споре, обеспечив победу за сторонниками курдского национализма.


Этот последний вопрос подводит нас к такому важному моменту, как единое общекурдское информационное пространство. Оно возникло на рубеже XX-XXI веков, с распространением интернет-, спутниковых и мобильных технологий, придав жизни курдского общества новое качество. Грани между курдами диаспоры, стран, разделивших Курдистан, и наконец полунезависимого Курдистанского региона стремительно стираются, что оказывает революционизирующее действие на сознание: курды диаспоры, даже родившиеся в ней, чувствуют свою непосредственную связь с Большим Курдистаном, жители забытых Богом областей где-нибудь в глубине Турецкого Курдистана теперь могут ежедневно общаться с соотечественниками из Берлина и Амстердама, читать например сайт Курдского института в Париже, и т.д., и т.п. Курдские интернет-cайты организуют общение и информирование, обмен идеями; сайты на других языках - англоязычные, для бывшего СССР русскоязычные - также служат для общения курдов диаспоры, одновременно знакомя с курдским вопросом всех интересующихся в этих странах. Я помню, как каких-то 20 лет курд, приехавший в Тбилиси из Турции, был поражен, услышав на улице курдскую речь: "но ведь это же запрещенный язык!". Теперь подобная реакция уже невозможна не только потому, что в самой Турции появилось курдское телевидение (отметим, во многом как ответ на спутниковый курдский телеканал Рож-ТВ в Европе, который, по мнению некоторых, является проектом РПК). Гораздо более важно, что курды Турции теперь ясно знают, как живут их соплеменники в других странах, и потому даже самые отсталые из них не могут воспринимать свое положение в Турции как нечто естественное.

И в заключение, хотелось бы кратко сказать о задачах, стоящих перед курдской диаспорой. Несомненно, первостепенной такой задачей является создание некоего общекурдского органа. Если взять пример других диспоральных народов, то у армян роль организатора диаспоры играет партийная структура - партия "Дашнакцутюн". Эту модель попыталась воспроизвести РПК, однако, при известных успехах, поставленной цели не достигла. Это объясняется тем, что во-первых, РПК, хотя долгое время и претендовала на роль общекурдского движения, по сути оставалась партией турецких курдов (и части сирийских), не имея влияния на выходцев из Ирана и Ирака; во-вторых, РПК, как указывалось, не уделяла должного внимания собственно диаспоральным нуждам, рассматривая диаспору лишь как базу для борьбы против турецкого государства; наконец, известные идеологические, организационные и психологические особенности этой партии отпугивали от нее интеллигенцию (т.е. реальную элиту курдского общества). В противоположность ей партии иранских и иракских курдов, достаточно гибкие и плюралистичные, в то же время никогда сознательно не ставили себе задачу объединить диаспору и стать выразителями общекурдских интересов. Более подходящим для курдов, возможно, является пример еврейской Сионистской федерации. Федерация, основанная Теодором Герцелем, объединяла самые разные еврейские группы и партии, начиная от социалистов и кончая религиозно настроенными правыми, при условии принятия ими основного постулата сионизма - о необходимости еврейского государства. Ради этой цели, были созданы Еврейское агентство и Еврейский банк и осуществлялась активная лоббистская деятельность, в конечном итоге принесшая результаты в виде Декларации Бальфура. На наш взгляд, по этому образцу, курдам также следует создать некую федерацию курдских организаций -Всемирный Курдский Конгресс, с собственными исполнительными органами и собственным бюджетом, которая бы осуществляла координацию организаций диаспоры, вела активную лоббистскую деятельность и находилась примерно таких же связях с Курдистанским регионом Ирака, в каких современные еврейские организации находятся с Государством Израиль. Естественно, для этого следует приложить усилия не только самой диаспоре, но и Эрбилю, который вообще не должен забывать, что ныне он - не просто центр иракских курдов, а фактически столица курдского национального государства, и потому политическим центром для всего Курдистана и всех курдов мира. В связи с этим, Региональному правительству Курдистана следовало бы создать особый директорат по делам соотечественников, по образцу всех государств, обладающих более или менее значимой диаспорой. В связи с этим следует отметить, например, что Курдистан нуждается в квалифицированных кадрах; согласно данным ЮНЕСКО для подготовки одного специалиста необходимо около 300 тысяч долларов, а в диаспоре, особенно постсоветской, большое количество курдских специалистов, которые хотели бы и могли бы работать в Курдистане, если их туда пригласят. Одним из направлений деятельности этого директората в отношении, особенно, России могла бы стать организация паломничества российских езидов в главную езидскую святыню - Лалеш, который каждый езид обязан посетить хотя бы раз в жизни. В целом следует подчеркнуть, что объединение курдской диаспоры под эгидой (внепартийной) курдской государственной власти в Эрбиле откроет перед курдами новые блестящие горизонты.


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

Эрдоган угрожает Израилю вторжением

2024-07-30 Станислав Иванов
Эрдоган угрожает Израилю вторжением

28 июля 2024 года Эрдоган заявил, что Турция может войти в Израиль так же, как в свое время вошла в Нагорный Карабах и Ливию. По его мнению, туркам "просто нужно быть сильными, чтобы сделать такие шаги"...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика