Kurdistan.Ru Конституционный референдум 2010 г. в Турции привлек внимание мировой общественности, т.к. ее итоги подчеркивают курс правительства Эрдогана на перестраивание основ государственности Кемалистской Турции. На вопросы о состоянии внутри- и внешнеполитической ситуации в Турции до и после проведения референдума отвечает известный политолог – Мехмет Перинчек.
1. Г-н Перинчек, мировая пресса с огромным интересом следила за развитием событий в Турции еще до проведения в стране референдума по внесению изменении в конституцию. На какое то время сложилось впечатление, что ситуация вокруг референдума в Турции как-бы затмила вопрос об иранской ядерной программе. Можно узнать, в чем же вызван столь значительный интерес к итогам референдума в Турции со стороны мировой общественности?
Турция играет ключевую роль в мировой политике, особенно в этом регионе. Однако для Турции больше нет возможности выжить в системе Атлантизма. Атлантизм готовит конец турецкого государства. В связи с этим единственная альтернатива для Турции остается Евразия. Если Турция меняет свои лагерь и принимает свое место в евразийском сотрудничестве, баланс мировой политики изменится. Поэтому для США контроль над Турцией играет очень важную роль для мирового господства Атлантизма. А референдум в Турции был связан не только с изменением конституции. Его значение больше. В политической арене Турции есть два лагеря: национальные силы и проамериканское правительство ПСР (Партия Справедливости и Развития). А для Америки нет другой альтернативы вместо ПСР, чтобы продолжать свой контроль над Турцией и избавится от турецкой национальной армии. А референдум являлся последним боем между этими силами. Поэтому Запад обратил огромное внимание на него. Результат референдума вам известен. Однако статистики и анкеты показывают, что интеллектуальные, динамичные, образованные массы Турции голосовали против изменении и ПСР. Это важно в том, что часть населения, которое может управлять государством, очень решительно хочет избавиться от этого правительства.
2. Как известно итоги референдума показали, что за поправки в конституцию выступили 58 % избирателей, а 42 % высказались против. Имело ли место массовая фальсификация итогов выборов и каковы были масштабы правонарушении властей в предреферендумный период и во время его проведения?
B процессе референдума правящая партия, нарушая закон, использовала все возможности государства для своих партийных целей и пропаганды. После изменения Конституции ПСР получит возможность перестроить судебную структуру согласно своей политической идеологии и сможет обеспечить полный контроль над судьями, которые потеряют независимость. Pезультаты референдума служат планам США, которые предусматривают гражданскую войну в Турции. Ее подготовят проамериканское правительство и курдский сепаратизм.
3. Некоторые зарубежные авторы уже открыто называют нынешнее правительство Р.Т. Эрдогана исламским. Интересно узнать, по каким основным внутри- и внешнеполитическим критериям правительство Эрдогана можно охарактеризовать как происламское?
Сегодня турецкое правительство стоит полностью на проамериканских позициях, а не на происламских. С 2004 года по настоящий момент, как нам удалось установить, Тайип Эрдоган 33 раза заявлял о том, что «он является сопредседателем американского Проекта Великого Ближнего Востока». В своих выступлениях он отмечал, что «его назначили на этот пост, и город Диарбакыр предполагается сделать центром этого проекта США». 2 апреля 2003 года, после того как США атаковали Ирак, Абдуллах Гюль в своей речи случайно обмолвился о том, что «он заключил в Анкаре секретное соглашение с госсекретарем США Колином Пауэллом, состоящее из 9 статей на 2 страницах» (Газета «Ватан», 24 мая 2003 г.). Обо всех «прорывах» правительства говорится в этом «секретном соглашении». В течение семи лет эти статьи одна за другой претворялись в жизнь, все прогнозы подтвердились. Если этот план достигнет своей цели, Турция прекратит свое существование: страна будет разделена. Государство и армия будут ликвидированы.
4. Г-н Перинчек, можете пояснить, что представляет из себя «Проект Великого Ближнего Востока» и какова роль в ней отводится Турции?
Проект Великого Ближнего Востока (ПВБВ), как выражение однополярного мира, является региональной реализацией Нового Мирового Порядка и проекта Нового Американского Века. Главный официальный документ ПВБВ называется «Новая национальная стратегия безопасности США на Ближнем Востоке: анализ после 11 сентября». По этому проекту США стремятся изменить границы 24 стран от Марокко и Мавритании до Афганистана. Великий Ближний Восток и Северная Африка определены ими как плацдарм захвата Средней Азии, которая является Сердцем Евразии (Heartland). По мнению американских стратегов те, кто будут контролировать сердце Евразии, тому будет подчинен мир.
Стратегия национальной безопасности, подготовлена Пентагоном еще в начале 90-х годов, когда Пентагон решил сломать сопротивление тех стран, которые являлись барьером для США до того, пока они не имели возможности представлять серьезную угрозу. Согласно этой стратегии, ни одна международная организация и никакое международное соглашение не смогут воспрепятствовать интересам США в реализации их планов. Основополагающей доктриной этого плана является препятствование развитию или рождению любых сил, которые могут конкурировать с США в вопросе контроля Евразии и применение вооруженных сил, когда необходимо их применение для отстаивания интересов США. Таким образом, ПВБВ оказался главной частью этой стратегии, которая направлена на создание однополярного мира под единоличным контролем США.
Мы видим две стороны ПВБВ: одна из них направлена в первую очередь против стран Евразии, Ближнего Востока и Северной Африки, а вторая против бывших партнеров и нынешних соперников из стран Европейского Содружества и Тихоокеанского региона (Япония).
Изменение политической и экономической географии 24 стран от Марокко до границы Китая входит в интересы США, как заявила бывший советник президента США по безопасности Кондолиза Райс, в газете «Вашингтон Пост» от 7 августа 2003 г. Это значит, что в этом регионе национальные государства, являющиеся помехой американским планам, будут уничтожены. А вместо них будут созданы новые вассалы США. При реализации этого проекта, когда страны региона будут разделены, будет обеспечен контроль США, а с другой стороны, будет обеспечена долговременная безопасность Израиля, опирающегося на США. Это необходимо США для того, чтобы контролировать добычу и распределение энергоресурсов в Средней Азии и на Ближнем Востоке, ограничить влияние Китая и препятствовать попытке развития Европы и России.
ПВБВ имеет две опоры. Первая – «Великий Израиль». Вторая – марионеточное государство в Северном Ираке, так называемый Курдистан. Уже не секрет то, что 24 страны, границы которых по планам США будут изменены, включают и Турцию.
Турция находится перед лицом плана, шаг за шагом исполняемого США с 1999 г. США объявили первую и вторую иракскую войну, чтобы разделить Ирак на три части. Команда Буша – Рамсфельд, Вольфовиц, Халильзард, Джеймс Вусли и Перле в письме, отправленном ими Клинтону еще до прихода к власти Буша от 29 мая 1998 г., выразили, что необходимо воспользоваться военной силой чтобы провозгласить независимость Северного и Южного Ирака. А в результате последней иракской войны США и Израиль создали марионеточное государство в Северном Ираке по ПВБВ. Цель США – контролировать и, когда необходимо, разделить региональные государства, использовать Северный Ирак как военную базу против стран Евразии.
США начали реализацию узаконения и расширения так называемого Курдистана в Северном Ираке. Чтобы это марионеточное государство выжило, надо расширить его на юг, где находится киркутская нефть, на запад, к Талафару, где расположены плодородные земли, и на север, за счет Турции. После Киркука на очереди будет Талафар и Диярбакыр.
Недаром сказал бывший посол США в Турции Пирсен, что регион от Эрзрума до Багдада является единым экономическим пространством. В последние годы региональные власти юго-восточной Турции начали очень активно сотрудничать с региональными властями в северном Ираке. Даже американские полуофициальные сайты и журналы не видят никаких проблем в опубликовании карт, на которых Диярбакыр обозначен как столица «Великого Курдистана».
Одновременно, 4 июля 2003 г. американские военные взяли под стражу 14 турецких офицеров и солдат в Северном Ираке в г. Сулеймане. Вооруженные силы Рабочей партии Курдистана (РПК), курдской сепаратистской организации, обеспечены и обучены американским спецназом «Дельта форс». Еще в декабре 2003 г. США дали 125 млн. долл. РПК и ракеты «Стингер» Масуду Барзани для борьбы против Турции. Изменение США и курдскими организациями демографической обстановки Киркука и принуждение к переселению туркменов в Талафаре через бомбардировку являются частью плана создания Великого Курдистана. А последнее нападение РПК Турции через Северный Ирак доказывает главную роль США в этом проекте. В этой ситуации зарубежная операция турецкой армии вопреки воли США стала неизбежной для того, чтобы сохранить территориальную целостность Турции. Здесь я хочу отметить что турецкая армия очень винимательно относится к территориальной целостносте Ирака.
Надо подчеркнуть, что контроль США в Северном Ираке угрожает не только Турции, а еще пространству от Западной Европы до Восточной Азии, потому что Северный Ирак является не только опорой США для контроля энергоресурсов, а еще будет плацдармом военной операции против Евразии. Учитывая главную американскую стратегию, которая представляет собой захват Средней Азии, разумеется, что марионеточное государство угрожает не только территориальной целостности Турции, Сирии и Ирана, а еще и стабильности всей Евразии.
Можно сказать, что США крутят такой же фильм в Северном Ираке как и в Чечне.
Другое усилие территориального расширения атлантизма происходит на Кипре. США и Израиль ведут политику, угрожающую Турции через Кипр и угрожают Турции сдать позиции в Северном Ираке. Название Европарламентом турецкой армии оккупантами Кипра доказывает, что атлантизм может исползовать оружие против Турции. США стараются создать контроль на Кипре через Европу. Американская администрация хочет превратить весь Кипр в военную базу, как и базы «Агротур» и «Дикелья» на Южном Кипре. Поэтому единый Кипр и Великий Курдистан означают разделение Турции.
Но, обязательно нужно добавить, что единый Кипр также угрожает всей Евразии. Если весь остров будет под контролем США через присоединение Северного Кипра к южному, тогда он станет стратегической военной базой США как Грузия на Кавказе или как Косово на Балканах.
Одновременно, как сказал экс-министр обороны США К. Пауэлл, умышленно назвал Турцию исламистской республикой, акцентируя роль Турции в этом проекте. По ПВБВ США навяжут странам умеренный исламизм, подобно тому, как в после 1979 г. стремились окружить СССР «зеленым» поясом. Поэтому, участие Турции в ПВБВ означает распад страны и ликвидацию Кемалистской Революции.
ПВБВ также является средством контроля Америкой своих союзников. Это другая сторона медали ПВБВ. НАТО по этому проекту перестроится на орган, который будет обслуживать интересы нового плана борьбы с возможными угрозами США. После Второй Мировой войны НАТО был создан для противодействия социалистическому блоку. С другой стороны, НАТО являлся средством контроля США над своими союзниками, которые сейчас являются их соперниками. После распада СССР НАТО потерял свой смысл. Поэтому США навязывают своим старым союзникам новые общие угрозы, которые они сами определили для сохранения однополярного мира.
Благодаря этим «новым угрозам» США контролируют не только Ближний Восток, а еще и ангажируют своих соперников в их проект, который направлен на единоличное мировое господство США. Таким образом, США воспрепятствуют инициативам своих соперников вопреки их воле. В своем выступлении в Праге 19 января 2003 г. бывший представитель США в НАТО Николас Бернс очень ясно выразил эту цель. Согласно его заявлению, целью НАТО является Великий Ближний Восток, из-за чего необходима дислокация военных сил на Востоке и Юге. Будущее НАТО – это вмешательство в кризис на Ближнем Востоке и его разрешение. И это является военной операцией в странах Средней и Южной Азии, Ближнего востока и Северной Африки, которые внесены в потенциальные угрозы США. Бернс в своем выступлении также высказал предупреждение, которое содержало угрозы своим бывшим союзникам и нынешним соперникам. Согласно его словам, эти страны должны принадлежать одновременно к ЕС и НАТО, и обе структуры должны расширяться одновременно. По словам Бернса, стремление некоторых членов ЕС быть конкурентоспособными с США создает большие недоразумения. По мнению Бжезинского тенденции Европы и США лидировать в разных геополитических пространствах является самым большим риском для мирового владычества США.
Конкуренция между США и ЕС стала явно выраженной. Важность энергоресурсов на Ближнем Востоке для США исходит от зависимости ЕС и Японии от этих ресурсов. США используют лишь небольшую часть нефти, поступающей из этого региона, а Западная Европа и Япония обеспечивают почти все свои потребности нефтью с Ближнего Востока. США, управляя потоками нефти, контролируют своих новых соперников из ЕС, поэтому ПВБП является планом Америки для того, чтобы сохранить свои лидерские позиции.
5. Какова кадровая политика нынешнего правительства Р.Т. Эрдогана в отношений генералитета и высшего офицерства турецкой армии?
Вооруженными силами Тайипа Эрдогана и его сторонников является армия США. Цель таких операций, как «Эргенекон», «Клетка», «Борей», «Кувалда», определяется не дуэтом Тайип Эрдоган—Абдуллах Гюль, а Соединенными Штатами. С 2004 года по настоящий момент, как нам удалось установить, Тайип Эрдоган 33 раза заявлял о том, что «он является сопредседателем американского Проекта Великого Ближнего Востока». В своих выступлениях он отмечал, что «его назначили на этот пост, и город Диарбакыр предполагается сделать центром этого проекта США». 2 апреля 2003 года, после того как США атаковали Ирак, Абдуллах Гюль в своей речи случайно обмолвился о том, что «он заключил в Анкаре секретное соглашение с госсекретарем США Колином Пауэллом, состоящее из 9 статей на 2 страницах» (Газета «Ватан», 24 мая 2003 г.) У этого руководства не хватит собственных сил для проведения операции «Эргенекон»: вооруженные силы этого правительства представлены американской армией, оккупировавшей Ирак, шестым флотом США в Восточном Средиземноморье и экономической угрозой США в отношении Турции. США видят врага в турецком национальном государстве, и потому на передний план выдвигают реакционные и сепаратистские силы. Турецкие олигархи, замешанные в делах «Гладио-Мафии-Сект», поддерживают эту операцию, поскольку своим существованием они обязаны покровительству США.
Фронт турецкой армии после распада СССР в 1990-х годах обратился в сторону США. В такой ситуации «теневое государство» было сосредоточено в милицейской организации последователей Фетуллаха Гюлена в оперативном центре Гладио. Как известно, Гладио – это подпольное НАТО. Его также называют СуперНАТО. Страны НАТО управляются этим тайным правительством. Организация НАТО была основана не только для противостояния СССР, но прежде всего для контроля США над странами-членами НАТО. Кроме того, несмотря на распад СССР, НАТО ради этой цели продолжает свое существование. Однако после того как в 1991 году американская армия разделила Ирак, фронт турецкой армии начал смещаться в сторону Соединенных Штатов. Такие органы «теневого государства» США, как Foreign Reports, Foreign Affairs, Meditarrenian Quarterly, Joint Forces Quarterly отмечали, что в 1990-ые годы турецкие генералы вышли из-под контроля Америки, и кемалистские силы в Турции вместе с турецкой армией обратили свои взгляды к Евразии. 17 февраля 1993 года США под видом авиакатастрофы расправились с генералом армии Эшрефом Битлисом, который через пару лет должен был занять пост начальника Генерального Штаба. Вооруженные силы Турции в марте 1995 г. ответили на это операцией «Сталь». Турецкие военные силы провели масштабную операцию на подконтрольной Соединенным Штатам территории в Северном Ираке. Вслед за этим в сентябре 1996 года турецкая армия вместе с правительством Саддама Хусейна провела операцию по привлечению на свою сторону Барзани. Соединенным Штатам пришлось отправить на остров Гуам обученные ЦРУ отряды Пешмерга численностью 3000 человек. Это событие было расценено уполномоченными лицами ЦРУ как «крупнейшее поражение со времен войны во Вьетнаме». В этих условиях США были вынуждены заново сформировать в Турции ядро операции Гладио на базе милицейских сил последователей Фетуллаха Гюлена. Это ядро под руководством 35 американских управленцев операцией, находящихся в Анкаре, строит заговор под названием «Эргенекон», направленный против турецкой армии, Рабочей Партии и других национальных сил в Турции. Эта операция – не победа демократии, а шаг за шагом претворение в жизнь проамериканского фашистского диктата. ПСР формирует свое «теневое государство» – Гладио с ориентацией на Фетуллаха Гюлена. Омафиозившееся руководство в тесном контакте с сектами причислило себя к новой привилегированной касте турецкого общества. Осуществляется невиданный в истории грабеж. Деспотизм «Гладио-Мафии-Сект» вышел из-под контроля. Он нацелен против турецкого национального государства и народнического наследства Кемалистской революции.
6. Что из себя представляет организация «Эргенекон» и какие цели она преследует?
Дело «Эргенекона» – это тщательно спланированная США операция против турецких патриотов, тех патриотов Турции, которые настроены антиамерикански. По этому «делу Эргенекон» арестованы лидеры патриотических сил Турции, включая ректоров университетов, журналистов, интеллектуалов, политических деятелей и генералов, которых объединяла борьба против превращения нашей страны в инструмент американского империализма. Их всех можно назвать евразийцами по убеждениям, и все арестованные выступали за более тесные и дружественные интересы с евразийскими странами. Все аресты произошли без каких бы то ни было серьезных на то оснований. Сколь ни будь серьезных улик в ходе процесса тоже предоставлено не было, что только подтверждает его заказной характер.
Их обвиняют в попытке государственного переворота, однако, никакой доказательной базы у обвинения нет. Именно отсутствие доказательств, которых просто не существует в природе, полная абсурдность обвинений, позволяют нам надеяться, что это процесс развалится.
Пульт управления этой «охотой на ведьм» находится в руках делегации из 35 человек, направленной из США в Анкару в феврале 2008 года. Руководство ЦРУ и Пентагона разместилось в Центре Департамента милицейской разведки, находящемся в Анкаре в районе Йылдыз, и напрямую управляет ходом операции. Близкий соратник Абдуллаха Гюля, журналист сектантской газеты Фехми Кору откровенно заявил и опубликовал, что точкой отправления в операции «Эргенекон» стало распоряжение Дж. Буша, которое он отдал Тайипу Эрдогану в Овальном офисе 7 ноября 2007 года. (Канал 7. 28 января 2008 г., газета «Йени Шафак» от 1 февраля 2008 г.) США приступили к плану прямого подавления сопротивления турецкой армии, наблюдавшегося после 1990-ых гг. Соединенные Штаты не могут контролировать Турцию без турецкой армии, также как и не могут воплощать свои планы на Ближнем Востоке без ее участия. В связи с этим усилия США направлены на то, чтобы силой усмирить турецкую армию и разделить ее. Они полагают, что таким способом им удастся уничтожить кемалистское наследие и установить контроль над армией.
Сейчас не исключен серьезный конфликт между правительством и армией, а также конфликт между США и турецкой армией. Дело «Эргенекона» направлено непосредственно против армии. Цель США – ослабить турецкую армию, чтобы закрепиться в курдских районах Северного Ирака. Именно поэтому среди обвиняемых много генералов и бывший главнокомандующий вооруженными силами Турции. Соединенные Штаты стараются показать, что армия – это преступная, террористическая организация.
Потому что для того, чтобы воплотить свои планы, в частности, знаменитый план «Большого Ближнего Востока» в жизнь, необходимо ослабить Турцию. Для того, чтобы ослабить Турцию, надо ослабить турецкую армию, поэтому эта операция – часть американского плана «Большого Ближнего Востока».
7. Можно ли сказать, что после референдума, правительству Эрдогана все же удалось подчинить своей воле турецкую армию, которая десятилетиями являлась хранителем заветов и принципов М.К. Ататюрка?
Турецкая армия, само собой разумеется, знает о том, что эта операция ведется Соединенными Штатами, и при том сама намекает на это. В принципе, это всем известно. Руководство Генерального Штаба оставило неизгладимый след в истории, позволив иностранному государству проводить внутри своей страны операцию против ее же самой. Стоит задуматься над тем, как такая крупная армия, как турецкая, примирилась с этой действительностью. Эта ситуация похожа на распад Советского Союза «мирным» путем. Красная армия была вынуждена признать этот распад без единого выстрела ружья. Военное руководство ожидает критического момента, когда ПСР сломится под натиском экономического кризиса. Причиной этого является то, что турецкая армия окружена как снаружи, так и изнутри, в особенности позицией правительства. Во-первых, армия опасается принятия на себя ответственности за разваленную турецкую экономику. Во-вторых, она боится, что США «нажмут на кнопку пуска» курдского сепаратизма и реакционных религиозных сил. С внешней стороны – американская армия граничит с нами в Северном Ираке. В добавление к этому еще существуют кипрская и эгейская проблемы. Турция на двух фронтах лицом к лицу столкнулась с угрозами ее безопасности. Эта внешняя и внутренняя осада может быть разбита только лишь народной волной и программой Кемалистской революции. Руководство армии не осмеливается пойти навстречу народной воле и революции. Поскольку кемалистский революционализм в период сотрудничества с НАТО в значительной степени истощился, прежде всего, на уровне командиров высшего ранга.
Однако всем стоит принимать во внимание ту патриотическую и народническую традицию, которая была рождена Революцией Ататюрка и ярой борьбой против сепаратизма. Турция на протяжении двух столетий борется против империализма. В скольких странах можно найти подобное историческое наследие? Поэтому, какие бы заговоры не строились, будущее армии определит наследие Кемалистской революции. Страх военного руководства перед обвинениями в государственном перевороте является козырем в руках Соединенных Штатов и ПСР. Они считают, что армии нечего противопоставить этому заговорщическому процессу. Тем не менее, эти расчеты будут подорваны стремлениями армии соединиться с народными силами. Критический момент настанет тогда, когда ПСР уже не сможет управлять Турцией.
Турции, чтобы выжить, необходимо, вернуться к идеям Ататюрка, заново перестроить государство и общество в соответствии с идеями Ататюрка. После 50-х годов, особенно после вступления Турции в НАТО, получилось так, что она потеряла многое, получившее от кемалистской революции. Сейчас Турция находится под угрозой полной потери государства и суверенности. Турции нужна новая революция на базе идей Ататюрка, если этого не произойдет, страна прекратит свое существование, ее просто не будет.
* Мехмет Перинчек родился 19 сентября 1978 года в Стамбуле. В 1996 году, получил стипендию программ международного культурного обмена AFS. Затем закончил юридический факультет Стамбульского Университета и аспирантуру Института Принципов Ататюрка и Истории Турецкой Революции при Стамбульском Университете. В 2005 и 2006 годах учился в аспирантуре МГИМО, будучи стипендиатом Российского Министерства Образования. В настоящее время является научным сотрудником Института Принципов Ататюрка и Истории Турецкой Революции, где завершает работу над докторской диссертацией.
В течение последних десяти лет работает в русских государственных архивах с документами, касающимися советско-турецких отношений и армянского вопроса, и занимается актуальными проблемами внешней политики. Опубликовал четыре книги: "Беседы Ататюрка с Советскими государственными деятелями", "Турецко-Армянское столкновение глазами Борьяна", "Евразийство: теория и практика в Турции", "Армянский вопрос в ста документах из Русских Государственных Архивов". М. Перинчек – автор множества научных статей и иных публикаций, активный участник международных конференций и симпозиумов, телевизионных программ.
Василий Папава. Интервью с М. Перинчеком. (Грузия, Тбилиси. 10 ноября 2010 г.). Интервью опубликовано в журнале: «Кавказский Акцент». Ежемесячный общественно-политический журнал. ¹12, декабрь 2010 г.