Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Хошави Бабакр: Кризис арабского мира

Просмотры2647Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-01-21
Хошави Бабакр: Кризис арабского мира

regnum.ru/news/1366577.html
В первые дни нового года мы стали свидетелями двух почти совпавших по времени значительных событий в жизни арабского мира: раскола Судана и революции в Тунисе. Они продемонстрировали нам всю глубину кризиса, который переживают эти арабские страны. Но разве кризис - достояние только этих двух стран? Разве Ирак уже много лет не заставляет говорить о себе, как о "провалившемся государстве"? Разве не находится в трудном положении Ливан, каких-то 40 лет назад казавшийся филиалом Европы на Ближнем Востоке? Разве можно считать нормальной ситуацию в Алжире? Разве не очевидна историческая тупиковость режимов в Сирии и Саудовской Аравии?

 

Не будет преувеличением сказать, что арабский мир - по крайней мере большая его часть - находится в состоянии кризиса и деградации, все более и более отставая от развитых стран и резко контрастируя с динамичными, успешно развивающимися обществами Китая и Юго-Восточной Азии. Как известно, и в арабском мире есть страны с высоким уровнем жизни, но этот уровень жизни обеспечивается исключительно благодаря нефти. Страны же, лишенные нефтяного благословения, прозябают. Общая доля арабских стран в мировом ВВП составляет 2,2%, (в 1960-е годы она составляла 6,3%), при том, что доля населения - 4,7%.

При этом четверть от этой цифры приходится на Саудовскую Аравию как крупнейшего производителя нефти. Количество иностранных инвестиций в арабский мир от общемировых составляет 5%, однако половина этой цифры приходится на ту же Саудовскую Аравию, ОАЭ и Египет (т.е. на главные нефтяные и туристические страны). Нефть и вообще сырье, а также продовольствие остаются основной, если не единственной, статьей арабского экспорта: на 1996 год доля экспорта машин и оборудования в Египте была 0,4%, в Сирии - 0,8%, в Иордании - 4,6%, тогда как, для сравнения, в Израиле - 30%. О состоянии арабского общества красноречиво свидетельствует такой факт: в настоящее время в арабских странах насчитывается 100 млн. неграмотных - ситуация, совершенно нетерпимая в начале 21 века.

Такая ситуация тем более тяжела для арабов, что они - этнос с древними и сильными культурными традициями и, как следствие, с высоким уровнем самосознания. Если мы оглянемся на историю этого самосознания и, параллельно, на истоки нынешнего положения, то мы обнаружим следующее. Арабский национализм родился на грандиозной утопии восстановления Арабского халифата во всем его блеске и величии некогда самой крупной, культурной и экономически развитой державы раннесредневекового мира. Эта химера замаячила перед арабами в конце Первой мировой войны, во время арабского восстания против Османской империи, и в ноябре 1918 года восстановление Арабского халифата со столицей в Дамаске под властью династии Хашимитов, казалось, было свершившимся фактом. Однако именно с момента, когда утопия столкнулась с жизнью, для арабской власти начались сплошные разочарования. Возродившаяся великая нация обнаружила себя, вместо этого, одним из колониальных народов - предметом колонизации и раздела великих европейских держав-победительниц, Англии и Франции. С тех пор договор Сайкса-Пико о разделе Османской империи (1916), вкупе с декларацией Бальфура о создании в Палестине еврейского национального очага (1917) вошел в арабскую мифологию как источник всех бед и несчастий великой арабской нации. Мысль о том, что колониальный раздел Арабского Востока произошел по объективным причинам, что неорганизованное и отсталое арабское общество не могло послужить основой для новой великой державы даже при помощи "армии" из кочевников шерифа Хусейна и короля Фейсала и, в результате, европейские державы просто заняли образовавшийся с гибелью Османской империи вакуум силы - эта мысль была слишком оскорбительна для национального самосознания, чтобы могла в нем прочно утвердиться.

И если в начале ХХ века первые арабские националисты еще охотно объясняли беды арабского мира "невежеством" арабов по сравнению с западными народами, то со временем и это представление заменили более лестным для национального самосознания, но совершенно фантастическим представлением о том, что и все беды - чужеземного происхождения, включая самую отсталость и невежество: тут винили, разумеется, европейский "империализм", который усматривали и в походах крестоносцев, и в португальской экспансии (забавно при этом, что собственные завоевательные войны времен Халифата, в том числе в Европе, служат для арабов главным предметом гордости).

Дальнейшая история арабского мира продолжала список разочарований, в которых, по традиции, винили внешние силы. Вплоть до середины 20 века источником бед казался европейский колониализм и традиционные, прозападно ориентированные элиты, воспринимавшиеся как его агенты. Средством возрождения арабской нации, соответственно, стали представляться социализм в сочетании с экзальтированным национализмом, что в разной пропорции было отражено в баасизме и насеризме. К началу 60-х годов колониализм исчез, традиционные элиты были свергнуты (по крайней мере, в основных арабских странах), социализм и национализм окончательно восторжествовали, однако это не принесло "арабской нации" чаемого величия и даже единства.

Социализм и светский национализм дискредитировали себя вслед за консервативным либерализмом традиционных элит; фрустрация же осталась, как остались объективные причины, ее порождающие. Новую утопию, претендующую на ее преодоление, принесла религия. Политический ислам - явление далеко не новое, но до конца XX века остававшееся достаточно маргинальным. Крах социалистической утопии расчистил дорогу утопии радикализма. Убийство Анвара Садата "братьями-мусульманами", совпавшее по времени с Исламской революцией в Иране, явилось первой ласточкой; взрыв американских казарм в Бейруте в 1983 году открыл тактику террористов-самоубийц; Афганистан выступил кузницей кадров - и наконец, 11 сентября 2001 года возвестило окончательное пришествие эпохи, когда политический ислам является одним из ведущих факторов мировой игры. Ислам для арабов более, чем для любого другого народа, является маркером и символом национальной идентичности, при этом представляя собой очередную социально-политическую утопию с претензиями тоталитарного контроля над личностью, в то же время выгодно отличается от светских идеологий тем, что дает некую трансцендентальную и мистическую санкцию жизни и смерти адепта. Отсюда поставленные на поток самоубийственные теракты: психология жертвенности была свойственна и адептам светских квазирелигиозных идеологий (можно вспомнить, например, русских революционеров-террористов конца XIX и начала XX века). Но лишь идее политического исламизма впервые удалось принести эту психологию в широкие массы и убедить не "избранного" героя, а человека с улицы, что он живет ради смерти. По сути, все идеи политического исламизма есть именно такая идеология смерти, идеология, отрицающая жизнь в ее сколько-нибудь ярких проявлениях - и в этом смысле, конечно, одна из самых бесплодных идеологий в человеческой истории. Торжество идеи религиозного радикализма лишь усиливает разрыв с успешным современным миром, ненависть к его соблазнам и, соответственно, фрустрацию. Фрустрация, в свою очередь подогревает экстремизм.

Бороться с таким положением попытались с помощью очередной утопии. Я имею в виду утопию "нового Ближнего Востока", которую американские неоконы понесли в регион в 2003 году. Идея была проста: все беды, включая терроризм, происходят от коррумпированных недемократических элит; необходимо покончить с этими элитами и привнести в арабский мир демократию - и тогда все станет о`кей. При этом, каким-то странным образом упускалось из виду, что основа западной демократии - институты складывавшегося веками гражданского общества, которого на Арабском Востоке попросту нет. Попытка установить демократию в Ираке привела ко многим годам ожесточенной межобщинной войны, хаоса и терроризма; свободные выборы в Ливане и секторе Газа дали власть (частично - в Ливане и полностью - в Газе) радикальным организациям, наиболее антилиберальным и антидемократическим на арабском Востоке. После этого опыта эксперимент по дальнейшей демократизации Арабского Востока был свернут.

В чем причина такой ситуации? Существует распространенное мнение, что - в религии. Тому есть и теоретические обоснования: утверждается, будто ислам принципиально отличается от остальных религий тем, что регламентирует все стороны жизни верующих, и именно этим, мол, обеспечивается отсталость мусульман по сравнению с приверженцами иных религий. На первый взгляд, это подтверждается тем очевидным наблюдением, что круг агрессивных "исторических неудачников" очерчивается во многом по границам мусульманского мира: пока мусульманские народы заняты борьбой с сионистами, империалистами и безбожниками, их соседи, еще вчера также бывшие колониальными или полуколониальными народами, успешно производят электронику и лауреатов Нобелевской премии. Однако при ближайшем рассмотрении такой взгляд оказывается поверхностным. Предполагаемый "обскурантизм" и "нетерпимость" ислама не мешали в Средние века именно исламскому миру демонстрировать наивысшие образцы как науки и культуры, так и религиозной терпимости; многочисленные примеры показывают, что можно быть верующим мусульманином, не будучи религиозным фанатиком и оставаясь вполне светским человеком (критики ислама, чтобы обойти это затруднение, подобно их антагонистам - фундаменталистским имамам - объявляют светских и либеральных мусульман "отступниками от истинного ислама"). Подробная регламентация жизни верующих свойственна всем средневековым религиозным традициям, и наибольшего развития она достигла не в исламе, а в иудаизме. (На это, обыкновенно, делается возражение, что в исламе соответствующая регламентация содержится в текстах, считающихся боговдохновенными, а в иудаизме - нет, но это возражение чисто казуистическое: понятно, что иудаизм без Талмуда точно также невозможен, как ислам без шариата). Вопрос, очевидно, не в мнимом "обскурантизме" ислама, а в другом: почему в исламском, и прежде всего арабском, мире люди выбирают наиболее жесткие, обскурантистские толкования ислама и игнорируют попытки его модернизаторских и либеральных толкований? Почему в христианском и иудейском обществах фундаменталисты представляют собой маргинальные группы, а в исламских обществах они нередко определяют мейнстрим? В конечном итоге фундаментализм есть бегство от проблем современного мира, попытка укрыться от них в некоей искусственной скорлупе - т.е. выражение той же самой фрустрации.

Провал двух западных либеральных проектов, которые пытались навязать арабскому миру: английского либерально-консервативного проекта 1920-х гг. и американского либерально-демократического проекта 2000-х - несомненно, объясняется слабостью среднего класса в арабском мире и отсутствием там реальных структур гражданского общества. Главными протагонистами там являются государство в лице ничем не ограниченных коррумпированных чиновников и военных (безразлично, под флагом ли монархии или "социализма" они действуют) - и аморфная "улица". В такой ситуации неудивительно, что арабские общества обречены колебаться между авторитарным деспотизмом и охлократией - деспотизмом толпы. При этом, лидеры "охлоса" при случае начинают охотно брать взятки, а коррумпированные чиновники, чтобы удержаться у власти, столь же охотно играют на самых низменных инстинктах толпы.

Возможно, именно с этим связаны такие специфические особенности менталитета, принадлежащие именно психологии "толпы", как неспособность мыслить рационально и неспособность принять "другого". Кстати, конфликта с Израилем можно было бы вообще избежать, если бы арабы в свое время прислушались к предложению Нури Саида (премьер-министр королевского Ирака и виднейший представитель "либерально-консервативного" проекта) - предложить евреям автономию в составе арабского государства. Однако Нури Саида за это предложение сочли предателем: концепция автономии вообще плохо вмещалась в сознание правителей, тем более - автономии для другого народа на земле, которая воспринималась как арабская. Результат хорошо известен. Геноцид христиан в Южном Судане и негров в Дарфуре; геноцид курдов и спорадические убийства христиан в Ираке - все это является проявлениями того же специфического неприятия "другого". На бытовом уровне, например, это может выражаться в наивной уверенности (с которой я сам не раз сталкивался), что все, кто живут в арабских странах, обязательно должны говорить только на арабском языке.


Идентичность арабов в значительной степени строится на исламе (как национальной религии) и обожествлении средневековых традиций собственной "арабской цивилизации"; в конечном итоге, она оказывается направленной против западных ценностей. В этом смысле, курды оказываются в гораздо лучшем положении, чем арабы: их национализм не связан так прочно с религиозными традициями и ориентирован на Запад. Это дает курдам надежду доказать своим примером, что мусульманская нация способна полноценно войти в современный мир и развиваться как его активная и передовая часть. Что же касается арабов, то для выхода из нынешнего кризиса им необходима смена менталитета, переориентация с психологии толпы на ценности рационализма, компромисса, толерантности, принятия "другого" и диалога с ним - рецепт слишком сложный, чтобы он мог быть реализован в короткий срок, но который, однако, один может вывести арабский мир из кризиса.

 


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

На Ближнем Востоке и в Азии ищут альтернативы Суэцкому каналу

2024-12-23 Станислав Иванов

Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку...

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика