Юрий Набиев, Kurdistan.Ru В последнее время, как известно, в Турции активно обсуждается вопрос об образовании на курдском языке. Пока что для этого образования сохраняются правовые и политические препятствия, хотя в принципе оно ныне возможно; но следует признаться, что, если даже завтра все правовые и политические препятствия будут разом убраны, дело с курдским образованием не продвинется особенно далеко. Ибо, кроме законов, запрещающих курдское образование, существуют чисто технические проблемы, препятствующие его широкому внедрению в ближайшее время. В случае его беспрепятственного разрешения, неизбежно возникнет вопрос: кто, по каким методикам, по каким пособиям будет преподавать курдский язык миллионам? На данный момент, как известно, сносно разработаны только методики и учебная литература для диалекта сорани, на котором турецкие курды не говорят. При этом следует иметь в виду, что это должны быть методики, рассчитанные на несколько разных групп - детей и взрослых, тех, кто сносно владеет языком на бытовом уровне, и тех, кто изучает язык с нуля. Но даже если бы были разработаны и выпущены в достаточном количестве учебники, самоучители, хрестоматии и пр., что само по себе связано с большими затратами - кто будет по ним преподавать? Учительским кадрам взяться просто неоткуда, так как людей, получивших хотя бы основы филологического образования по диалекту курманджи очень немного. Что говорить, если ситуация с курдским языком в Турции такова, что даже депутаты от БДП, больше всего выступающие за курдские языковые права, подчас слабо владеют языком и для них были вынуждены организовать соответствующие курсы!
На мой взгляд, на данный момент единственный выход в этом вопросе - широкое использование дистанционного обучения. Сейчас, особенно с развитием информационных технологий, во всем мире дистанционное обучение становится все более и более популярным. Оно удобно тем, что можно получить образование, практически не выходя из дома. Суть его заключается в том, что человек получает учебные материалы через интернет: прослушивает лекции, участвует в семинарах, даже имеет возможность в онлайн-режиме задавать вопросы. Применительно к нашей теме, достаточно разработать программу на цифровых носителях (что мог бы сделать, например, курдский институт в Париже) - и ограниченное количество высококвалифицированных преподавателей могло бы проводить уроки для самой широкой аудитории, при чем применяясь к возрасту, уровню знания языка и образования и т.д. Такой метод обучения имеет преимущества и для диаспор, так как при нем нет необходимости создавать классы и тратить время на поездки (что особенно затруднительно в случае, если приходится иметь дело с детьми). Таким образом, резюмируя плюсы этого метода, можно отметить, что он:
1) менее затратный
2) дает возможность практически всем заниматься с преподавателями высокой квалификации
3) экономит время для поездок.
В некоторых случаях, например когда диаспора разбросана на широкой территории, он вообще является единственно возможным.