В июне 2006 года госсекретарь США Кондолиза Райс охарактеризовала войну между Израилем и Ливаном примечательной фразой: «То, что мы наблюдаем сегодня, по сути, представляет собой начало родовых схваток, в результате которых родится «Новый Ближний Восток», и что бы мы ни делали, нам следует отдавать себе отчет, что мы работаем во имя этого Нового Ближнего Востока». США и не пытались скрыть, что именно они оплодотворяют «Старый» Ближний Восток и, одновременно, являются повиальной бабкой искусственно вызванных «досрочных» родов «Нового» Ближнего Востока. Нынешние события в Тунисе, Египте, Иордании, Йемене и, в меньшей степени, Алжире и Марокко, красноречиво указывают на последовательность политики США в этом регионе.
Неправда, что социальные бунты возникают в социально необеспеченных и авторитарных государствах: опыт истории показывает, что социальный взрыв «внутреннего возгорания» в таких странах происходит лишь на стыке времен – когда старый авторитарный правитель умирает, а новый кажется недостаточно сильным. Все остальное время народ, как бы тяжело ему не жилось, привычно восхваляет своего правителя. В случае с Тунисом и Египтом это еще более справедливо, так как их долговременные лидеры – Зин эль-Абидин Бен Али и Хосни Мубарак – привнесли в эти страны стабильность. То есть, невзирая на не самые лучшие социальные условия, видимых причин для бунтов не было. Однако они произошли. И если Бен Али сдался достаточно быстро, то Мубарак пока продолжает держаться.
«Упрямство» Хосни Мубарака привело к неожиданному эффекту: срыванию масок с дирижеров бунта. 2 февраля с призывом к Мубараку прислушаться к требованию народа и подать в отставку обратился премьер-министр Турции; 3 февраля с аналогичным предложением выступил президент США, а 4 февраля о своей поддержке требований египетской оппозиции заявили лидеры 27 государств-членов ЕС. Поразительное единодушие, особенно если учесть, что самой оппозиции в Египте просто нет.
На «свято место» попробовали выдвинуть Мухамеда эль-Барадеи, бывшего главы МАГАТЭ и неудачливого претендента на пост Генерального Секретаря ООН. Однако эль-Барадеи явно не удалось справиться с возложенной на него ролью: опьяненные угаром вседозволенности массы «революционеров-бунтовщиков» отнеслись к нему с оскорбительным безразличием. Пришлось в срочном порядке перетасовывать колоду, и расчищать дорогу к пока еще занятому креслу президента Египта для Генерального секретаря Лиги арабских стран – Амра Мусы. При этом – издержки «производства» египетской революции – столкнув этих двух политиков между собой.
Происходящее не оставляет места для сомнений: народные бунты в североафриканских странах спровоцированы извне. И нам лишь остается понять цели кукловодов, которых, будем объективны, правление Мубарака полностью устраивало. Это означает, что дирижеры событий в этих странах преследуют куда более важные цели, чем стабильность в регионе, в том числе и безопасность энергетических маршрутов и трубопроводов. Отметим также, что весьма вероятный приход к власти в Египте исламистской группировки «Братья-мусульмане» многократно усиливает угрозу для Израиля. Не случайно египетская «оппозиция» повсеместно поднимает портрет Мубарака с шестиконечной звездой Давида.
США, а то, что именно они являются сценаристом и режиссером нынешних событий в арабском мире, жертвуют многим, что может означать одно: ожидаемые дивиденды должны значительно превосходить по значимости нынешние потери. По крайней мере, контроль над всем «Новым» Ближним Востоком. Или над «Новым» Большим Ближним Востоком. Это – план захвата контроля над огромной территорией, простирающейся от Израиля до Пакистана, от Туниса до Южного Кавказа. Лишь такая глобальная задача, являющаяся, кстати сказать, плохо завуалированной частью плана «Стратегия Анаконды», могла подвигнуть Вашингтон на сдачу интересов Израиля, а в перспективе, Турции и Саудовской Аравии.
И здесь невозможно не вспомнить опубликованную в июне того же 2006 года так называемую «карту полковника Ральфа Петерса». Ветеран американской разведки опубликовал в издающемся Пентагоном журнале «Armed Forces Journal» статью «Кровавые границы» и опубликовал карту с весьма многозначительным подзаголовком: «Как может лучше выглядеть Ближний Восток». А спустя пару недель после упомянутого выступления К. Райс, опубликовал книгу «Никогда не прекращайте сражение», в которой развил «свои» взгляды по обоснованию перекройки ныне существующих границ Ближнего Востока. Скандальная карта, естественно, нашла свое место в книге.
Как легко заметить, американцы вознамерились изменить карту региона до неузнаваемости: раскроить по новому старые границы, а также способствовать «рождению» нескольких новых государств. О том, что эта карта отражает взгляды не только сумасбродного романтика, каковым может показаться Р. Петерс, а согласуется с планами американского правительства, красноречиво свидетельствует факт ее тиражирования американским военным ведомством. Так, с конца 2006 года «карта Петерса» изучается в военно-образовательных учреждениях США, в том числе и на высших офицерских и генеральских курсах. Курсантам и слушателям в качестве домашнего задания предлагается найти оптимальные пути для решения отдельных задач по претворению в жизнь «карты Петерса». Интересно, что «карта Петерса» была вывешена для всеобщего обозрения в Военном колледже НАТО в Риме, в котором проходили обучение турецкие офицеры. Оскорбленные видом обкорнанной Турции, они пожаловались собственному командованию, после чего начальник Генерального штаба Турции генерал Беюканит выразил «решительный протест» председателю Комитета начальников штабов США, впрочем, ничего в политике США не изменивший.
Сегодня практически не осталось сомнений: США приступили к реализации очередного этапа проекта «Новый Большой Ближний Восток», которому предшествовали вторжения в Ирак и Афганистан. Озвученное 4 февраля заявление главы Комитета начальников штабов ВС США адмирала Майкла Маллена – «Военные США готовы вмешаться в события в Египте, если возникнет такая необходимость» – является подтверждением сказанному.
Не исключено, что нынешние события в арабских странах являются «разведкой боем», и серьезных последствий иметь не будут. Но можно однозначно утверждать, что эта «разведка» наглядно продемонстрировала уязвимые стороны арабских государств. А это, в свою очередь, означает, что нынешние события непременно будут иметь продолжение. В том числе и в других регионах «Нового» Большого Ближнего Востока. И здесь самое время вновь обратиться к «карте Петерса», а, по сути, к планам американского военного командования относительно Армении и прилегающих к нам государств.
Нетрудно заметить, что американцы стремятся к «отстранению» Ирана от Армении, и «привлечения» новорожденного государства Курдистан. Согласно этим планам, предполагается отсечение от Ирана огромных территорий и создание «объединенного» азербайджанского государства. Таким образом, согласно планам США, Армения оказывается в окружении Курдистана, Азербайджана и Грузии, государств, в первых двух из которых население будет составлять примерно тридцать миллионов человек. Представить последствия подобного соседства не трудно.
Легко заметить также, что начало реализации очередного этапа проекта «Новый Большой Ближний Восток» совпало по времени с массовыми нападками официального Азербайджана на Иран. Сегодня в Баку только ленивый не обвиняет Иран во вмешательстве во внутренние дела и попытке экспорта исламской революции в Азербайджан. Одновременно Баку выражает одобрение египетскому бунту, ведущую роль в котором играют «Братья – мусульмане». Подобный «двойной стандарт» означает не что иное, как выражение согласия содействовать американским планам, или, что так же возможно, координацию своих действий с Вашингтоном.
Азербайджан можно понять: «карта Петерса» открыто сигнализирует о появившемся у него шансе урвать у Ирана давно уже вожделенные северные провинции, а также заполучить в соседи большой и дружеский (по крайней мере, до тех пор, пока у руководства Азербайджана будут находиться этнические курды) Курдистан. Интересно, что и Турция, теряющая, согласно американским планам, значительные территории, может оказаться в выгоде: избавившись от нестабильного в политическом и военном отношениях юго-востока, она получит возможность сконцентрироваться на экономическом развитии оставшейся части государства.
Необходимо заметить, что реализация проекта «Новый Большой Ближний Восток» нанесет невосполнимый урон России, Ирану и Армении. Согласно «карте Петерса» Россия «отсекается» от Южного Кавказа и Центральной Азии, что автоматически превращает ее в заурядное государство с неясными (вернее, катастрофичными) перспективами на будущее. «Новый Большой Ближний Восток» просто лишит Россию возможности и права на будущее.
Что касается Ирана, то с ним предполагается «разделаться» следующим образом: весь север страны передается Азербайджану, значительная часть западных провинций Курдистану, южные нефтеносные районы – Шиитскому Арабскому государству, а также новому государству – Свободному Белуджистану. Как утешение, Ирану предлагается передать каменистую пустыню западных регионов Афганистана. Вряд ли Иран, лишенный доброжелательных соседей и значительной части энергоресурсов, способен будет сохранить государственный суверенитет.
И, наконец, Армения. Нам предлагается «бонус» в виде части Карсского района, точнее – гора Арарат. Остается понять, как долго нам будет принадлежать наша историческая святыня (и как долго будет существовать Армения), если мы окажемся в окружении враждебных государств с общим население свыше 60 миллионов человек?
Американский проект «Новый Большой Ближний Восток» – это смерть для Армении и ее стратегических союзников, и только объединенные усилия России, Ирана и Армении способны провалить планы США. По крайней мере, в отдельно взятом регионе планируемого «Нового Большого Ближнего Востока». При этом необходимо понять: подобная военно-геополитическая ось может сложиться и полноценно функционировать лишь при условии поступательного развития экономики Армении и укрепления ее военной мощи. Это, а также значительное, взрывное улучшение образовательного ценза Армении – наша главная задача.
К нашему региону приближается эра «большого хаоса», и выжить в этот период истории может лишь государство, имеющее союзников со схожими целями и способное постоять за себя.