Конфуций говорил: «Врагу не пожелаю жить в эпоху перемен». Увы, ни история, ни время не спрашивают нас о наших желаниях и предпочтениях. А вот заставить могут. И мы начинаем рушить замшелые от давности лет, но прочные устои, подпирающие властителей.
Тунисцы поднялись и свергли тирана. Восстала долина Нила и смела фараонов вместе с их продажностью и ненавистью к простому человеку. Неспокойно в Иордании. Мудрый король, упреждая события, принимает крутые меры и распускает кабинет. В Адене, южной столице Йемена, объявлена «пятница гнева». Сотни тысяч людей выйдут на улицы, требуя отделения от режима Саны и права самим определять свою судьбу. Клокочет юг Судана. Алжир все еще потрясают отголоски гражданской войны, развязанной исламистами в начале 90-х прошлого века, когда военные аннулировали их оглушительную победу на президентских выборах.
Пришли перемены. Может быть, все уляжется через неделю. Или мы вскоре осознаем, что вступаем в новую эпоху. Каирские события разделили время на прошлое и настоящее. Мы сделали шаг вперед. Завтра история уже не позволит никому сделать два шага назад.
А в Двуречье без перемен? Вряд ли… Если рассуждать обывательски, то по сравнению с египтянами, тунисцами, ливанцами иракцы живут в сущем аду, лишенные элементарных средств жизнеобеспечения и существования: безопасности, стабильности, электричества, питьевой воды, инфраструктуры, продуктов, медикаментов, общественного транспорта, сферы бытовых услуг…
Тунисцы и египтяне сбросили идолов в тяжелом противоборстве. Иракцам противостоять некому: власть временная, ей на смену, внушают им, придет другая, и все устроится в лучшем виде. А жизнь тяжела оттого, что страна под военной иностранной оккупацией. Временно и вынужденно. Ибо без нее – неудержимое сползание в бездну гражданской войны. На знаменах интифад начертано: «Свободы! Обеспечения прав человека! Демократии! Долой коррупционный режим!». Иракский житель считает праздностью и глупостью даже мечтать о подобных возвышенных целях. И возносит молитвы, прося Всевышнего о безопасности: власти с ее обеспечением не справляются. Какие уж там свободы, когда жизнь в любую минуту может оборвать придорожный фугас или смертник, затянутый в «пояс шахида». Нет гарантий стабильности, нет и достойной жизни.
Иракцы не просто обретаются за чертой бедности: события прошлого десятилетия ввергли их в безысходную нищету, выхода из которой никто ни увидеть, ни предложить не может. Зажечь людей крамольными идеями поднять руку на «жрецов власти» немыслимо, в массе своей они инертны и психологически подавлены жестокой нуждой. Потому премьер-министр Нури аль-Малики уверенно заявляет в эти дни журналистам, что исключает мятежи, волнения и прочие интифады, которые могли бы свалить нынешний режим. Однако несколько дней тому назад была предпринята попытка утвердить во власти его коллег арабов-суннитов (в кабинете их немного; все больше шииты, курды, туркмены), которые обещают реформы, упразднение «престолонаследия по-восточному», то есть от отца к сыну, ликвидацию диктатуры семейственности и кумовства, распустившихся махровым цветом во всех эшелонах верховной власти. Вот эту мятежную поросль, пробивающуюся сквозь серое и вязкое месиво продажной политической жизни, начали робко называть «пальмовой революцией». Ибо Двуречье издревле славится этим неприхотливым чудо-деревом, дающим и тень, и финики, и отличную древесину. «Увидел крону пальмы в песках, даже если это всего лишь мираж, верь – выживешь», говорят бедуины-кочевники.
Эксперты не исключают, что это, вероятно, всего лишь маневр, чтобы отвести от себя месть народа. Сам Малики, демонстрируя свою порядочность, заявляет, что повелел вполовину сократить свое жалование. Лукавство налицо: о денежном выражении подобного «аскетизма» нам так и не сообщили. Однако досужие журналисты, близкие, так сказать, к сферам, разузнали, что его зарплата вот уже три года удерживается на уровне среднего жалования президента США и составляет суммарный месячный заработок 6 тысяч иракских госслужащих! Если ежегодный бюджет, выделяемый кабинету, укладывается в скромную сумму в 350 миллионов долларов, то справедлив вопрос, в какой платежной ведомости расписывается премьер.
Страна живет на вулкане, и если произойдет чудо и иракцы выйдут на улицы, на мирную манифестацию рассчитывать не приходится: мысли о мщении давно закрались в души людей. Много накопилось за эти роковые годы ненависти и неприязни, прежде всего конфессиональной, этнической, религиозной. Не будем забывать, что Ирак в национальном отношении страна пестрая, лоскутная. И любая интифада мигом перекипит в гражданскую войну, в которой у каждого сообщества есть свой интерес. Потому и карательные органы патронов не жалеют: несколько дней назад в городе Дивания полицейскими была расстреляна многочисленная демонстрация протеста. Подобное случилось и прошлым летом в провинции Басра на юге страны.
Сегодня надежды возлагаются на тех, кто незримо вершит «пальмовую революцию». Кто они, задаются вопросом иракцы? И сами же отвечают: они везде, и их нет нигде. Но они есть, с ними придут и перемены к лучшему.
Верят ли иракцы в «пальмовую революцию»? Или это всего лишь желание разглядеть далекую крону пальмы в тумане знойного марева, неподвижно висящего над пустыней.
Увидеть, чтобы жить дальше…