Предыстория и хроника масштабных народных выступлений конца 2010 года – начала 2011 года в Тунисе, Египте, Алжире, Йемене, Иордании широко освещались в российских и зарубежных СМИ, на эту тему публиковались высказывания политиков, многочисленные комментарии, статьи экспертов и обозревателей, поэтому нет необходимости вновь останавливаться на предпосылках и причинах бунта «арабской улицы», который завершился изгнанием президентов Туниса и Египта.
С учетом схожести ситуаций в ряде других стран (невозможность сменить власть демократическим путем, высокий уровень коррупции и безработицы, растущий разрыв между бедными и богатыми и т.п.) есть серьезные основания ожидать еще подобных сценариев развития событий, прежде всего, в Алжире и Йемене. Народы мира наглядно увидели в прямом телеэфире как можно добиваться восстановления своих, попранных властями, конституционных прав и свобод.
И, если бегство тунисского президента было воспринято мировым сообществом как вполне ожидаемое и рядовое событие, то отстранение от власти египетского президента привлекло внимание уже всего мира. Политический кризис в ключевой стране региона, которая контролирует Суэцкий канал – одну из главных энергетических артерий мировой экономики, естественно вызвал определенную напряженность в столицах многих государств. В период пика народных волнений состоялся прямой телефонный разговор Б.Обамы с Х.Мубараком, лидеры европейских стран, МИД России призвали египетские власти решать внутренние проблемы мирным, правовым путем, некоторые, настроенные более радикально, политики Ирана, арабских и других стран прямо поддержали требования митингующих египтян по немедленной отставке Мубарака.
В результате произошло то, что должно было произойти. Оказалась перевернутой еще одна важная страница в истории современного Египта и всего Ближнего Востока. Находившийся на вершине власти бессменно около 30 лет президент Хосни Мубарак вынужден был под давлением беспрецедентных по масштабам протестных выступлений широких народных масс уйти в отставку и покинуть Каир. Насколько этот факт стал закономерным и оправданным со всех точек зрения – покажут дальнейшие события. Подводить даже самые предварительные итоги периоду правления Х.Мубарака и делать долгосрочные прогнозы на развитие внутриполитической обстановки в Египте сегодня было бы преждевременным. 80-ти миллионная, ведущая страна арабского, африканского и мусульманского мира оказалась как бы на политическом распутье. Одно можно уже сказать с достаточной степенью уверенности, что не следует излишне драматизировать сам факт отстранения от власти Х.Мубарака. Безусловно, египтянам не просто будет в ближайшее время подобрать равноценного ему по степени влияния и авторитету политика (появившиеся на политической арене Эль-Барадеи и Амр Муса явно уступают харизме Мубарака), тем не менее, египетские элиты и общество, скорее всего, найдут в себе силы избежать дальнейших проявлений хаоса и анархии в стране, в относительно короткие сроки смогут провести необходимые политические и социально-экономические реформы, избрать нового президента, парламент, сформировать коалиционное правительство, восстановить порядок, безопасность и наиболее пострадавшие от волнений сферы экономики (туризм, внешнюю торговлю и т.п.).
На первом этапе в качестве консолидирующей силы, как и ожидалось, уже выступила армия в лице Высшего совета Вооруженных сил, который отменил на 6 месяцев действие конституции в стране и распустил обе палаты парламента — Народное собрание и Консультативный совет. Подчеркнутый нейтралитет во время народных волнений, выдержка и спокойствие, проявленные военнослужащими на улицах городов при выполнении задач по поддержанию порядка, готовность защитить население от мародеров и преступных элементов лишь укрепили традиционно высокий авторитет национальных вооруженных сил как наиболее организованной и патриотичной части общества. Следует отметить, что полумиллионная египетская армия является одной из наиболее боеспособных и боеготовых вооруженных сил региона.
Высказываемые некоторыми политологами опасения, что в результате египетской революции в стране могут придти к власти радикально настроенные исламистские силы в лице организации «братьев-мусульман» или еще более экстремистские исламистские группировки, на сегодняшний день вряд ли имеют под собой серьезные основания. Не случайно, в ходе последних 18 дней народных волнений лидеры «братьев-мусульман», реально оценивая свои силы и возможности, старались оставаться как бы в тени и избегать прямой конфронтации с властями. Безусловно, если им представится возможность, то они примут участие в предстоящих парламентских выборах и получат от своих избирателей определенное число депутатских мандатов. Может быть, им даже удастся добиться и нескольких мест в новом правительстве. То есть, легализация в какой-то форме деятельности умеренного крыла «братьев-мусульман» в Египте вполне вероятна, но речь не может идти о приходе их к власти в стране на данном этапе. Другое дело, если «наследникам» Мубарака в лице либерально-демократических движений типа «Движения 6 апреля» не удастся в обозримом будущем навести в стране должный порядок и разрешить назревшие коренные проблемы египетского общества, то шансы исламистских группировок усилить свое влияние в стране могут существенно возрасти. Дестабилизирующим общую обстановку в стране фактором остаются и действия, так называемых, третьих сил («ячейки «Аль-Каиды», проиранские и пропалестинские (ХАМАС, «Хизбалла») экстремистские группировки, откровенно уголовные элементы), которые бы хотели и дальше раскачивать ситуацию в стране в сторону анархии и произвола. Подтверждением этому являются взрывы христианских храмов, сопротивление армии и полиции при ликвидации палаточного городка на площади «Ат-Тахрир», грабежи торговых центров и музеев и т.п.). Отрадно отметить, что эти разрозненные акты неповиновения и вандализма весьма успешно локализуются армейскими патрулями и силами правопорядка.
Можно полагать, что новым египетским властям нет никакого резона менять сложившийся на сегодня довольно умеренный и сбалансированный внешнеполитический курс страны по отношению к другим государствам, что должно позволить Египту и дальше оставаться лидером арабского и мусульманского мира, принимать активное участие в работе международных и региональных организаций, играть роль посредника и связующего звена в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке. Также маловероятен резкий поворот в отношениях Египта с США и Израилем. И ныне контролирующие ситуацию в стране военные и будущие новые потенциальные власти в лице либерально-демократических или умеренно исламских сил вряд ли будут заинтересованы в разрыве отношений со своими традиционными союзниками. Как известно, США ежегодно выделяют около 1,3 млрд. долларов США в качестве безвозмездной военной помощи Египту, поставляют современные виды боевой техники и оружия, участвуют в развитии египетской военной промышленности, готовят военные кадры. Довольно тесное египетско-американское сотрудничество отмечается в торгово-экономической, научно-технической и других областях. Безусловно, египтяне учтут и косвенную поддержку Б.Обамы требований митингующих в разговоре с Х.Мубараком во время последних событий. Весьма незначительна вероятность и существенного изменения отношений Египта с Израилем. Обеим странам выгодно и дальше сохранять сложившиеся еще со времен президента Анвара Садата мирные договоренности и добрососедские отношения.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».