Ирак придется уговаривать пойти демократическим путем. И уговаривать долго. "Ирак может гордиться своим наследием, там есть богатые ресурсы, квалифицированные и образованные люди, он, несомненно, способен двигаться в сторону демократии и быть свободным". Это слова из выступления Джорджа Буша 26 февраля. Однако его видение широкомасштабного и естественного преобразования Ирака разделяют далеко не все. По мнению Совета зарубежных связей в Нью-Йорке, перестройка Ирака будет трудной, неоднозначной и опасной. "Это будет весьма и весьма неприятное дело", - соглашается американский дипломат Джозеф Вильсон, в свое время работавший в Багдаде. Недавние примеры того, что Америка собирается сделать в Ираке (Панама, Гаити, Афганистан), не добавляют оптимизма. Проблема Ирака - более сложная, и решать ее придется в условиях менее стабильного региона. Его история тоже не настраивает на благодушный лад. У истоков иракской государственности стояла Великобритания, потерявшая 000 солдат при захвате трех отсталых провинций Оттоманской империи, известных своими богатыми нефтяными месторождениями. Колониальная администрация поначалу думала, что при создании репрезентативного правительства сможет обойтись без вождей сельских племен и городской суннитской элиты. Восстание племен в 1920 г., которое удалось подавить только при помощи иприта, убедило их в обратном. Поддерживаемая британцами монархия, при которой, по существу, был восстановлен прежний классовый строй, просуществовала до 1958 г. Затем, после трех путчей, благодаря нефтедолларам, хитрости и жестокости всю власть в свои руки взял Саддам Хусейн. К концу 1970-х Саддам создал репрессивное государство, чьи граждане за беспрекословное подчинение щедро вознаграждались государственными льготами. Его идеологией был баасизм - движение социалистического светского арабского возрождения, черпавшее вдохновение в европейском фашизме. Баасизм открыто призывал к слиянию отдельных национальных меньшинств в рамках единого арабского национализма, однако в своей политической практике Саддам часто использовал племенные, религиозные и этнические различия или жестко подавлял сопротивление меньшинств. В результате чисток в центральном руководящем аппарате было обеспечено управление небольшим числом преданных людей, в круг которых входили по большей части арабы из числа мусульман-суннитов. Благодаря низкопоклонству в масштабах страны Саддам, ввергнувший Ирак в разруху и войны, стал почти мифологическим героем. Сегодня Ирак остается разрушенной, разделенной страной. Помимо войн, затеянных Хусейном, и санкций ООН Ирак пережил долгий процесс упадка и социального раздробления. Большая часть образованной элиты бежала из страны. Как реакция на очевидное банкротство баасизма (а также в ответ на манипулирование религией с целью оправдания режима) секуляризация начала отступать. Уровень доходов населения опустился ниже / показателя 1980 г. Большая часть семей может выжить только за счет помощи государства, получая ее непосредственно в виде продовольственных пайков или косвенно - в виде государственной зарплаты. Каждый четвертый ребенок страдает от недоедания. В стране, где гражданским институтам не доверяют, но где можно легко купить огнестрельное оружие, у религиозных, этнических и клановых интересов - явный приоритет. Как видно на карте, на юге Ирака проживают в большинстве своем угнетенные шииты, на западе - традиционно доминирующие сунниты, на севере - претендующие на автономность курды, по всей территории страны проживает небольшое количество туркмен, ассирийцев и представителей некоторых других народностей, а также рассеяно небольшое число христиан. Режим Хусейна глубоко увяз в собственном стремлении контролировать все и вся. Помимо официальных вооруженных сил аппарат насилия включает около 30 000 членов "аль-бу Насир" - расширенного личного клана Хусейна - и еще 30 000 человек из родственных лояльных кланов. Примерно 80 000-200 000 агентов тайной полиции работают в дублирующих друг друга агентствах, которых насчитывается не менее восьми. Сюда же следует отнести ни много ни мало млн членов партии, мелких осведомителей и просто любителей наживы из круга приближенных президента. Правда, этим и ограничивается та часть населения страны (общая численность - 25 млн человек), на которую опирается режим. Большинство людей вступили в партию лишь для того, чтобы обезопасить свои семьи или получить льготы, такие как автоматическое улучшение на % экзаменационных отметок их детей. Многие из "лояльных" племен лояльны по той простой причине, что Хусейн подарил их лидерам оружие и джипы Toyota. "На настоящую лояльность племен нельзя рассчитывать никогда, - говорит социолог из Кувейта Халдун Накиб, хорошо знакомый с Ираком. - Лучшее, что вы можете сделать, - это нанять их". Сердцем и умом. Как иракцы поведут себя в случае интервенции? Заместитель министра обороны США Пол Вольфовиц уверен, что они встретят американцев как освободителей. Если предположить, что война будет быстрой, а потери среди гражданского населения минимальными (что вовсе не обязательно), утверждение Вольфовица, несомненно, верно в отношении многих иракцев, непосредственно пострадавших от режима. Наверняка кстати придется интервенция млн курдов, а также могущественным племенам арабов-суннитов из долины реки Евфрат на западе Ирака, которые традиционно противостояли кланам Хусейна из долины реки Тигр. А так как число шиитов среди жертв Саддама очень велико, крики радости могут раздаться как из их бастионов на юге, так и из нищенских кварталов на восточной окраине Багдада. Но люди, знающие страну лучше Вольфовица, считают, что простые иракцы не будут высовываться просто из страха, во-первых, перед американской военной техникой, во-вторых - из-за опасения перед репрессиями гибнущего режима по отношению к предателям, и, наконец, из-за бдительных спецслужб, преследующих всех, кто был связан с правящей верхушкой. Христианское меньшинство, составляющее % населения, испугается замены светского баасизма исламизмом. Коммерсанты Багдада и Мосула испугаются вандализма, грабежей и потери влияния. Короче говоря, многие иракцы повременят с оценкой своего "освобождения", пока не увидят осязаемых результатов, таких как безопасность, свобода и обеспеченность продовольствием. Если этих результатов удастся достигнуть быстро, большинство иракцев наверняка будут признательны. В течение лет, когда страна находилась в состоянии войны или в состоянии, близком к войне, больше всего им не хватало чувства, что у них есть будущее, к которому можно готовиться и в которое можно смотреть с надеждой. Цены на недвижимость уже поднялись по всему Ираку в преддверии окончания долгой осады. Тем не менее многие по-прежнему испытывают глубокую неприязнь к Америке. Американские бомбы, как-никак, убили тысячи иракских солдат и сотни мирных жителей в ходе последней войны в Персидском заливе. Америку в большей степени, чем Хусейна, обвиняют в последующем введении санкций, лишивших иракцев многих надежд. Так насколько же эффективными будут действия Америки по умиротворению и возрождению побежденного Ирака? Даже если оставить в стороне масштабы гуманитарной катастрофы, с которой придется столкнуться оккупационным властям, в первую очередь им нужно будет убедить иракцев в своих благих намерениях. Но Америка до сих пор не завершила разработку своих послевоенных планов. Сам Буш обещал, что новый Ирак станет "ярким и вдохновляющим примером свободного развития" для всего региона. Другие чиновники администрации настаивают на том, что Америка обязана там остаться, но ненадолго - с целью обеспечения стабильности (хотя бы на первое время) и начала экономического и политического восстановления страны. В неофициальных беседах говорят также о ведущей роли ООН в возрождении Ирака. Но одновременно пентагоновские стратеги заявляют, что общая ответственность за положение в Ираке, возможно, на двухлетний период, будет возложена на американского генерала (по данным других военных источников в США, более вероятный срок - лет при размещении в Ираке 100-тысячной группировки военнослужащих). Вполне вероятно также назначение американской гражданской администрации. В этом случае иракцы будут работать лишь советниками, например в местных советах и специальных комитетах - таких как комитет по подготовке проекта конституции. Но американские военные будут опираться на существующую административную структуру, включая гражданских служащих партии Баас, которые, по крайней мере на низших уровнях, сохранят свою работу. Учитывая это, прямое правление при сохранении гражданских министерств, таких как министерства здравоохранения и образования, представляется наименьшим злом. Подобные планы привели в ярость находящуюся в изгнании иракскую оппозицию - по утверждениям представителей которой, ей якобы обещали, что она будет играть ведущую роль при переходе к долгожданной демократии, и оппозиция надеялась очистить Ирак от баасистов с той же тщательностью, с которой Германия была очищена от нацистов. Америка, похоже, считает оппозицию, с ее шумными фракциями и слабой поддержкой внутри Ирака, неспособной управлять страной. Тем не менее в конце февраля на конференции представителей оппозиции было создано комитетов (по сути - теневой кабинет) для подготовки к выполнению тех или иных функций в составе временного правительства. Американцы, кроме того, заверили оппозицию, что не останутся в Ираке ни минутой дольше, чем это будет необходимо. Это несколько успокоило оппозицию, хотя будущая роль ее остается далеко не ясной. Судя по всему, американским военным придется искать поддержки где только возможно: среди изгнанников, вождей племен, религиозных деятелей и компетентных иракских технократов. Представьте себе только первоочередные задачи: ликвидация баасизма и преследование сотен баасистов, совершивших преступления; демобилизация большой части местных вооруженных сил численностью 400 000 человек и сил полиции численностью 80 000 человек с их последующей реорганизацией; обезвреживание разведслужб; предотвращение стихийных репрессий против бывшего режима; очищение законодательства от баасистских дополнений и перестройка коррумпированной системы правосудия; удерживание курдов от реализации их исторических притязаний на город Киркук; прекращение влияния вооруженной шиитской милиции, базирующейся в Иране, которая 23 года ожидала возможности экспортировать свою исламскую революцию. Где взять денег? Все это стоит денег. Будет ли их достаточно? Только недавно Америка создала орган для координации идей по оказанию послевоенной помощи и восстановлению Ирака. Неправительственные организации жалуются, что их мнения практически не спрашивают, а агентства ООН, планы которых уже готовы, ограничены в средствах. Пока нет никаких признаков того, что потребуется создание международных сил, способных выполнять такие полицейские функции, которые не могли бы выполнить американские войска. А слабая поддержка Америки в мире может означать, что особой помощи ждать не стоит. На ведение последней войны в Персидском заливе дружественные страны выделили Америке $54 млрд. На этот раз для американцев будет большой удачей получить хотя бы небольшую часть этой суммы. Сколько потребуется денег? Бюджетный комитет Конгресса оценивает годовой объем расходов миротворцев в $250 000 в пересчете на одного человека. Таким образом, стоимость содержания контингента войск в Ираке в количестве 100 000 человек оценивается в $25 млрд в год, что равняется объему ВВП страны. Непосредственная гуманитарная помощь млн человек (заниженная оценка с учетом получения продовольственных пайков) может составить $500 на человека, всего - $, млрд. Восстановление базовой инфраструктуры до стандартного уровня, который Ирак имел в 1990 г., дает еще $25 млрд. Добавьте сюда реконструкцию учреждений, начиная со школ, больниц и кончая университетами и музеями, и цена возрастет до $100 млрд. Ах да, ведь у Ирака есть нефть! И причем очень много! Проблема в том, что она - в земле, а инфраструктура по ее добыче находится в плачевном состоянии, независимо от того, уничтожит Хусейн собственные скважины или нет. Нынешний объем добычи на уровне , млн баррелей в день приносит более $ млрд ежегодно. По оценке экспертов, для увеличения добычи на млн баррелей в день необходимы капиталовложения в размере не менее $ млрд. Для достижения объема добычи в млн баррелей в день - амбициозная цель - потребуется еще $ млрд и не менее лет. При этом уровне добычи Ирак мог бы начать самостоятельно финансировать свое быстрое развитие. Он был бы даже способен заплатить свои долги, которые оцениваются где-то в пределах $60-140 млрд. Но при такой зависимости от доходов из нефтяной отрасли относительно мало средств может быть реинвестировано в производство. По объему нефтяных запасов Ирак занимает второе место в мире после Саудовской Аравии, поэтому можно ожидать прилива иностранных инвестиций, но лишь в том случае, если обстановка в стране будет стабильной, а условия привлекательными. Кроме того, отдачи от инвестиций следует ожидать лишь в долгосрочной перспективе, а это означает период мучительного напряжения, когда ожидания иракцев будут по-прежнему расходиться с суровой действительностью. Другой крупный ресурс Ирака - людской. В 1970-е гг. высокий уровень школьного образования, здравоохранения и уважение к интересам женщин сделали страну образцом прогрессивного развития. Но три четверти населения Ирака родились после 1980 г. и выросли в годы упадка и ограничений. За последние лет увеличилось количество безграмотных, так как высококвалифицированные профессионалы эмигрировали, стандарты школьного образования снизились, а преуспевающий средний класс был доведен до краха в результате санкций. Кроме того, получила распространение коррупция, которой способствовали баасистский протекционизм и нищенская зарплата (у полицейских и школьных учителей она в среднем составляет $ в месяц). Ираку повезло - он может воспользоваться помощью диаспоры богатых эмигрантов, но мало кто из них рискнет вернуться или вложить свои капиталы, пока страна не обретет стабильность. Те же, кто все-таки приедет назад, увидят страну гораздо более суровую, чем та, которую они когда-то покинули. Война, нищета и запущенность превратили красивый древний город Басру в дурно пахнущие трущобы. Когда-то шумные кафе на набережных Багдада пришли в запустение. Изгнанники, надеющиеся получить обратно свою собственность (например, 100 000 курдов, выселенных из пригородов Киркука в ходе саддамовской "арабизации"), могут столкнуться с враждебно настроенными новыми владельцами. Некоторые амбициозные иракцы, которых слишком долго не выпускали из страны, может быть, уедут при первой же возможности. Однако пример Афганистана дает основания предполагать, что многие из млн иракских эмигрантов, богатых и образованных, в конце концов захотят вернуться и помочь. Демократы или демагоги? Этот вопрос связан с другим. Способен ли Ирак стать "маяком" демократии? У кувейтского социолога Накиба есть на этот счет несколько разумных соображений. По его словам, для того чтобы обеспечить процветание общества, демократии необходимы некоторые базовые условия. В элите должно быть согласие относительно правил игры, и общество должно принять ее результаты. Необходимо наличие общепризнанной концепции справедливости и уважения к нормам права. В настоящее время этих условий нет ни в Ираке, ни в большинстве соседних стран. "Каждый иракец - потенциальный Саддам, - считает один потерявший терпение эмигрант. - Каждый из них полагает, что говорит от имени всех иракцев". Ирак остается патриархальным обществом, разделенным не только по племенным и религиозным признакам на курдов, шиитов и суннитов, но также на классы и кланы. Существуют 35 основных племенных конфедераций, и в некоторых из них преодолены этнические и религиозные различия. Посмотрим на оппозицию. Многие оппозиционные партии утверждают, что стоят за определенные принципы, но самыми эффективными группировками по-прежнему остаются лишь те, которые строятся по клановому признаку. Верховный совет исламской революции в Ираке (шиитская группировка, базирующаяся в Иране), который является самой крупной и хорошо организованной из арабских партий, имеет последователей на востоке Ирака, но мало сторонников среди шиитов в других странах. Многие негодуют по поводу претензий этой партии выступать от их имени. Курдистан тоже остается поделенным между главами двух кланов, которые изображают из себя современных политиков. Иракцы в шутку называют их владения Талабанистан и Барзанистан. Еще совсем недавно, в 1996 г., они вели гражданскую войну, и одна из сторон обратилась за помощью к самому "нечистому" - Хусейну. Но и в Курдистане стало больше свобод, чем раньше, появились живая пресса и множество политических партий. Исламизм с его отрицанием законов, сотворенных человеком, существенно повлиял на общество, которое считалось в свое время самым светским во всем арабском мире. Степень его популярности, особенно среди арабов-суннитов, неизвестна, но секрет может заключаться в % голосов, которые регулярно получают исламские партии Курдистана, от умеренных до радикальных. Вот о чем можно сказать с уверенностью, так это о том, что изоляция Ирака когда-нибудь закончится и полная ксенофобии исламская риторика, доминирующая в остальных странах региона, начнет влять на происходящее быстрее и сильнее, чем пропаганда основанной американцами бойкой радиостанции Radio Sawa, передающей программы для молодых арабов. Политическая неустойчивость Ирака имеет свою позитивную сторону. Все существующие ныне арабские автократии, подобные хусейновской, основываются на прочных связях внутри клана, секты или класса. Но нивелирующий "меч" Саддама, грозящий его дому крах делают маловероятной возможность того, что в Ираке в скором времени доминирующего положения добьется какая-нибудь одна группировка. Это открывает дорогу для реализации политической формулы, которая, возможно, положит конец нынешней безуспешной схеме политического развития арабского мира. Другой позитивный момент связан с преувеличенным страхом перед распадом Ирака на курдское, суннитское и шиитское государства. В связи с высоким уровнем урбанизации страны и последними трагическими событиями ее народ, может быть, в большей степени, чем принято считать, готов принять разнообразие. Сектантское сознание шиитов, например, укоренилось не столь сильно, несмотря на тот факт, что шииты были лишены избирательных прав, хотя, как известно, составляют 55% населения. Иракцы отмечают, что в ходе восстания 1991 г. шииты, к счастью, убили чиновников, исповедовавших шиизм, и сунниты поддержали их в этом. И хотя у шиитов, в отличие от суннитов, очень сложная иерархия духовенства, у них нет лидера вроде Хомейни, который мог бы их объединить. На самом деле самые почитаемые религиозные деятели в Ираке всегда относились с презрением к занятию политикой. Эти коварные курды. У иракских курдов самые веские аргументы в пользу своей независимости. На протяжении почти всей истории Ирака эта горная местность была охвачена мятежами, кульминацией которых стала проведенная Хусейном в 1988 г. печально известная "анфальская кампания", в ходе которой Курдистан был выжжен, а по крайней мере 60 000 его жителей - убиты. Затем последовали гуманитарная катастрофа 1991 г., вмешательство ООН и предоставление автономии. Свобода принесла относительное благоденствие, рост национального самосознания и железную решимость сохранить завоеванное, обеспеченную 80-тысячной армией "пешмерга" - курдских партизан. Курды понимают: для того чтобы выжить, им нужны деньги и поддержка в регионе. У них очень мало нефти (если только, как они надеются, они не сумеют вернуть Киркук - окруженный нефтяными месторождениями город, где курды в свое время были в большинстве). Кроме того, Курдистан окружен Турцией, Ираном и Сирией, которые настолько обеспокоены проблемами со своими собственными курдскими меньшинствами, что с радостью саботируют любые сепаратистские поползновения. Очень больно сознавать, что независимость совсем рядом, но получить ее невозможно, однако курдские реалисты признают, что им следует действовать очень осторожно. Представляется ясным, что лучшая политическая модель для Ирака - децентрализованная федерация. Но где проводить разграничительные линии и как распределять должности? Некоторые шиитские партии, например, питают надежды на создание исламского образования на юге, где сосредоточена основная часть нефтяных месторождений Ирака. Курды предложили принять конституцию, в которой было бы закреплено разделение страны на курдское и арабские субгосударства с распределением центральной власти по этническому признаку. С особым вожделением они мечтают о внутренней границе, которая отделила бы в пользу Курдистана крупные части "арабского" северного Ирака, включая Киркук. А вот экстремисты среди примерно 500 000 туркмен, живущих в Ираке, готовы призвать турок, чтобы те выдворили курдов из страны. Здравый смысл подсказывает, что Ирак должен быть федерацией со строгим делением на районы по административному, а не по племенному признаку. Говорят также, что позволить центральному правительству забирать себе все доходы от продажи нефти - означает готовить почву для будущих притеснений. Однако решение всех этих проблем потребует времени и большого терпения. Именно время и терпение - а не нефть - и будут самыми важными ресурсами.