С быстротой лесного пожара восстания в арабском мире перекидываются от страны к стране, пишет Штефан Корнелиус в газете Süddeutsche Zeitung, комментируя последние события на арабском Востоке. "Все еще основным мотивом волнений является творимая там несправедливость, что в Ливии, что в Иордании - это делает протестное движение заслуживающим поддержки, а события, при всей их непредсказуемости, в основе своей вызывают симпатию".
На втором месяце протестной волны невозможно предсказать, когда и как закончатся волнения и что за облик приобретет тогда арабский мир. Саудовская Аравия - наряду с Египтом второй оплот суннизма - пока сохраняет стабильность, королевский дом опирается на силу религии и нефти. Однако недовольство правителями в расположенном по соседству карликовом Бахрейне является своего рода предостережением: ничто уже не кажется незыблемым, народ почувствовал свою силу.
"Возможны ли здесь процессы, аналогичные тем, что протекали в Центральной и Восточной Европе в 1989 году и позже, когда изменилась не только политическая, но и географическая карта континента?" - задается вопросом автор комментария.
Потенциал налицо, полагает автор. В наличии большая группа неудовлетворенных, но информированных граждан, идущих на большой риск; тяжкие невзгоды; наличие стимула, которым служат удавшиеся революции в Тунисе и Египте.
Йемен и Ирак в худшем случае могут даже распасться как государства. Стремление курдов в Ираке к большей автономии именно сейчас получает новую подпитку, в Йемене может возникнуть вакуум власти, государство может распасться и стать неуправляемым, считает автор.
"Новое панарабское движение является освободительным, а не религиозным. Даже в Бахрейне правящий дом пока не отметил в нем опасных религиозных компонентов, в частности конфронтации между шиитами и суннитами. Но нет гарантий, что этот позитивный характер восстаний в арабском мире сохранится. Ведь он неуправляем", - отмечает автор.
Источник: Süddeutsche Zeitung