Продолжающиеся масштабные народные волнения на Ближнем Востоке высветили еще одну из причин обострения внутриполитической обстановки в большинстве стран региона - это отвлечение значительных финансовых и материальных средств на гонку вооружений. События последних месяцев показали, что даже для таких, внешне благополучных, нефтедобывающих стран, как Алжир, Ливия, Египет, Бахрейн, Султанат Оман, другие страны Персидского залива и Ирак, непомерный рост военных расходов в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса оказался явно непосильным бременем и способствовал быстрой радикализации обществ. Еще более сложным дефицит бюджета оказался в бедных своими недрами странах региона: Туни се, Йемене, Иордании. Увлекшись соревнованием в своей военной мощи, правящие режимы арабских стран забыли про элементарные вещи: необходимость обеспечить свое, быстро растущее, население работой, жильем, продуктами питания и предметами первой необходимости. Невозможность сменить диктаторские режимы демократическим путем, высокий уровень коррупции властей всех уровней лишь усугубили ситуацию в регионе и "арабская улица" забурлила.
Что же подталкивало власти большинства арабских стран к самоубийственной политике - дальнейшей милитаризации государств и гонки вооружений? Этому способствовали внутренние и внешние причины.
В условиях неразвитости демократических институтов и гражданских обществ армии арабских стран традиционно являются опорами правящих режимов и гарантируют стабильность государств. Вооруженные силы стали как бы наиболее сплоченной и надежной политической силой на Ближнем Востоке и в кризисных ситуациях выступают в роли арбитров или берут на себя бразды правления. Даже мировой финансовый кризис не смог внести существенных корректив в приоритетное развитие национальных армий арабских стран. По инерции значительные бюджетные средства продолжали выделяться на военные статьи расходов в ущерб решению назревших социально-экономических задач.
К числу внешних факторов, способствовавших ускоренной милитаризации стран региона, можно отнести искусственное раздувание администрацией США угрозы иранской шиитской экспансии и военных приготовлений Тегерана, в частности, его ракетно-ядерных программ. Спровоцировав страны Персидского залива и Ирак на новую, многомиллиардную, гонку вооружений, продолжая кредитовать перевооружение своих стратегических партнеров - ВС Израиля и Египта (по 1,5 - 2 млрд. долл. США каждому в год), США, тем самым, подтолкнули и другие страны региона к новому витку гонки вооружений. Практически все арабские страны начали интенсивно закупать оружие и боевую технику. Те режимы, которые не в ладах с Западом, обратились к своим традиционным партнерам в лице России, других стран СНГ, Китаю.
К сожалению, некоторым нашим политикам не хватило на этот раз политической мудрости и они, вместо того, чтобы выступить с новыми инициативами по демилитаризации региона Персидского залива, Ближнего и Среднего Востока, Средиземного моря, решили посоревноваться с США и "занять свою нишу" в этой, беспрецедентной по масштабам гонке вооружений. Один из российских вице-премьеров с особой гордостью заявлял о подписании с Алжиром соглашений на военные поставки из России на сумму в 5 млрд. долларов США, удовлетворялись аналогичные просьбы со стороны Ливии, Сирии, Иордании, велись переговоры с Саудовской Аравией, другими странами Персидского залива. Правда вскоре выяснилось, что наши возможности уже не те, что были во времена СССР, и первая же партия военных самолетов, поставленных в Алжир, была забракована по причине неисправных двигателей, что значительно сократило общий объем российских военных контрактов. Тем не менее, российские заинтересованные ведомства упорно пытались и дальше продвигать свою военную продукцию на Ближний Восток, нисколько не задумываясь, с кем же собираются воевать наши партнеры, зачем им эти новые горы оружия, как это отразится на бюджетах стран-потребителей, не спровоцирует ли такая политика народных возмущений, в чьих руках окажется российское оружие после возможных смен режимов, не вернется ли оно бумерангом на Северный Кавказ или в другие "горячие точки"? Похоже, что российские торговцы оружием, также как и их западные партнеры, при заключении подобных сделок преследовали только свои, узко ведомственные и корыстные интересы. А стратегического прогнозирования, должного контроля со стороны государств и международных организаций за торговлей оружием, к с ожалению, до сих пор не налажено. И хотя на Ближнем Востоке, как нигде в мире, становится все более очевидно, что игра с огнем торговцев оружием не только аморальна и безнравственна, но и чревата далеко идущими негативными последствиями для международной безопасности, спираль гонки вооружений продолжает энергично раскручиваться. Неужели мировому сообществу недостаточно примеров Сомали, Ирана, КНДР, Пакистана, Афганистана, когда современное оружие и даже ядерные технологии попадают в руки неконтролируемых вооруженных группировок или диктаторских режимов.
В качестве свежего примера продолжающейся, ничем не оправданной, милитаризации стран региона можно привести следующий. Так, Ирак до 2013 года планирует закупить в США оружия и боевой техники на 13 миллиардов ам. долларов и аналогичную сумму израсходует на закупки оружия позднее, сообщает выходящая в Багдаде газета "Аль-Иттихад" со ссылкой на представителя министерства обороны страны Мухаммеда аль-Аскяри. Якобы, Ирак уже заключил контракт с США на сумму, превышающую 13 миллиардов ам. долларов. На эти деньги к 2013 году будут закуплены самолеты и вертолеты, танки и другая бронетехника, боевые корабли и ракеты. Они поступят на вооружение силовых структур по линиям министерств обороны и внутренних дел Ирака. В последующем, по словам представителя минобороны, Ираку потребуется аналогичная сумма для приобретения дополнительных вооружений. Он отметил, что личный состав министерств обороны и внутренних дел уже учится владеть новой американской техникой.
Можно себе представить, как, разрушенная длительной войной и террористическими атаками бандформирований, страна вместо восстановления своих инфраструктуры, экономики, сельского хозяйства, систем здравоохранения и образования, решения насущных социальных задач тратит десятки миллиардов долларов США на военные нужды. Опять возникает вопрос, а с кем же собирается воевать новый демократический Ирак, у которого, по идее, нет внешних врагов. Багдад установил нормальные взаимовыгодные добрососедские отношения со всеми сопредельными государствами (Сирией, Турцией, Ираном, странами Персидского залива). Для охраны своих границ и поддержания внутренней безопасности явно не требуется таких массированных поставок тяжелых вооружений. Похоже на то, что новые иракские власти идут на поводу у своих американских партнеров и вооружаются не для защиты своего народа, а в геополитических интересах администрации США. В конце 2010 года уже сообщалось о планах США поставить в страны Персидского залива дополнительно современных вооружений на 30-40 млрд. долл. США.
Таким образом, из стран региона создается как бы "пояс безопасности" с целью международной изоляции Ирана. При этом наносится двойной ущерб региону: появляется причина конфронтации между Ираном и его соседями, возникает угроза нового регионального вооруженного конфликта и создаются предпосылки к новым социальным взрывам в странах региона из-за дальнейшего обнищания и расслоения населения.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".