Новым этапом развития турецко-иранских контактов на высшем уровне, интенсифицировавшихся в последние годы, стал официальный визит в Иран президента Турецкой Республики Абдуллы Гюля, состоявшийся 13-16 февраля 2011 г. Визит А.Гюля стал первым за последние девять лет визитом турецкого президента в Иран (за исключением участия А.Гюля в саммите Организации экономического сотрудничества, состоявшемся в Тегеране в марте 2009 года). Президент Турции встретился со своим иранским коллегой Махмудом Ахмадинежадом, аятоллой Али Хаменеи и председателем парламента Али Лариджани, посетил Тебриз и Исфахан, где принял участие в турецко-иранских Деловых форумах.
Экономические отношения являются важной составляющей турецко-иранских связей. Стремящаяся к укреплению своих региональных позиций Турция следует курсу на расширение экономического сотрудничества с соседями по региону. Иран, подвергающийся международным санкциям, ограничивающим его внешнеэкономические возможности, остро заинтересован в экономическом взаимодействии с Турцией.
В 2009 году Турция и Иран заявили о намерении увеличить до 30 млрд долларов объем торгового оборота, составлявшего на тот период 8 млрд долларов, а в 2010 году достигшего 10 млрд долларов, причем до 80% иранского экспорта в Турцию составляют поставки газа. В качестве мер, призванных увеличить рост товарооборота, использовалось стимулирование приграничной торговли, организация различных ярмарок и выставок, стороны согласились использовать национальные денежные единицы в качестве резервной валюты. Произошедшее под давлением США ужесточение контроля над деятельностью иранских компаний, работавших в Дубае, привело к притоку иранских предпринимателей в Турцию. Так, только в Стамбуле в 2010 году появилось более 600 иранских компаний.
Масштабы экономического сотрудничества характеризует повестка дня заседания Смешанной экономической комиссии, которое прошло в Тегеране 7 февраля и, по сути, являлось подготовкой к предстоящему визиту турецкого президента. Комиссия рассмотрела возможности для развития сотрудничества, связанного с такими вопросами, как свободные экономические зоны, инженерно-техническое консультирование, транспорт, промышленность, таможни, инвестиции, сотрудничество между предприятиями частного сектора, сотрудничество международной сфере, стандартизация, аккредитация, метеорология, наука, энергетика, сельское хозяйство, окружающая среда, радио-телевидение, социальная безопасность, малый и средний бизнес.
Выступая в Тегеране на заседании турецко-иранского Делового совета, президент Турции отметил, что примером для построения экономических связей между Турцией и Ираном может служить тесное экономическое сотрудничество двух ведущих европейских государств - Германии и Франции. А.Гюль также напомнил, что успешному развитию отношений Турции с европейскими государствами, увенчавшемуся вступлением в Таможенный союз ЕС, способствовала серия коренных реформ, проведенных турецким руководством, в том числе, в сфере законодательства.
По-прежнему сохраняя намерение увеличить к 2015 году торговый оборот до 30 млрд долларов, Турция и Иран ведут работу по совершенствованию условий взаимной торговли и правовой базы, снижению налогов и тарифов, модернизации таможенных пунктов, направленной на упрощение таможенных процедур и сокращение времени их осуществления. Было принято решение о совместном использовании таможенного пункта Капыкёй-Рази. Сохраняют свою актуальность совместные транспортные, энергетические и инвестиционные проекты.
В ходе визита А.Гюля в Тегеране были подписаны следующие турецко-иранские соглашения:
- Об экономическом сотрудничестве;
- О сотрудничестве в вопросах борьбы с терроризмом и незаконным оборотом наркотиков;
- О сотрудничестве в сфере экологии;
- О сотрудничестве в сфере туризма,
- О сотрудничестве в сфере транспорта;
- О культурном сотрудничестве.
Что касается политической составляющей турецко-иранских отношений, то, как можно отметить, международная конъюнктура благоприятствует развитию политического взаимодействия и взаимопонимания между Турцией и Ираном. Турецко-иранское сближение происходит на фоне таких факторов как резкое ухудшение отношений Турции с Израилем, обострение иранской ядерной проблемы и череда внутриполитических кризисов на Ближнем Востоке.
Важным звеном турецко-иранских политических отношений является посредничество Турции в организации переговоров, связанных с иранской ядерной проблемой. После второго раунда переговоров «шестерки» международных посредников с представителями Ирана в Стамбуле в январе 2011 года, который не привел к существенному прогрессу в решении иранской ядерной проблемы, вопрос о дальнейшем диалоге принял туманный характер, несмотря на позитивный настрой России и Турции. Анкара открыто выражает намерение продолжать свои посреднические усилия, осуществлению которых способствует экономическое сотрудничество и потепление политического климата в турецко-иранских отношениях. Турция однозначно высказывается за решение вопроса иранской ядерной программы путем диалога и переговоров. При этом руководство Турции считает, что беспокойство международного сообщества по поводу иранской ядерной программы можно преодолеть благодаря полному сотрудничеству с МАГАТЭ, опирающемуся на принцип прозрачности.
На встрече А.Гюля и М.Ахмадинежада было принято решение о совместной разработке новой «дорожной карты» урегулирования ситуации вокруг иранской ядерной программы.
Характерно, что и Анкара, и Тегеран расценивают итоги стамбульской встречи «шестерки» как достижение Турции и Ирана. Наиболее показательном в этом смысле представляется высказывание президента Ирана М.Ахмадинежада, заявившего, что проведение переговоров в Стамбуле само по себе является успехом. Именно в Турции обсуждалась иранская ядерная проблема, представляющая собой один из важнейших политических вопросов современности. Это означает, что такие великие и древние цивилизации как Иран и Турция способны влиять на международное равновесие и играть значимую роль в международных отношениях.
Очевидно, что данный подход в определенной мере отражает позицию обеих сторон. Продолжение переговоров, все зависимости от фактической степени их результативности, отвечает интересам Турции и Ирана, использующим переговорный процесс для усиления своих международных позиций. В то же время официальный визит президента Турции в Иран, состоявшийся впервые за последние девять лет в период обострения ситуации вокруг иранской ядерной программы, призван не только способствовать углублению турецко-иранских связей, развивающихся, несмотря на непростое положение Ирана на международной арене, но и свидетельствовать о них мировому сообществу.