Еще бурлит "арабская улица", продолжаются ожесточенные бои и столкновения в ливийских городах, но уже многие обозреватели и политологи пытаются проанализировать причины и закономерности происходящих масштабных событий на Ближнем Востоке. При этом все чаще звучит вопрос, а насколько велика вероятность повторения подобных кризисных явлений в других регионах, в частности, на постсоветском пространстве?
Даже при самом непредвзятом взгляде на предкризисные ситуации в Тунисе, Египте, Ливии, Алжире и других арабских странах можно придти к выводу, что оказалось слишком много аналогий с ситуацией в ряде постсоветских государств. К наиболее заметным общим чертам можно отнести: узурпацию власти в стране в течение длительного времени одной личностью или кланом, отсутствие сдержек и противовесов главам государств в лице независимых ветвей власти, невозможность сменить власть демократическим путем, попытки передачи власти, так называемым, "преемникам", слабое гражданское общество, отсутствие демократических институтов, оппозиции, многопартийности, независимых СМИ. Правящие режимы нередко забывают про элементарные вещи: необходимость обеспечить свое, быстро растущее, население работой, жильем, продуктами питания и предметами первой необходимости. Если к этому добавить непрозрачность бюджетов этих стран, их большую зависимость от мировых цен на углеводороды, тотальную коррумпированность властей всех уровней, высокий уровень безработицы, растущий разрыв между бедными и богатыми, продолжающуюся милитаризацию и исламизацию стран, то нельзя исключать вероятности повторения арабских сценариев в той или иной форме и на постсоветском пространстве, в первую очередь в Закавказье и странах Центральной Азии.
В данной статье не представляется возможным проанализировать все, общие с Ближним Востоком, факторы нестабильности на постсоветском пространстве, поэтому хотелось бы остановиться на одном из наиболее опасных, с точки зрения региональной и международной безопасности явлении, как милитаризация или гонка вооружений. События последних месяцев показали, что даже для таких, внешне благополучных, нефтедобывающих стран, как Алжир, Ливия, Египет, Бахрейн, Султанат Оман, других стран Персидского залива и Ирака, непомерный рост военных расходов в условиях продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса оказался явно непосильным бременем и способствовал быстрому обнищанию населения и радикализации обществ.
Похоже на то, что правящие круги большинства бывших советских республик пока не сделали для себя каких-либо выводов из этих наглядных уроков и не внесли существенных корректив в планы модернизации национальных вооруженных сил. На постсоветском пространстве зарегистрирован рекордный за последние пять лет рост военных бюджетов. Общие военные расходы на национальную оборону в странах СНГ и Грузии выросли по сравнению с 2010 годом на 23% и составляют почти $60,6 млрд. Как пишет "Независимая газета", рост военных расходов в этих странах опережает рост ВВП в них почти в шесть раз. Уместно ли сейчас затевать такие масштабные "военные игры" на фоне продолжающихся кризисных явлений в финансово-экономической и социальной сферах большинства стран региона?
С кем же собираются воевать постсоветские государства? Или от кого защищаться? Общепризнанным является факт разрядки международной напряженности после окончания "холодной войны". Вероятность развязывания третьей мировой войны даже гипотетически не обсуждается. По инерции западные и российские политики и военные поддерживают в готовности арсеналы ракетно-ядерного и другого "оружия сдерживания", модернизируют свои обычные вооружения, но вопрос об их возможном применении не стоит. На повестку дня выходят уже новые глобальные вызовы и угрозы Человечеству в лице международного терроризма, экологических и техногенных катастроф. Как теперь выясняется, и сама гонка вооружений становится одним из дестабилизирующих ситуацию факторов в развивающихся странах. Все труднее убеждать народы, что "пушки лучше масла", что на горы оружия можно выделять гораздо больше средств, чем на образование, здравоохранение, борьбу с безработицей и нищетой.
Приведенные выше цифры свидетельствуют о полном игнорировании новыми постсоветскими лидерами негативного арабского опыта и реалий своих стран и обществ. Они как бы вновь "наступают на те же грабли", из-за которых распался СССР и из-за которых рушатся режимы на Ближнем Востоке. Лидируют в гонке вооружений (пропорционально численности населения и бюджетов) Грузия и Азербайджан.
Первая из этих стран перевооружалась в основном за счет США и НАТО и в августе 2008 года пыталась силой присоединить к себе провозгласившую еще в 1992 году независимость Южную Осетию. Несмотря на военное поражение Грузии в, так называемой четырехдневной войне, и последующее международное признание Абхазии и Южной Осетии, режим М.Саакашвили продолжил свои военные приготовления.
Власти в Баку пока только "бряцают оружием" и готовятся к военным действиям, тратя на закупку ВВТ и развитие армии и флота рекордные, причем не только для СНГ, ресурсы. В Азербайджане военные расходы увеличились с $1,59 млрд. (3,95% от ВВП) в 2010 году до $3,1 млрд. (6,2% от ВВП) в 2011 году.
С учетом сохраняющегося азербайджано-армянского конфликта из-за статуса Нагорного Карабаха, большие расходы на оборону и в Армении — 4,1% от ВВП. Хотя количественно эти расходы в 10 раз меньше того, что тратит на военные нужды Азербайджан. Однако следует учитывать, что военный потенциал Армении прирастает и возможностями самого Нагорного Карабаха. Эта непризнанная республика тратит на оборону не менее $150 млн., то есть не менее 10% от своего ВВП. Учитывая эти военные приготовления, совершенно ясно, что существует реальная вероятность развязывания новой кровопролитной войны на Южном Кавказе.
Сохраняется и реальная угроза возобновления вооруженных конфликтов в странах Центральной Азии. Видимо, чтобы не повторить кровавых событий июня 2010 года в г.г. Оше и Джалал-Абаде, власти Киргизии стремятся укрепить свои национальные вооруженные силы. Бюджет Киргизии на 2011 год только обсуждается, но на оборону и безопасность предполагается потратить 12,6% всех расходов бюджета, или $222,6 млн. Из них не менее 50% — на оборону. Но и здесь возникает много вопросов: насколько милитаризация страны будет способствовать снижению напряженности внутриполитической обстановки, в чьих руках окажется оружие в случае новой смены режима или военного переворота, может быть лучше ограничиться усилением правоохранительных органов, а остальные средства направить на решение социальных проблем?
Озабочен своей безопасностью и Таджикистан, где летом и осенью 2010 года велись боевые действия с объединенными отрядами оппозиции, подпитываемыми из Афганистана. Вместо открытого диалога с оппозицией и привлечения к участию в управлении государством всех племен, кланов и групп населения страны Э.Рахмон пытается сделать упор на силовые методы укрепления своего положения. Несмотря на дефицит бюджета и нищету населения, расходы на оборону Таджикистан увеличил на 25%. Есть большая вероятность того, что в связи с нестабильностью ситуации в Таджикистане вооруженное противостояние против властей летом 2011 года продолжится.
На этом фоне относительно стабильными выглядят Узбекистан и Туркмения — лидеры роста ВВП на постсоветском пространстве в 2010 году. Останутся на прежнем уровне (0,9% от ВВП) военные расходы Казахстана. Эти страны пытаются решать вопросы региональной и международной безопасности за счет поддержания нормальных добрососедских отношений со своими соседями, политики нейтралитета на международной арене и создания благоприятных условий жизни для своего населения.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук