Со вчерашнего дня курдская террористическая организация ПКК, которую возглавляет Абдулла Оджалан, заявила о своем выходе из режима одностороннего прекращения огня.
Стоит напомнить, что ПКК объявила об одностороннем режиме прекращения огня накануне референдума по изменениям в Конституцию Турции 13 августа 2010 года. А после референдума ПКК объявила о продлении режима прекращения огня до парламентских выборов, которые состоятся 12 июня.
Но из-за отсутствия "реального прогресса в урегулировании курдской проблемы" ПКК буквально накануне заявила, что с 1 марта выходит из режима прекращения огня. При этом было заявлено, что выход ПКК из режима прекращения огня совсем не означает переход к активным террористическим актам по всей территории Турции. "Мы будем применять тактику активной самообороны, чтобы наиболее эффективно противодействовать вооруженным силам Турции", - заявила ПКК.
Но что на самом деле означает "тактика активной самообороны", покажут ближайшие недели, а может быть, и дни.
Необходимо отметить, что выход ПКК из режима прекращения огня на этот раз, по сути, был поддержан легально действующими курдскими как политическими, так и общественными организациями, а также муниципалитетами, которые возглавляют представители курдской Партии примирения и демократии (ППД). Стоит отметить, что еще недавно все эти организации призывали к отказу от вооруженного противостояния с правительством.
На этот раз председатель ППД Салахеддин Демирташ заявил об угрозе гражданской войны и призвал премьер-министра Реджепа Тайипа Эрдогана незамедлительно выступить и обнародовать действия правительства по урегулированию курдской проблемы. "В любой момент может начаться восстание, и тогда никто не сможет предотвратить кровопролитие", - заявил С.Демирташ. Он также призвал правительство незамедлительно освободить более двух тысяч арестованных активистов курдского движения.
При этом в его заявлении, в отличие от предыдущих, не было призыва к ПКК с просьбой соблюдать режим прекращения огня.
С примерно таким же по содержанию совместным заявлением выступили представляющие ПДД председатели около 100 муниципалитетов.
ПКК шантажирует правительство
Заместитель премьер-министра Джамиль Чичек, отвечая на вопросы журналистов по поводу выхода ПКК из режима прекращения огня, сделал вид, что ничего необычного не произошло. "Зачем портить себе настроение вопросами о ПКК?! Государство будет делать то, что и раньше. Мы ни с кем торговаться не будем. Это однозначно", - заявил он.
По словам заместителя премьер-министра, ПКК подобными заявлениями преследует цель напомнить обществу о своем существовании: "Им нужно, чтобы о них вспоминали, говорили. Вы спрашиваете, я вынужден ответить, а они достигают поставленной цели. Лучше было бы, если бы вы ничего не спрашивали по этому поводу".
Но не все так просто. 28 февраля премьер-министр Эрдоган выступил с обращением к нации. Он не упоминал о курдской проблеме, но заявил о необходимости сохранения внутриполитической стабильности, которое является залогом ускоренного развития Турции. При этом он поблагодарил турецкие вооруженные силы, с которыми у него, мягко говоря, непростые отношения, за активное участие в организации эвакуации турецких граждан из охваченной гражданской войной Ливии.
ПКК выдвинула следующие требования: освободить всех активистов курдского движения, которых они считают политзаключенными; приступить к публичным, а не тайным переговорам с А.Оджаланом и создать условия лидеру ПКК для личного участия в урегулировании курдской проблемы; прекратить все боевые действия против ПКК; создать совместную комиссию по изменениям в Конституцию для согласования будущих изменений в Основной Закон, регулирующих права национальных меньшинств, прежде всего курдов; и, наконец, отменить десятипроцентный проходной барьер для партий по пропорциональной системе на предстоящих парламентских выборах.
То, что А.Оджалан накануне выборов попытается шантажировать правящую партию дестабилизацией ситуации, можно было предположить. Во-первых, как отмечало "Зеркало", еще несколько месяцев назад многие турецкие СМИ сообщали, что в обмен на перемирие Анкара согласилась на некоторые требования ПДД, и что Оджалан отдал даже приказ перебросить часть своих боевиков в Северный Ирак.
В то же время на столе премьер-министра Турции Эрдогана лежит подготовленная Оджаланом так называемая "дорожная карта". Главная идея этого документа: "Турция и Курдистан - одна земля, и для курдов Турция и Курдистан - их родина". Этот документ, состоящий из 760 страниц, в изложении газеты Radikal содержит следующие позиции: освобождение задержанных членов ПКК, снятие запрета на образование на курдском языке, прекращение военных действий, изменение турецкой Конституции, создание курдской автономии в Турции.
Оджалан даже в заключении находится на особом положении. Власти Турции решили не выводить его из политики, время от времени предоставляя ему возможность делать заявления в турецких СМИ. То Оджалан предупреждает правящую Партию справедливости и развития, что прекращение огня в юго-восточных вилайетах страны - для нее последний шанс. То утверждает, что курдский народ не намерен создавать отдельное государство: "Мы за то, чтобы жить в составе Турции, установив требуемые нами демократические ценности".
Во-вторых, несмотря на соблюдение в целом режима прекращения огня, продолжались террористические акты, скажем так, локального характера. Накануне Нового года на площади Таксим в Стамбуле был осуществлен теракт. Ответственность за него взяла на себя группировка "Ястребы свободы Курдистана", которая якобы откололась от ПКК в знак протеста против переговоров с правительством. Может быть, так оно и есть. Может быть, на самом деле этот и другие теракты локального характера - дело рук сил, стремящихся дискредитировать переговоры, ведущиеся между правительством и Оджаланом.
Однако, по мнению некоторых турецких аналитиков, не исключено, что именно подобными терактами локального характера Оджалан время от времени дает Эрдогану понять, что режим прекращения огня соблюдается исключительно благодаря политической воле лидера ПКК, а не из-за сильных позиций правительства. Ведь Оджалан, приговоренный турецким судом к смертной казни, постоянно шантажирует правительство, напоминая, что в любой момент может взорвать ситуацию. "Уже 8 лет я даю шанс партии Эрдогана, - заявил Оджалан. - Это уже 5-е выборы. Каждый раз приходили ко мне и говорили: "Пусть эти выборы пройдут" или "Подождите до следующих выборов". Теперь тоже говорят, чтобы мы ждали до выборов".
В-третьих, после публикаций в прессе премьер-министр Турции Эрдоган официально признал, что с Оджаланом "велись переговоры в прошлом и ведутся сейчас и что это делается ради государства". Действительно, находящегося в заключении лидера официально считающейся террористической ПКК на острове Имралы часто посещают высокопоставленные сотрудники турецкой разведки, депутаты парламента, журналисты и адвокаты. Кое-кто из этих посетителей активно выступает в роли "канала связи". К примеру, Оджалану была предоставлена возможность дать указание ПКК продлить срок заключенного 13 октября 2010 года соглашения о прекращения огня до лета нынешнего года - момента парламентских выборов. По сути, будучи в тюрьме, с позволения правительства, А.Оджалан стал серьезным фактором внутриполитической жизни Турции.
Эта политика кабинета Эрдогана и его вышеизложенные результаты используются против премьер-министра его оппонентами, особенно Партией националистического действия и военной элитой.
Оджалан устал ждать
Лидер ПКК требует легализации собственного участия в политических процессах, происходящих в стране. А сейчас для этого самый подходящий, по его мнению, момент для достижения этой цели.
Проблема Эрдогана заключается в том, что сегодня не он, а ПКК и ее лидер Оджалан являются диктующей условия стороной. Во-первых, за годы правления ПСР муниципалитеты большинства населенных курдами восточных вилайетов перешли под контроль ППД. Это значит, что даже при сохранении десятипроцентного проходного порога ППД через участие на выборах независимыми кандидатами увеличит свое представительство в турецком парламенте.
Во-вторых, сегодня Турция, в отличие от времен правления в Ираке Саддама Хусейна, стеснена в военных действиях в т.н. иракском Курдистане. Отказ от ввода войск в Ирак во время оккупации этой страны силами коалиции привел к тому, что сегодня военные операции против ПКК в созданной на данной территории курдской автономии необходимо проводить с оглядкой на американцев и на регионального курдского лидера Барзани, то есть правительство не может вести переговоры с курдами с позиции силы.
В-третьих, как показывают результаты опросов, из-за предстоящих парламентских выборов правительство не может позволить себе и провал переговоров с курдами. Раньше около 50 процентов избирателей определяли свой выбор в пользу той или иной партии в зависимости от экономической ситуации в стране. Как показывают результаты опроса, Эрдогану, несмотря на все старания, так и не удалось "переключить" внимание электората от трудноразрешимой курдской проблемы на экономические успехи правительства. По результатам опроса, ныне 20 процентов избирателей собираются сделать выбор в пользу той или иной партии в зависимости от развития событий вокруг урегулирования курдской проблемы. А экономическая ситуация в стране повлияет на выбор всего 18 процентов избирателей.
И, наконец, Оджалан, скорее всего, учитывает и то, что правительство Эрдогана уже не располагает той внешней поддержкой Запада, прежде всего США, как раньше. Критиковать политику США и НАТО в регионе, по поводу и без, стало признаком хорошего тона для членов правительства Эрдогана.
Кто уполномочил НАТО вмешиваться в дела Ливии? В функции этой организации не входит вмешательство в дела той или иной страны. Как сообщают турецкие СМИ, об этом в Ганновере заявил премьер-министр Турции.
"В Ливии проживают более 30 тысяч наших граждан и еще несколько тысяч граждан других государств. Зачем усложнять и без того не простую ситуацию в этой стране. Вмешательство НАТО в дела Ливии считаю недопустимым, более того - глупым. Турция категорически против вмешательства НАТО в дела Ливии. Судьбу каждой страны определяет его народ: Ливии - ливийский народ, Туниса - тунисский народ, Египта - египетский народ", - сказал он. При этом Эрдоган связал попытки военной интервенции НАТО в Ливию со стремлением Запада взять под контроль богатые нефтью районы этой страны.
Но турецкие эксперты сразу обратили внимание на неубедительность данного аргумента премьер-министра. Дело в том, что нефтяные месторождения Ливии и при Каддафи находились под контролем западных компаний.
По сути правительство Эрдогана оказалось перед неразрешимой дилеммой. Можно добиться прорыва в урегулировании курдской проблемы только серьезными уступками, которые, не исключено, что в далекой, а вполне возможно, и в среднесрочной перспективе, будут иметь положительный эффект. Хотя и это не факт.
Но выборы-то состоятся через три месяцев. В случае серьезных уступок курдам правительство окажется под перекрестным огнем оппозиции, что вряд ли прибавит ПСР голосов избирателей.
Кроме того, на некоторые уступки ПСР не желает пойти совсем по другим причинам. Например, отказ от десятипроцентного барьера позволит не только прокурдской ППД, но 2-3 другим партиям попасть в парламент, что сделает создание однопартийного парламентского большинства невозможным. В этом случае планы ПСР во главе с Эрдоганом по превращению Турции в президентскую республику посредством принятия новой Конституции могут оказаться под угрозой.
Можно выйти из режима переговоров с курдами и попытаться проводить жесткую политику давления в отношении ПКК. Но этот шаг, с одной стороны, станет официальным признанием ошибочности политики, проводимой в последние годы по урегулированию курдской проблемы, а с другой, - взорвет ситуацию, со всеми вытекающими последствиями, что также не прибавит правящей партии голосов на выборах.
Кроме того, в случае начала террористической войны оппоненты напомнят Эрдогану и его политику противостояния с военной элитой. Эрдоган не устает утверждать, что у него нет никаких проблем с вооруженными силами. Речь идет о некоторых представителях вооруженных сил, замешанных в попытке государственного переворота. Сегодня десять процентов действующих генералов Турции (тридцать из трехсот), не говоря о тех, кто находится на пенсии, арестованы по обвинению в участии в нескольких попытках государственного переворота.
Поэтому ПСР пытается сохранить существующий статус-кво до завершения парламентских выборов, обещая курдам окончательное урегулирование проблемы в рамках новой Конституции Турции, к разработке которой правящая партия обещает приступить сразу после формирования нового парламента.
А вот Оджалан, как следует из его собственных заявлений, "устал ждать" и поэтому постоянно шантажирует правительство Эрдогана.