В связи с последними стихийными бунтами широких масс населения в ряде арабских стран Ближнего Востока в мировых СМИ все чаще затрагивается тема возможного распространения, так называемых "цветных революций", на другие регионы и государства. В частности, в Интернет-газете "Зеркало.аз" от 2 марта 2011 года размещена статья Р.Миркадырова под заголовком "Турцию может захлестнуть волна террора". Она вызвала интерес у читателей и была перепечатана на других авторитетных интернет-ресурсах (сайт "Курдистан.ру", журнал "За рубежом").
В качестве основного дестабилизирующего обстановку в стране фактора автор называет деятельность официально запрещенной Рабочей партии Курдистана (РПК) во главе с Абдуллой Оджаланом. Якобы, с 1 марта текущего года РПК выходит из режима одностороннего прекращения огня, который действовал со времени подготовки и проведения всеобщего референдума по внесению поправок в Конституцию Турции в августе 2010 года. Причем представители РПК заявили, что это "не означает перехода к активным террористическим актам по всей территории Турции, а будет лишь являться тактикой активной самообороны, чтобы наиболее эффективно противодействовать вооруженным силам Турции". Ранее РПК заявляла о том, что режим прекращения огня будет соблюдаться до очередных парламентских выборов в Турции, которые намечено провести 12 июня 2011 года.
Нельзя не согласиться с автором статьи, что заявления лидеров РПК носят во многом популистский характер и больше похожи на политический шантаж. Под общими требованиями к властям решить по справедливости курдскую проблему, внести соответствующие изменения в конституцию страны, понизить 10-процентный порог для партий, представленных в парламенте, предоставить турецким курдам статус автономии, разрешить их обучение на курдском языке и т.п. предпринимается явная очередная попытка оказать давление на премьер-министра Р.Эрдогана с тем, чтобы освободить из мест заключения функционеров и боевиков РПК, снять запрет с деятельности партии, легализовать диалог властей с отбывающим пожизненное тюремное заключение лидером РПК А.Оджаланом. Расчет делается на то, что накануне парламентских выборов турецкие власти могут пойти на какие-то уступки РПК и в целом, курдскому национально-освободительному движению.
Как и ожидалось, Анкара весьма спокойно отреагировала на провокационные заявления представителей РПК. Заместитель премьер-министра Джамиль Чичек заявил, что …"государство будет делать то, что и раньше. Мы ни с кем торговаться не будем. Это однозначно."
Позицию правящих кругов по отношению к многомиллионному курдскому населению страны вкратце можно свести к следующему: курды, наряду с другими национальными меньшинствами (армяне, черкесы, абхазы, адыги, карачаевцы, крымские татары, ингуши, чеченцы, осетины, абазины, ассирийцы, греки, арабы, албанцы, грузины, азербайджанцы и др.) являются гражданами Турции, обладают равными правами и свободами, действуют в рамках турецкой конституции. Долгое время проводившаяся турецкими властями политика их ассимиляции, допущенные ранее перекосы в отношении к национальным меньшинствам постепенно выправляются (так, выделяются значительные финансовые средства на ускоренное развитие отсталых в социально-экономическом отношении районов компактного проживания курдов, в школах вводится обучение детей на родном языке, налаживается теле и радиовещание на курдском языке, курды выдвигают своих представителей во все органы исполнительной и законодательной власти, создают прокурдские фракции в парламенте, политические партии и общественные организации).
Правительство Р.Эрдогана установило тесные политические, торгово-экономические и другие отношения не только с Багдадом, но и с Эрбилем – столицей Иракского Курдистана, где открыло свое Генеральное консульство, что явилось косвенным признанием Курдского региона как субъекта федерации нового демократического Ирака. Сотни турецких и смешанных турецко-иракских предприятий успешно работают на севере Ирака, в числе турецких бизнесменов, специалистов и рабочих много и турецких курдов. Установлен упрощенный порядок пересечения иракско-турецкой границы, развивается приграничное сотрудничество. Заметно ужесточили свою позицию по отношению к боевикам РПК иракские власти, включая Региональное правительство Иракского Курдистана. Налажено тесное антитеррористическое взаимодействие между Турцией, США, Ираком и Иракским Курдистаном в районе иракско-турецкой границы. При посредничестве властей Иракского Курдистана идет постепенное возвращение беженцев из числа турецких курдов к местам своего прежнего проживания, турецкие власти амнистируют бывших боевиков, добровольно вернувшихся на родину.
РПК уже давно не имеет своего прежнего авторитета и влияния на турецких курдов, переживает внутренний раскол, как известно, она запрещена не только в Турции, но и внесена в списки террористических организаций в США и странах ЕС. Вряд ли могли способствовать росту авторитета РПК последние совершенные ее боевиками теракты в турецких населенных пунктах, когда гибли молодые солдаты и полицейские (вчерашние крестьяне, рабочие и студенты), мирные жители. После терактов курдские боевики пытались укрываться в приграничных иракских населенных пунктах и провоцировали, тем самым, ответные удары авиации и артиллерии ВС Турции по территории сопредельного государства. В результате разрушались деревни, инфраструктура, страдали мирные граждане по обе стороны границы.
Подтверждением факта снижения авторитета РПК среди турецких курдов явились результаты референдума по поправкам в конституцию. Несмотря на призывы лидеров РПК и других оппозиционных турецких партий бойкотировать референдум, большая часть курдов все же приняли участие в этом мероприятии и поддержали предложения правящей Партии справедливости и развития во главе с премьер-министром Турции Р.Эрдоганом. Во многом благодаря голосам турецких курдов ПСР получила необходимую поддержку на всеобщем референдуме и, как бы проверила свои силы накануне предстоящих парламентских выборов.
Похоже на то, что Турции в ближайшее время не грозит "арабский сценарий". Несмотря на некоторые неадекватные и явно конъюктурные шаги во внешней политике (провокационная затея с силовым прорывом блокады сектора Газа и, как следствие, резкое ухудшение отношений с Израилем, сближение с Ираном в период введения очередных санкций ООН против этого государства, замораживание процесса ратификации в парламенте ранее подписанных протоколов по нормализации отношений с Арменией, срыв переговоров по кипрской проблеме), правительству Р.Эрдогана удается не только оставаться ведущей региональной державой, но и довольно эффективно контролировать внутриполитическую обстановку в стране.
Практика показывает, что проводимый ПСР курс на плавный переход от модели кемалистского, светского общества с особой ролью армии как посредника в урегулировании внутриполитических споров к умеренно исламскому, неооттоманскому пути развития государства на данном этапе отвечает потребностям турецкой экономики и большей части общества. Население страны за последние 35 лет практически удвоилось и превысило 70 миллионов человек, на фоне продолжающегося мирового финансово-экономического кризиса ВВП страны продолжает расти, по территории Турции прокладываются стратегические трубопроводы, от которых во многом зависит энергетическая безопасность Европы, свыше 5 млн. турецких граждан проживают и работают в странах ЕС, некоторые из них натурализовались, стали крупными бизнесменами, депутатами парламентов и т.д. Переговорный процесс вступления Турции в ЕС с большими трудностями, но все же продолжается. Усиливается роль и значение Турции на Балканах, в арабском и исламском мире, на постсоветском пространстве.
Большинство аналитиков сходится во мнении, что ПСР во главе с Р.Эрдоганом удастся заручиться необходимым большинством голосов на предстоящих парламентских выборах и получить право на формирование нового правительства. Вряд ли в этот, довольно демократичный процесс, могут вмешаться существенно ограниченные в своих правах последними поправками в конституцию военные или судебные органы, а также довольно раздробленная оппозиция. Все потуги РПК во главе с А.Оджаланом шантажировать власти накануне предстоящих парламентских выборов также обречены на неудачу. Теракты только консолидируют турецкое общество и сближают армию и правоохранительные органы с правящими кругами.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала "Новое восточное обозрение".