Казалось бы, что США достигли сравнительно "малой кровью" поставленной ими цели: диктаторский режим Саддама Хусейна был свергнут. Как известно, позже он и его соратники по руководству партии Баас были арестованы и преданы суду, сформированы новые органы власти, созданы условия для строительства демократического иракского государства. Однако, последующие события показали, что грубое вмешательство США и их союзников во внутренние дела суверенного государства вызвало масштабное сопротивление оккупантам различных военно-политических группировок страны и поставило Ирак на грань гражданской войны. Наибольшую угрозу оккупационным войскам и новым иракским властям представляли боевики суннитских экстремистских организаций, в число которых входили бывшие силовики и функционеры правящей националистической партии Баас, ячейки "Аль-Каиды" и воинственные шиитские группировки, часть из которых получала помощь из Ирана. Страну надолго захлестнула волна всеобщего насилия и хаоса, теракты стали обыденным явлением. Несмотря на то, что администрации США в последующем удалось в какой-то мере легализовать свою операцию и заручиться поддержкой Совета Безопасности ООН, интернационализировать конфликт и вовлечь в операцию "Иракская свобода" до 49 стран, контингенты 39 из которых принимали непосредственное участие в боевых действиях, военно-политическая и криминогенная обстановка в стране долгое время оставалась критической.
В конце концов, понеся большие потери в живой силе и вооружениях, затратив огромные материальные и финансовые средства, союзникам удалось переломить ситуацию в Ираке, с точки зрения безопасности, в лучшую сторону.
Как следствие, Ирак покинули воинские контингенты практически всех стран-участников коалиции, а к 1 сентября 2010 года из страны были выведены и боевые части ВС США. С этого времени Вашингтон объявил о начале новой операции под кодовым названием "Новый рассвет", которую проводят остающиеся 50 тысяч военнослужащих вспомогательного контингента США, включая частные охранные структуры. По планам администрации США, они также должны покинуть Ирак уже до конца 2011 года.
Подводя предварительные итоги военной операции "Иракская свобода", следует констатировать, что за истекшие 8 лет погибло около 4,5 тысяч военнослужащих коалиции, свыше 32 тысяч - было ранено, по самым приблизительным оценкам, погибло около 1,1 млн. иракцев, разрушены инфраструктура, жилые кварталы, общественные и государственные учреждения. С трудом удалось добиться восстановления объемов добываемой нефти до довоенного уровня, однако ее контрабанда, диверсии на трубопроводах не позволяют значительно улучшить социально-экономическое положение населения за счет экспорта нефти. Не способствует этому и продолжающаяся милитаризация Ирака. Уже подписаны американо-иракские соглашения на поставку новых вооружений и боевой техники для Минобороны и МВД Ирака на общую сумму около 13 млрд. долларов США, ожидается заключение очередных контрактов примерно на такую же сумму. Возникает вопрос, а против кого будет воевать новый Ирак и для чего предназначаются эти арсеналы тяжелых вооружений (танки, боевые машины пехоты, артиллерия, самолеты, корабли, ракеты)? В настоящее время у страны нет в регионе внешних врагов. По традиции - замечательные отношения с арабскими странами, самое тесное сотрудничество осуществляется с Турцией и Ираном. Можно предположить, что Белый дом, тем самым, создает как бы "буферную зону" вокруг своих региональных противников – правящих режимов Ирана и Сирии. Накануне были подписаны контракты на поставку новых видов вооружений в страны Персидского залива на сумму свыше 40 млрд. долларов США. Может быть где-то на картах в Вашингтоне уже разыгрываются сценарии будущих региональных войн. Логично было бы направить эти средства, полученные от экспорта нефти, на укрепление национальных правоохранительных органов (МВД, спецслужб, сил береговой охраны и пограничников), а также на восстановление инфраструктуры, экономики, улучшение материального положения населения, образование, здравоохранение, культуру, науку и т.п.). Прошедшие в марте 2010 года парламентские выборы показали, что, привнесенная извне модель так называемой "западной демократии", в стране не срабатывает. После утверждения результатов выборов понадобилось еще около года, чтобы добиться консенсуса по новому руководству страны (президент, премьер-министр, глава парламента) и сформировать новое правительство. Дебаты по некоторым, не менее важным, государственным должностям продолжаются. Руководители силовых структур не скрывают своих опасений утратить контроль над ситуацией в стране после вывода остающегося американского контингента. Созданное хрупкое равновесие между различными этно-конфессиональными группировками населения и политическими силами Ирака может быть в любое время вновь нарушено и государство распадется на несколько враждебных друг другу частей (арабы-шииты, арабы-сунниты и курды). Захлестнувшая в начале 2011 года арабский мир волна стихийных народных волнений и демонстраций не обошла стороной и Ирак. Демонстранты вышли на улицы Багдада, Сулеймании, других городов с требованиями отставки правительства Малики и решения назревших реформ и социальных проблем.
Не скрывают своего недовольства действиями или бездействием нового иракского правительства и лидеры северного района – Иракского Курдистана. Несмотря на полученный ими статус субъекта федерации с самыми широкими полномочиями, иракские курды не могут реализовать заложенные в новой конституции Ирака свои права. В частности, одним из ключевых вопросов остается административная принадлежность богатой нефтью провинции со столицей в г.Киркук, где, несмотря на этнические чистки времен Саддама Хусейна, большинство жителей составляют курды. Центральные власти всячески уклоняются от реализации 140-й статьи конституции, где предусмотрен механизм мирного решения этого вопроса через волеизъявление жителей путем референдума. Багдад также не спешит принимать новые законы о порядке заключения контрактов на добычу углеводородов и распределения доходов от экспорта нефти и газа между центром и регионами, месте и роли национальных вооруженных формирований курдов "пешмерга" и т.п. Пока американская администрация пытается выступать в роли посредника между правительством Малики и курдами, но отношения между центром и регионом могут обостриться вновь после ухода США из Ирака. Арабо-шиитское большинство может и дальше игнорировать требования курдов и, тем самым, подтолкнуть их к еще большей самостоятельности, вплоть до полного отделения и провозглашения своей независимости.
Таким образом, очередная годовщина пребывания американского контингента в Ираке наглядно демонстрирует всю неэффективность политики США в этой стране и в регионе в целом. Провозглашенный еще президентом Бушем-младшим курс на создание Большого Ближнего Востока путем привнесения извне моделей "западной демократии" и силового смещения неугодных Вашингтону режимов, судя по всему, провалился окончательно.
Примерно таков же, как и в Ираке, итог военной операции США в Афганистане, где Вашингтон вместе со своими западными союзниками надолго увяз в "афганском капкане". Несмотря на большие жертвы среди местного населения и свои потери в живой силе и вооружениях, а также на огромные финансовые расходы, цели военной операции не достигнуты. Сопротивление "Движения Талибан" не сломлено, производство и контрабанда героина и опия-сырца из страны увеличилось в десятки раз, марионеточный режим Х.Карзая погряз в коррупции и может в любое время рухнуть.
Сталкиваясь со все более сокрушительными и явными провалами своего внешнеполитического курса в регионе, США со своими союзниками по НАТО, тем не менее, продолжают различными способами вмешиваться во внутренние дела арабских и мусульманских государств и осуществлять поспешные силовые действия и военные операции. И если в Тунисе и Египте администрация США ограничилась информационными технологиями и политическим давлением на президентов этих стран, чтобы заставить их уйти в отставку или покинуть страну, то в случае с Ливией – они вновь прибегли к массированным ракетно-бомбовым ударам по военным объектам и инфраструктуре. Своими агрессивными действиями ВС западных государств явно вышли за рамки резолюции СБ ООН по санкциям против ливийского руководства. Налицо неоправданное и непропорциональное применение военной силы против Ливии. Уже поступают сообщения о гибели десятков мирных граждан, военнослужащих ВС Ливии. Похоже на то, что и здесь главным для себя Белый дом и его партнеры по НАТО считают смещение любой ценой режима М.Каддафи. А что будет после Каддафи, кто придет ему на смену, не приведет ли эта военная операция к распаду страны, новой волне насилия и гражданской войне, не вызовет ли она хаос в стране на долгие годы, не будет ли второго Сомали в регионе, как среагируют на военное вмешательство Запада в Ливии в других арабских и мусульманских странах? Похоже на то, что это все пока тщательно не просчитывается и не учитывается западными руководителями при принятии таких ответственных решений. История, к великому сожалению, похоже ничему не учит новоявленных стратегов в Вашингтоне, Лондоне, Париже, Риме и других западных столицах.
Станислав Михайлович Иванов - кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".