Еще бурлит "арабская улица", наносятся ракетно-бомбовые удары западной коалиции по военным и гражданским объектам в Ливии, а политики и обозреватели уже пытаются давать оценки происходящим событиям и делать прогнозы на перспективу.
Что же происходит сегодня на Ближнем Востоке? Является ли этот бунт стихийным или за ним стоят опытные режиссеры? Пока однозначного ответа на эти вопросы нет. Но схожесть сценариев событий в различных арабских странах и синхронность их по времени наводит на мысль, что все-таки и здесь не обошлось без вмешательства извне. Уже сейчас можно констатировать, что большую роль в подстрекательстве арабской молодежи к беспорядкам сыграли новые информационные технологии (интернет, мобильная связь).
Безусловно, в арабском мире накопилось много общих для всех, еще нерешенных проблем, таких как: престарелые, десятками лет несменяемые руководители, клановость и семейственность верховной власти, беспрецедентный размах коррупции, неспособность властей эффективно управлять экономикой и модернизировать законодательство, продолжающаяся милитаризация стран в ущерб решения социальных задач, развития систем образования и здравоохранения, быстрый рост населения, последствия мирового финансового кризиса, который значительно усугубил проблемы безработицы, отсутствия жилья и обнищания населения и т.п. В Египте и Сирии десятилетиями сохранялось чрезвычайное положение, существовали ограничения на политическую деятельность и СМИ, на Бахрейне власть узурпировало суннитское меньшинство, в Сирии – небольшой алавитский клан, опирающийся на баасистский националистический режим.
При всей схожести ситуаций в большинстве стран региона имелись и свои индивидуальные черты и особенности. Однако волна беспорядков и стихийных акций протеста прокатилась практически по всем арабским странам одновременно. Многие обозреватели предполагают, что здесь, опять же не без помощи современных коммуникаций и СМИ, сработал, так называемый, "эффект домино". И хотя итоги "арабского бунта" подводить еще рано, можно попробовать суммировать первые результаты этих событий.
В Тунисе и Египте произошли, так называемые, верхушечные перевороты, когда президенты и их ближайшее окружение были отстранены от власти, коренных реформ и преобразований политического и социально-экономического характера пока не проведено. Их общества находятся на переходном этапе в ожидании парламентских выборов, внесения поправок в конституции и законодательство, формирования новых правительств. Похоже, что в этих странах дело может ограничиться сменой властных элит и половинчатыми реформами. Следует также учитывать, что народные волнения в этих странах нанесли значительный ущерб туристическому и другому бизнесу, без иностранной помощи трудно будет залатать образовавшиеся прорехи в бюджетах.
В Ливии события приняли более драматичный и нежелательный для ее народа характер. По сути дела, была развязана гражданская война, вооруженные силы западной коалиции выступили на стороне повстанцев, наносятся ракетно-бомбовые удары авиации НАТО по позициям правительственных войск и стратегически важным объектам, имеются многочисленные жертвы среди мирного населения и военнослужащих ВС Ливии, разрушается инфраструктура, сотни тысяч беженцев, правда в основном из числа работавших в стране иностранцев, хлынули в соседние Египет и Тунис.
В Йемене протестные выступления населения не прекращаются, события развиваются по египетскому (тунисскому) сценарию. В любое время ожидается отставка президента. Властям Бахрейна, несмотря на военную помощь Саудовский Аравии и других стран Персидского залива, пока не удается нормализовать положение в стране, шиитское большинство требует своего большего участия в политической жизни страны. Продолжаются отдельные акции протеста и демонстрации в Сирии, Ираке, других арабских странах.
Говорить о том, что сценарии этих событий писались в Вашингтоне, других западных столицах или ожидались там именно в начале 2011 года, не приходится. Похоже на то, что и западных лидеров "арабский бунт" застал врасплох и они лишь пытаются "оседлать" ситуацию и направить этот "бурный поток" в нужное для себя русло. Но отрицать тот факт, что варианты смещения или замены "одряхлевших" или неугодных Западу арабских режимов в какой-то мере рассматривались в недрах Госдепа и ЦРУ нельзя. Подтверждением этому служат политическое давление, оказанное, в частности, президентом США Б.Обамой на Х.Мубарака с целью вынудить последнего добровольно уйти в отставку, поспешные действия США по продвижению в Совете Безопасности ООН резолюции о начале военной операции в Ливии, контакты ряда представителей арабской оппозиции с американскими НПО, не случайно, что многие ее лидеры получили образование в США и других западных странах. Объективно, арабские революции вписываются в стратегию США по демократизации региона по западному образцу и созданию Большого Ближнего Востока из дружественных Западу государств.
Многие политики и эксперты, не скрывают своих озабоченностей масштабами военного вмешательства НАТО в Ливии. Россия, воздержавшись при голосовании в СБ ООН по этому вопросу, хотя и дала право на проведение ограниченной по масштабам военной операции в Ливии, но не делегировала тем самым прав западной коалиции на удары с воздуха по объектам на территории этой страны. Тем более, не было предусмотрено проведение каких-либо сухопутных операций, о чем в последнее время заговорили западные стратеги. В Резолюции СБ ООН речь шла лишь об установлении зоны, свободной от полетов, чтобы защитить повстанцев и мирных жителей от ударов авиации М.Каддафи. Вместо этого, начались массированные ракетно-бомбовые удары по наземным целям с участием ВВС НАТО. При этом, кощунственно и довольно цинично звучат слова западных информационных агентств о том, что "потери среди мирных жителей Ливии весьма незначительны". Во-первых, гибель даже одного человека – это трагедия и невосполнимая потеря, а во-вторых, жертвы среди ливийских военнослужащих, честно выполняющих свой воинский долг и верных присяге, считаются нормальным явлением. А ведь у этих солдат и офицеров также есть право на жизнь, есть матери, отцы, братья, сестры, жены, дети. Об этом западные вояки и СМИ почему-то не задумываются.
Большую опасность представляет собой, отработанная в Югославии и Ираке и повторяющаяся в Ливии, схема действий и модель поведения США и их союзников по свержению неугодных им режимов. На руководителей этих стран навешивается ярлык "диктаторских, антинародных режимов", которые нужно свергнуть во что бы то ни стало. Для пущей убедительности для мировой общественности в срочном порядке фабрикуются заведомо ложные сведения о, якобы, ведущихся в этих странах разработках оружия массового уничтожения, геноциде собственного народа, связях лидеров с террористическими организациями типа "Аль-Каиды". И неважно, что после военной операции в Ираке эти "разведданные" не подтвердились, главное, что цель была достигнута: диктатор свергнут, сформировано марионеточное прозападное правительство, еще одна страна встала на путь «строительства общества по западному образцу и либеральных реформ». Также считается второстепенным, что при этом Ирак на долгие годы погрузился в пучину хаоса и насилия, состояния гражданской войны, погибло свыше 1 млн. человек, миллионы иракцев бежали в соседние страны, оказались разрушенными экономика и инфраструктура. Вероятность возобновления гражданской войны и распада Ирака по этно-конфессинальному признаку сохраняется.
Примерно такая же ситуация складывается и в Ливии. Никто сегодня не может предсказать, когда же и чем закончится кровопролитие в этой стране и что ее ожидает после свержения режима М.Каддафи? Но если и здесь осуществится план США, то эксперты законно ставят вопрос, а кто на очереди? Некоторые, наиболее реакционно настроенные, западные политики не скрывают, что следующей целью США может стать Сирия, а затем и Иран. В этом их поддерживают и региональные партнеры в лице Израиля и Саудовской Аравии. Не случайно, в последние годы идет усиленная милитаризация этих стран, так, только в Израиль, страны Персидского залива и Ирак планируется в ближайшие годы поставить из США современных тяжелых вооружений на сумму свыше 100 млрд. долларов США.
Таким образом, метод силового насаждения «западных моделей демократии» на Ближнем и Среднем Востоке может достигнуть своего апогея, дойти до абсурда и распространиться на другие регионы. Не секрет, что Вашингтону не нравятся режим Уго Чавеса в Венесуэле, Ким Чен Ира в КНДР, В.Лукашенко в Белоруссии. Логично предположить, что когда-нибудь США и их союзники по НАТО поставят вопрос и о санкциях или военных операциях против этих, а также любых других стран, где им не понравятся правящие режимы. Настало время России, Китаю, ООН, ЕС, странам БРИКС, другим миролюбивым государствам и авторитетным международным организациям более решительно выступить против развязывания новых войн и локальных конфликтов, ограничить экспорт вооружений в потенциально взрывоопасные регионы. Пора на деле, а не на словах добиваться того, чтобы мир становился многополярным, более предсказуемым и безопасным, а не управлялся только из Вашингтона, Парижа, Брюсселя или Страсбурга.
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук, специально для Интернет-журнала "Новое Восточное Обозрение".