Очередной военный конфликт, начавшийся на Кавказе, заставил многих наших сограждан обратить внимание на историю отношений как грузин и осетин, так и народов региона в целом. О казусах и хитросплетениях межэтнических связей сегодня, в дни тягостных раздумий о судьбах мирных людей, оказавшихся в огненном кольце войны, не говорит только ленивый. Мы расскажем о народе, который является этнически близким к осетинам и также постоянно пребывает в состоянии угнетения со стороны государств, на территории которых исторически проживает. Речь пойдет о курдах, причем о курдах, живущих в нашем регионе.
"Хвосты" угнетенного народа
Казалось бы, откуда представители данного ираноязычного народа могли появиться на территории Саратовской области? Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо совершить экскурс в историю. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники сообщали довольно рано. Известный востоковед, доктор исторических наук М.С. Лазарев писал, что "очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…". С точки зрения Н.Я. Марра, "курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения…". Однако несмотря на то, что курды проживают на одном месте уже не одно тысячелетие и считают себя прямыми потомками мидийцев, история этого народа полна трагических и кровавых страниц. Сегодня несколько десятков миллионов курдов, проживающих в Турции, Ираке, Иране и Сирии — народ, который не имеет своей государственности. Последние несколько веков в жизни курдов были временем борьбы за независимость, однако попытки восстаний завершались подавлением и дальнейшим закрепощением, а уверения и обещания мировых лидеров помочь курдам с обретением независимости оборачивались обманом и дальнейшей колонизацией. К примеру, после распада Османской Империи, не желая превращения Курдистана в английскую колонию, курды поддержали лидера буржуазной турецкой революции Мустафу Кемаля и сражались бок о бок с турками в войне за независимость. Автономию в рамках совместного федеративного турецко-курдского государства и право на отделение курдам обещал не только Кемаль, но и европейские державы, подтвердившие это Севрским мирным договором 1920 года. Однако и Кемаль, и "европейские демократии" курдов попросту "кинули": в заключенном в 1923 году Лозаннском мирном договоре о курдах даже не упоминалось, а османский Курдистан был разделен между Турцией, Ираком и Сирией.
После Второй мировой войны на территории Ирана, попавшей под контроль советских войск, была создана курдская Мехабадская республика. Однако после вывода Красной Армии режим шаха уничтожил автономию, а иранские курды подверглись жестоким репрессиям. Второй раз курды Ирана завоевали автономию в ходе антишахской революции 1979 года, но она снова была утоплена в крови "стражами исламской революции".
Когда стало ясно, что турецкие курды не получат автономии в рамках созданного Мустафой Кемалем государства, они в 1925 году поднялись на восстание, которое затем разгромила турецкая армия. Руководителей восстания взяли в плен и казнили. С тех пор — то есть, практически все время своего существования, — Турецкая Республика ведет против курдов войну. В девяностомиллионной Турции курдов проживает, вероятно, более 15 миллионов. Это означает, что вообще-то курды не являются даже "меньшинством" в классическом понимании, как не считаются меньшинством валлоны в Бельгии или франко- и италоговорящие жители Швейцарии. Публичное использование курдского языка запрещено законом, так же как и существование курдских организаций, в том числе самой крупной из них — Рабочей партии Курдистана, которая за 30 лет своего существования вывела проблему своего народа на общемировой уровень. Ее вождя и основателя — Абдуллу Оджалана — турецкие власти приговорили к смертной казни, замененной впоследствии пожизненным заключением в тюрьме на острове Имраллы, но гордый народ Курдистана продолжает свою борьбу за независимость, осуществив за последние века 33 восстания. Что касается отношения к курдскому населению в Турции, то здесь о многом говорит история, рассказанная моим товарищем, побывавшим в этой стране: "Доходит до абсурда — например, распространено мнение, что у курдов есть хвост! Я думал, что это шутка, пока не убедился в этом сам: одна из девушек-турчанок верила в существование хвоста и была изрядно удивлена, когда не обнаружила его у своего бойфренда-курда в их первую, совместно проведенную, ночь".
Черные полосы кумачового полотна
После Октябрьской революции в Советском Союзе тоже существовала Курдская автономия, созданная Сергеем Кировым, а наркомнац во главе со Сталиным обсуждал возможность создания отдельной Курдской республики в составе Союза.
Образованный в 1923 году Курдистанский уезд (также известный как Красный Курдистан) находился на территории современного Азербайджана, где курды компактно проживали и ранее. В 1929, в связи с переходом на окружное деление, упразднен и с 25 мая по 8 августа 1930 года – существовал как Курдистанский округ с центром в поселке Лачин. На курдском языке там издавалась газета "Советский Курдистан", появились курдские школы, театр. В 1926 году в уезде проживало 51,2 тыс. человек, 73% которых составляли курды, 26% — азербайджанцы. Но вследствие серьезных ошибок, допущенных руководством СССР, в 1930 году Курдистанский округ был упразднен, а в 1937 г. последовала депортация курдов из Азербайджана и Армении в республики Средней Азии и Казахстан. В 1944 г. туда же были выселены и курды из Грузии, депортированные вместе с турками-месхетинцами и хемшилами. С этого момента началась новая эпоха в жизни советских курдов, многие из которых впоследствии вернулись в Закавказье, но затем все равно бежали от военных конфликтов и этнических чисток, как и большинство тех, кто остался после депортации в Казахстане и Кыргызстане. Так получилось, что и эта полоса оказалась для курдов черной, в результате чего существенно прибавилась численность этноса и в нашей области. Если до начала 1990-х годов в губернии курдов насчитывалось всего несколько человек, то сейчас их насчитывается уже около 10 тысяч.
Постсоветский этюд
После распада СССР, на территории бывших союзных республик резко обострилась межнациональная рознь, и курды, проживающие на территории Средней Азии и Казахстана, а также Закавказья, были вынуждены бежать от волны этнических чисток и локальных конфликтов. И поскольку Саратовская область находится на границе с Казахстаном, большинство курдских беженцев осело здесь.
На тот момент Кероглы Мусаевич Ахмедов проживал в Саратове уже несколько десятилетий. Он не остался в стороне и решил помогать соотечественникам, создав в 1994 году курдский национально-культурный центр.
Сейчас представители курдского народа компактно проживают в Озинском, Перелюбском, Дергачевском, Ершовском, Краснокутском, Ртищевском, Аркадакском, Татищевском районах, а также в областном центре. Большинство занимается земледелием и скотоводством, молодежь учится в саратовских вузах. С помощью национально-культурного центра ни у кого из них не возникло проблем с укоренением в саратовской глубинке — все приехавшие от войн и насилия представители курдского народа обеспечены жильем, получили регистрацию и российское гражданство.
Как говорит Ахмедов, в Заволжье в основном проживают беженцы из Средней Азии и Казахстана, а на правом берегу Волги — из Закавказья. Что касается религиозных убеждений, большинство саратовских курдов — мусульмане-сунниты и езиды.
В местах компактного проживания у курдов имеются свои культурные общины (в частности, такие центры имеются в Озинском, Краснокутском и Ртищевском районах), действуют ансамбли национальной музыки, например, "Мидия" — в Озинках, "Зилан" — в Красном Куте и "Ронаи" ("Светлость") – в Дергачах. А саратовская группа "Лори" известна во всех республиках бывшего СССР, да и по миру выступает на различных фестивалях, посвященных курдской тематике.
Кстати, 15 августа в Озинках эти и другие музыкальные коллективы участвовали в праздничном концерте по случаю дня начала народной войны за независимость. В этот день в 1984 году, чтобы спасти свой народ от угнетения и геноцида, ведущегося турецким государством, курды с оружием в руках поднялись на борьбу против колонизаторов. Первым своим выстрелом во вражеский стан легендарный герой национально-освободительного движения курдского народа Агит (Максум Коримаз) заявил всему миру, что курдский народ сломить невозможно, что он вступил в борьбу за свое освобождение и добьется победы. 15 августа 1984 года 50 партизан под его руководством сумели освободить курдские города Эрук и Шамдинли, в которых сам народ поднялся на восстание против угнетателей. С тех пор каждый год представители курдского народа во всех уголках планеты отмечают этот день как свой национальный праздник, ставший днем рождения Армии Освобождения народов Курдистана.
У саратовских курдов очень хорошая связь с земляками во всех уголках мира, а руководитель национально-культурного центра Кероглы Ахмедов, помимо того что занимает пост президента Ассоциации национально-культурных объединений Саратовской области и члена Общественной палаты губернии, работает еще и в Верховном Совете Курдистана. Правительство в изгнании регулярно собирается на заседания в разных странах. Планируется заседание и в России.
* * *
Нормальное положение курдского народа в Саратовской губернии – во многом результат работы национально-культурного центра. В областном комитете общественных связей и национальной политики говорят, что курдская община стоит в первых рядах активистов национально-культурных объединений. По словам руководителя комитета Ивана Брянцева, Кероглы Ахмедов ответственно относится к своим общественным полномочиям и постоянно занимается активной работой по межэтническому партнерству и не только. В частности, ко дню защиты детей в этом году представители курдского центра вместе с членами правительства области посетили детский дом, воспитанникам которого подарили сладкие подарки и игрушки. Также представители саратовского курдского центра во главе с Ахмедовым выезжают в проблемные точки, где регистрируются случаи межэтнических стычек. На практике, как говорят эксперты в национальных отношениях, конфликты эти носят сугубо бытовой характер, однако активисты ксенофобских националистических организаций и некоторые политики раздувают проблемы. Но общественники от диаспор выполняют большую работу по недопущению вражды по этническому или религиозному признаку. В этом плане у курдов и их многострадальной истории есть чему поучиться.
Антон СХИВИЯ
Врезка
Курды — народ с ярко выраженными и четко очерченными этническими признаками, тысячелетиями живут на своей исторической родине, которую называют Курдистаном — страной курдов, разделенной между Турцией, Ираком, Ираном и Сирией (в Турции — свыше 200 тыс. кв. км, в Иране — свыше 160 тыс. кв. км, в Ираке — до 75 тыс. кв. км, в Сирии — до 15 тыс. кв. км). Курды сохранили свой язык (относящийся к иранской языковой группе индоевропейской семьи), самобытные черты, традиции и культуру.
Большинство верующих курдов являются мусульманами-суннитами, есть еще мусульмане-шииты и алавиты, а также христиане и приверженцы доисламской религии езидизма, называющие себя езидами. Но, независимо от вероисповедания, курды своей исконной религией считают зороастризм.
Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до 40 млн человек. В Турции проживают 14-15 миллионов курдов, в Иране — около 4,8-6,6 миллионов, Ираке — около 4-6 миллионов и Сирии — около 1-2 миллионов. Несколько миллионов курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200-400 тыс. курдов, в основном в Закавказье.
В России, по переписи 2002 года, проживает 19,6 тыс. курдов, которые являются мусульманами. Езидов, которые учитывались отдельно — 31,3 тыс.