Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Военная политика Турции: в борьбе за региональное лидерство

Просмотры3452Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-04-08

Тенденции, неявно отмечавшиеся в региональной политике Турции в последние годы, ярко проявились с инцидентом вокруг "Флотилии свободы", пытавшейся прорвать морскую блокаду Израиля 31 мая 2010 года. Точнее – данный инцидент стал поворотной точкой, после которой изменение доктринальных взглядов на место и роль Турции в регионе стало очевидным. Впрочем, и до этого отмечалось, что в политике Эрдогана-Гюля (премьер-министр и президент Турецкой Республики), основывающейся на неоосманизме, становится все меньше места для ориентации на былое тесное сотрудничество с США и партнерские отношения с Израилем.


Характерно, что этот конфликт и последовавшая за ним демонстрация Анкарой своей новой региональной политики повлиял на многие важные как региональные, так и общемировые процессы. В первую очередь, Турцию весьма активно поддержал Иран, что моментально сблизило эти страны и вызвало серьезную тревогу как в Израиле и ряде арабских стран, так и далеко за пределами региона, - дошло до тревожных допущений возможности в перспективе военного союза между Тегераном и Анкарой, что имело бы геополитические последствия. Голосование Турции против резолюции по иранской ядерной программы вызвало протест Вашингтона и серьезную озабоченность в Европе, на фоне европейских стремлений продолжать удерживать Турцию в зоне своего влияния. "Арабские революции" в Тунисе и Египте усугубили ситуацию, поскольку Анкара, используя их как информационный повод, представила арабскому миру свою концепцию "турецкого пути" - мирной революции, основанной на исламских ценностях, и поддержанную Тегераном с его рычагами влияния на шиитов. Это одновременно вызвало активность радикальных исламских группировок, поддерживаемых Ираном – в первую очередь, ХАМАСа и Хезболлы.

В Израиле изначально поняли всю глубину и опасность начавшихся процессов, тут же ослабив блокаду сектора Газа. Интересно, что в этой ситуации ЕС, с одной стороны, де-факто поддержал Израиль, подтвердив его право на обеспечение собственной безопасности, а с другой, - оказал на тот же Израиль давление с целью смягчить свою политику в отношении палестинцев. Это в очередной раз продемонстрировало неоднородность мнений в Евросоюзе и его неспособность выработать единую позицию по важнейшим внешнеполитическим вопросам.

Ситуацией попыталась также воспользоваться Россия, исключив Израиль из проекта "Голубой поток-2" и продемонстрировав стремление укреплять и развивать экономические связи с Турцией. Очевидно, в Москве полагали, что на фоне "ухода" от США Турция будет искать новых мощных союзников, и не только в исламском мире. В то же время Анкара, любезно приняв дружелюбие россиян в формате укрепления торгово-экономических связей, не поспешила кинуться в их объятия, намекая на иные внешнеполитические приоритеты. То есть, РФ надеялась в первую очередь подключить турок к своему проекту "Южный поток", - их согласие означало бы полный успех мероприятия и создание некоего энергетического и энерготранзитного альянса (как известно, не отвечающего интересам Украины). Однако Анкара, проводя переговоры во внешне доброжелательном ключе, так и не дала окончательный ответ, дав понять, что пока не отказывается и от участия в альтернативном "Южному потоку" проекте "Набукко".

В целом на данный момент можно выделить следующие основные направления во внешней политике Турции:

- усиление исламского вектора, со стремлением Турции стать одним из лидеров исламского мира;

- сохранение диалога с ЕС, который не только играет роль внешнеполитического ориентира в контексте турецкой евроинтеграции, но и является аргументом для турецких властей во многих нынешних внутриполитических преобразованиях;

- борьба за статус регионального лидера.

В контексте внешнеполитических изменений мы наблюдаем коррекцию и военной политики Турции. При этом стоит учитывать, что эта коррекция осуществляется также и на фоне важных внутренних процессов в стране, касающихся военного сектора безопасности державы.

В военно-политической сфере важны несколько основных моментов.

Во-первых, это жесткое давление правительства Эрдогана на армию, в попытке ограничить влияние военных в турецком обществе как хранителей светского режима Ататюрка, и их способность влиять на формирование государственной политики и принятие важных политических решений. Небезызвестное "дело Эргенекон" сыграло здесь свою роль, позволив Эрдогану в конце прошлого года провести в стране конституционный референдум, и, благодаря внесенным в Конституцию поправкам, ограничить власть военных.

Согласно Конституции страны, Верховным главнокомандующим вооруженными силами Турции является президент, осуществляя непосредственное руководство ими через министра национальной обороны, который также является гражданским лицом. Высший орган оперативного управления армией и флотом – это Генеральный штаб, которым руководит начальник Генштаба, являющийся главнокомандующим вооруженными силами. Начальника Генштаба назначает президент страны по представлению Военного совета. При этом генералов на ключевые посты в вооруженных силах рангом ниже, включая командующих армий, назначает премьер-министр, также по представлению Военного совета.

Заметим, что в целом такой механизм соответствует европейской практике, однако лишь номинально, да и в условиях Турции он является дополнительным рычагом влияния на военных. В частности, в конце лета прошлого года в армии сложилась непростая ситуация, вызванная тем, что премьер-министр Р.Эрдоган и министр обороны В.Генюль отклонили кандидатуру действующего командующего Первой полевой армии генерала Х.Ысыза на пост командующего Сухопутных войск. Соответственно, президент Турции А.Гюль не утвердил в должности начальника Генерального штаба действующего командующего Сухопутных войск генерала Ы.Кошанера, в связи с отсутствием кандидатов на пост последнего. Причиной, по которой Р.Эрдоган и В.Генюль выступили против назначения генерала Х.Ысыза на пост командующего Сухопутных войск, стал вызов последнего повесткой в суд для дачи показаний в качестве подозреваемого по делу о заговоре против правящей Партии справедливости и развития - "План борьбы с фундаментализмом". Следствие полагало, что офицеры, причастные к разработке этого плана, занимались дискредитацией правительства Р.Эрдогана для того, чтобы повлиять на следствие по делу "Эргенекон" - тайной организации, планирующей сбросить правящую Партию справедливости и развития. В связи отклонением кандидатуры генерала Х.Ысыза, командующий Жандармерии генерал А.Ышык автоматически стал главным претендентом на пост командующего Сухопутных войск. Однако генерал А.Ышык заявил о своем намерении уйти в отставку, что было расценено в обществе, как протест против попыток правительства Турции влиять на генералитет через кадровые решения.

Решение командующего Жандармерии генерала А.Ышыка уйти в отставку породило ряд спекуляций на эту тему и заставило военно-политическое руководство Турции искать выход из сложившейся ситуации. Вскоре турецкие СМИ сообщили, что перед указанными событиями начальник ГШ генерал И.Башбуг провел закрытое совещание с военным командованием, на котором якобы обсуждалась стратегия кадровой войны с правительством Р.Эрдогана. Утверждалось, что именно генерал И.Башбуг со своим замом генералом А.Гюнером вынудили командующего Жандармерии генерала А.Ышыка уйти в отставку. Данное решение рассматривалось, как ответ на протест Р.Эрдогана против назначения на пост командующего Сухопутных войск генерала Х.Ысыза. После заявления А.Ышыка об уходе в отставку, президент А.Гюль встретился с будущим начальником ГШ, тогда еще действующим командующим Сухопутных войск генералом Ы.Кошанером. По сообщениям, на встрече обсуждалась возможная кандидатура на пост командующего Сухопутных войск. В конечном итоге Генштаб и правящая ПСР согласовали вопрос относительно того, кто возглавит Сухопутные войска, и президент Турции А.Гюль утвердил нового начальника ГШ и командующего Сухопутных войск. В частности, командующий Сухопутных войск генерал Ы.Кошанер был назначен на пост начальника ГШ, а Сухопутные войска возглавил генерал Э.Джейланоглу, занимавший до этого пост начальника Командования учебных тренингов и доктрин при Сухопутных войсках, а затем был рекомендован Военным советом на пост командующего Первой полевой армии.

Что касается соответствия европейской практики, то здесь стоит вспомнить отчет Венецианской комиссии от 2007 года, в котором дана оценка механизму кадровых назначений в вооруженных силах Турции. В частности, в заключении Венецианской комиссии говорится, что де-факто в Турции механизм назначения военного руководства полностью противоположен тому, что определено де-юре законодательными актами страны. "Фактически вооруженные силы имеют политическую автономию, и военное командование часто делает политические заявления по вопросам внутренней и внешней политики, тем самым конфликтуя с политическим руководством страны", - говорится в отчете. Также в докладе указывается, что Вооруженные силы имеют полную автономию в вопросах разработки военной доктрины, военного образования, кадровых назначений, производства вооружения и определения бюджетных приоритетов. "Хотя оборонный бюджет требует одобрения парламента, он всегда принимается без какого-либо реального обсуждения", - подчеркивают авторы доклада.

В настоящее время правительство Эрдогана как раз и пытается в корне изменить положение вещей, четко определив место военных не только де-юре, но и де-факто.

Во-вторых, это сложность "отлучения" военных от власти в Турции, в том числе в формировании региональной политики, при всех успехах Эрдогана на этом пути. Здесь стоит понимать механизм принятия и реализации решений в сфере национальной безопасности Турецкой Республики, чтобы осознать всю глубину интеграции армии в работу госструктур, на которых лежит ответственность за реализацию в т.ч. внешней политики страны.

Прежде всего, стоит учитывать, что начальник Генштаба ВС Турции, которому подчинены командующие видами ВС - Сухопутными войсками, Военно-воздушными и Военно-морскими силами, а также Жандармерии - согласно турецкому табелю о рангах занимает четвертую позицию сверху среди высших должностных лиц государства. Перед ним располагаются лишь президент, глава парламента и премьер-министр страны, а министр национальной обороны лишь играет роль "координатора" между правительством и армией. Уже с этого начинается определение роли военных в государстве и обществе.

В целом внешнюю и внутреннюю политику Турции, а равно вопросы применения вооруженных сил страны регулирует Совет национальной безопасности (СНБ), возглавляемый президентом Турецкой Республики. В состав СНБ на постоянной основе входят премьер-министр, его заместители (три человека), министры национальной обороны, юстиции, внутренних и иностранных дел. Указанные чиновники образовывают так называемое гражданское крыло СНБ. Военное крыло формируют начальник Генштаба с командующими видами ВС и Жандармерии. СНБ принимает все важнейшие решения в сфере национальной безопасности и обороны страны. Эти решения номинально имеют статус рекомендательных, однако для правительства они являются приоритетными при выработке конкретных решений.

Кроме того, начальник Генштаба раз в неделю (если нет экстренных поводов) докладывает президенту страны о взглядах военного руководства как на текущую обстановку в мире и регионе, так и о его мнении по поводу конкретных проблем внутри страны.

Данная система позволяет генералитету оказывать существенное влияние на формирование не только военной политики государства, но и важных решений по основным проблемам в сфере национальной безопасности.

В-третьих, это актуализация курдской проблемы, в решении которой турецкая власть делает традиционную ставку на военную силу. В частности, после долгих попыток найти пресловутый "новый формат" в решении проблемы курдов, правительство Эрдогана в конечном итоге не нашло ничего лучшего, чем вернуться к практике активного использования вооруженных сил.

В частности, на протяжении 2010 года по итогам заседания СНБ и встреч президента А.Гюля и премьер-министра Р.Эрдогана с военным руководством и главой Национальной разведывательной организации (МІТ) Х.Фиданом, было заявлено о повышении уровня подготовки военнослужащих, привлекаемых к борьбе с боевиками Рабочей партии Курдистана (РПК), усилении технических средств МІТ и активизации агентурной разведывательной работы в районах действий курдских террористов. Также Р.Эрдоган заявил, что с США и Иракским Курдистаном были проведены переговоры относительно усиления турецкой агентурной разведки в регионе, - предполагается, что для этих целей Турция привлечет около 2 тыс. агентов. Одновременно была изменена организационная структура разведывательных подразделений с целью усиления их возможностей.

Все это происходит на фоне общего стремления Турции усилить свой военный потенциал, без чего невозможно лидерство в регионе. В связи с этим Турция сохраняет весьма высокий уровень военных расходов, на что не повлиял даже мировой кризис, – порядка 10 млрд долл в год, что превышает 5% от ВВП.

Что касается основных направлений военной политики Турецкой Республики в настоящее время, то здесь отчетливо проявляются следующие направления:

- активное участие в инициативах НАТО, вместе со стремлением участвовать в военных инициативах ЕС и создании военной составляющей Евросоюза;

- военное и военно-техническое сотрудничество практически со всеми странами региона (важно, что как в военной доктрине Турции, так и в иных доктринальных официальных положениях и озвученных взглядах военно-политического руководства, ни одна из соседних стран не определена в качестве вероятного противника);

- усиливающееся внимание с перспективой тесного военно-технического сотрудничества к Ирану, Ираку и Сирии;

- чувствительность в борьбе за региональное лидерство к инициативам иных мощных игроков в регионе (пока это относится в первую очередь к США, стремящимся усилить свой военно-политический вес в Черноморско-Каспийском регионе, в дальней перспективе этот же вопрос возникнет по отношению к России, если только на повестку дня не будет внесен вопрос о создании военного союза с участием этих двух держав с четким разграничением зон ответственности).

- серьезное внимание к вопросам безопасности в регионе, с активным участием в урегулировании существующих конфликтных ситуаций и недопущении новых.
 

При этом Турция видит самым эффективным способом реализации основных направлений своей военной политики наращивание потенциала своих вооруженных сил. Согласно убеждению Анкары, только мощные ВС, находящиеся в высокой степени боеготовности, могут предотвратить возникновение военных угроз, либо же нейтрализовать их на раннем этапе с минимальными затратами.

Автор является экспертом Центра военно-политических исследований


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

2024-04-15 Станислав Иванов
Что можно ожидать от конфронтации Израиля с Ираном?

Как известно, 1 апреля т. г. ВВС Израиля нанесли ракетно-бомбовый удар по зданию иранского консульства в столице Сирии Дамаске, в результате которого погибли 13 человек...

Исламское государство как угроза безопасности стран ШОС

2024-03-27 Станислав Иванов

Унесший жизни 137 граждан России масштабный теракт в "Крокус Сити Холл" 22 марта 2024 года еще раз продемонстрировал звериный оскал радикальных исламистских группировок, которые подвергают смертельной опасности тысячи мирных граждан на нашей планете...

Ко дню рождения Мустафы Барзани

2024-03-14 Kurdistan.Ru
Ко дню рождения Мустафы Барзани

Имя Мустафы Барзани хорошо известно и за пределами Курдистана. Не имея в своем распоряжении танковых армий и воздушных флотов, он мог проявлять свои военные таланты лишь на ограниченном театре партизанской войны...

К 33-й годовщине курдского восстания

2024-03-05 Kurdistan.Ru
К 33-й годовщине курдского восстания

5 марта – особый день в истории Курдистана. В этот день в 1991 году начались события, конечным последствием которых является нынешнее существование полунезависимого региона Курдистан в Ираке...

Россия пытается сплотить ряды палестинцев

2024-03-05 Станислав Иванов

Очередная вспышка насилия в секторе Газа вновь привлекла внимание мирового сообщества к палестинской проблеме...

Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

2024-02-28 Kurdistan.Ru
Что ожидать от очередной межпалестинской встречи в МИД РФ?

Якобы, 29 февраля – 2 марта 2024 года в МИД РФ состоится очередная межпалестинская встреча в составе 12-14 делегаций палестинцев, включая ХАМАС и "Исламский джихад" (признана террористический и запрещена в РФ)...

Палестинский тупик: причины, перспективы

2024-02-26 Станислав Иванов

Нападение боевиков радикальных палестинских группировок ХАМАС и "Исламский джихад" (организация признана террористической и запрещена в РФ) 7 октября 2023 года на Израиль и последующая военная операция Армии обороны Израиля – ЦАХАЛ под кодовым названием..

К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

2024-02-20 Станислав Иванов
К визиту Эрдогана в ОАЭ и Египет

На фоне резкого ухудшения отношений с Израилем вскоре после начала масштабной военной операции ЦАХАЛ в секторе Газа Анкара активизировала усилия по развитию своих отношений с Египтом и рядом других арабских стран...

Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

2024-02-13 centrasia.org
Сирийских курдов теснят со всех сторон. Масштаб восстания арабских племен серьезно задевает интересы Пентагона, - НГ

Командующий курдским вооруженным альянсом Мазлум Абди (в центре) не раз обвинял в раздувании конфликта официальный Дамаск и его ключевого внешнего союзника – Тегеран...

Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

2024-02-03 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Взгляды некоторых курдских писателей в отношении концепции Ницше о морали

Ницше — один из самых влиятельных философов 20 века, чья философия стала основой для возникновения постмодернизма. Все усилия этого философа были направлены на создание высшего человека...

Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

2024-01-29 Станислав Иванов
Эрдоган продолжает балансировать "на двух стульях"

Получив накануне очередных президентских выборов в мае 2023 года максимум возможного от крена в сторону России (ЗРК "С-400", АЭС "Аккую, легализация своего военного присутствия на севере Сирии, поставки газа на льготных условиях, односторонняя выгода...

Иран вымещает злость на Иракском Курдистане, - Игорь Субботин

2024-01-16 centrasia.org

Официальный представитель МИД Ирана Насер Канани заявил, что его страна выступает за мир и лишь отвечает на угрозы...

Что может последовать за ракетными ударами КСИР Ирана по Ираку?

2024-01-16 Станислав Иванов

Казалось бы, в начале 2024 года глава иракского правительства Мухаммед Шиа ас-Судани официально заявил о начале процедуры по выводу войск Международной коалиции из страны...

Разбой и пиратство как метод солидарности с палестинцами

2024-01-14 Станислав Иванов

Cпровоцированный радикальными исламистскими группировками ХАМАС и "Исламский джихад (запрещено в РФ) вооруженный конфликт в секторе Газа и Израиле сопровождается активизацией деятельности других исламистских группировок в регионе...

Иракский Курдистан не хочет отпускать американских военных, - Игорь Субботин

2024-01-11 centrasia.org

Война в секторе Газа стала стресс-тестом для отношений Вашингтона и Багдада...

Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

2024-01-10 Хуссейн Паям Хазим Хуссейн
Китайская философия: влияние на современную культуру и общество

Веками китайская философия поражала умы своей глубиной и мудростью. Философы Востока искали ответы на вечные вопросы о смысле жизни, природе мира и месте человека в нем...

Уйдут ли американские военные из Ирака?

2024-01-08 Станислав Иванов
Уйдут ли американские военные из Ирака?

Как известно, первый вывод войск США и их союзников из Ирака имел место в конце 2011 года после завершения их миссии по свержению режима Саддама Хусейна (операция "Иракская свобода")...

Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

2023-12-29 Расул Фряд Исмаил Расул
Путь Иракского Курдистана к экономической независимости

Данная статья рассматривает политическую и экономическую ситуацию в Иракском Курдистане и борьбу курдов за независимость. Описывается история попыток создания независимого Курдистана, а также влияние военных конфликтов на политическую обстановку в регионе

Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

2023-12-23 Расул Фряд Исмаил Расул
Исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы

В данном докладе рассматриваются исторические этапы развития и формирования медиасистем и медиаиндустрии ведущих стран Европы...

Израиль перед дилеммой: завершить разгром ХАМАС или остановиться?

2023-12-14 Станислав Иванов

Предпринятая после нападения на Израиль 7 октября 2023 года масштабная военная операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) под кодовым названием "Железные мечи" в секторе Газа в целях уничтожения военной структуры палестинской группировки ХАМАС...

Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

2023-12-09 Станислав Иванов
Связи и контакты иракских курдов с соплеменниками в соседних странах

В отличие от своих соплеменников в Турции, Сирии и Иране, которые официально не имеют права даже на культурную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации с самыми широкими правами и полномочиями...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика