Разнообразные причины, вызвавшие восстание арабской молодежи, уже перечислены экспертами: политическое бесправие, бедность, удорожание жизни и безработица, коррупция и непотизм, репрессии, слежка и произвол сил безопасности, пишет Юрг Бишофф в газете Neue Zurcher Zeitung.
Против этого арабские революционеры выдвигают лозунг "карама", т.е. "достоинство". Это понятие охватывает все, что было потеряно и должно быть вновь завоевано.
Молодые и образованные активисты революции указывают дорогу к достижению "карама", требуя демократии и гражданских прав. Но что тунисцы, сирийцы и бахрейнцы понимают под этим? Для многих из них демократия и права человека не более чем утопии, теоретические антиподы их нынешнего угнетенного положения.
В процессе революционного движения в арабском мире проявились два основных течения, которые определят будущее новое устройство этих стран: национализм и исламизм, подчеркивает автор. "Речь в процессе революции идет и о достоинстве нации, причем как каждой отдельной из них, так и арабов в целом".
Исламистские партии и группы, которые до сих пор нередко действовали подпольно, становятся политическими действующими лицами и пропагандируют свои политические представления.
"Растущее политическое значение религиозного аспекта представляет, однако, и опасность, поскольку религия на Среднем Востоке означает и политическую идентификацию, - подчеркивает автор. - Освобожденные от авторитарных пут сунниты, шииты, алавиты, христиане и представители бесчисленного множества других религиозных течений выдвигают и свои политические требования, которые могут привести к тяжелым конфликтам и насилию".
"Национализм и исламизм будут играть роль не только в становлении новых государственных порядков, но и в отношениях арабских стран между собой и с остальным миром", - говорится в статье. Запад оказал большое воздействие на арабскую революцию, предоставив идеи и средства коммуникации. Но Запад не сможет контролировать реализацию идей арабами и мусульманами.
С начала войны в Ираке падение американского влияния на Ближнем и Среднем Востоке постоянно обсуждается, говорится далее в статье. "Президент Обама уловил возможность разорвать неприличный альянс с непопулярными властителями, чтобы помочь возродиться упавшему авторитету США в качестве защитников демократии и гражданских прав. В Тунисе и Египте Обаме удалось это сделать".
Однако с того момента, как революция захватила Бахрейн и Ливию, это стало делать труднее. "Предательство" Обамы по отношению к своим союзникам Бен Али и Мубараку вызвало гнев саудовцев, не готовых подчиниться той же судьбе. С помощью Саркози они соблазнили неподатливого Обаму к выступлению против Каддафи в Ливии, а сами против воли Вашингтона вошли в Бахрейн, чтобы защитить тамошний суннитский королевский дом от шиитского большинства населения", - говорится в статье.
"Вмешательство Саудовской Аравии в Бахрейне, без сомнения, сигнализирует о начале арабской контрреволюции, - считает автор. - Следующей страной, которую предстоит спасти от "хаоса", будет Йемен. Та бесцеремонность, с которой военные части президента Салеха стреляют в безоружных демонстрантов, является следствием примера, поданного в Бахрейне. И сирийский президент Асад, для которого в списке приоритетов стабильность стоит на первом месте, а реформы где-то намного ниже, может рассчитывать на понимание саудовцев. А вот Америка снова оказалась перед выбором между своими интересами и идеями, и какое бы решение Обама ни принял, ему это припомнят как ошибку".