Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

История курдов-христиан

Просмотры9548Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-04-14

Часто в религиозном отношении курдов ассоциируют либо с исламом, либо с езидизмом, и мало кто знает о христианской истории нашего народа. А между тем курды принадлежат к числу тех немногих народов, которые услышали Евангельскую проповедь от самих апостолов — учеников Иисуса Христа, и среди которых пламя христианской веры негасимо сохраняется с тех давних времен и до наших дней. Источников по истории курдского христианства сохранилось очень немного, но даже и того, что они рассказывают, достаточно для того, чтобы понять, насколько значима эта страница истории нашего народа. Учёные полагают, что предками курдов были парфяне и мидяне. Что примечательно, по мнению многих исследователей, именно мидянами были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2:1-2,10-11). Золото они поднесли Христу как Царю; ладан как Богу, потому что только Богу мы воскуряем фимиам; и смирну — как Тому, Кому над лежало умереть (смирна употреблялась при погребении). Из Священного Предания известно, что после Пятидесятницы эти волхвы: Мельхиор, Гаспар и Валтасар — были крещены апостолом Фомой, и присоединились к нему в деле проповеди Евангелия. Далее, в книге Деяний Апостольских описывается, что после схождения Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы они обрели дар говорить на других языках, и в том числе проповедь их звучала и на мидийском языке, так что слышавшие изумлялись: "сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Эламиты, и жители Месопотамии" (Деян. 2:7-9). По мнению исследователя Дж. Вайда, уже к концу I века христианская проповедь зазвучала не только в курдских районах на севере Междуречья (Джезире и Адиабене), но даже в Фарсе и Хузистане. В свою очередь курдский историк Лятиф Мамад приводит исторические факты, указывающие на то, что уже с I века христианство начинает проникать в курдскую среду, и часть курдских племен от зороастризма переходит к христианству. Древнее предание, записанное у Евсевия Кесарийского, свидетельствует о том, что среди парфян и мидян проповедовал апостол Фома, а согласно коптским источникам, предкам современных курдов проповедовал и апостол Андрей. В Кавказской Албании (Красный Курдистан) христианство проповедовал апостол Фаддей. Уже во II веке по Р. Х. сильная христианская община существовала в Эдессе (ныне г. Урфа в север- ной части Курдистана). В конце II века Эдесское княжество стало первым в мире государством, где христианство было провозглашено официальной религией, но вскоре Эдесса вошла в состав языческой Римской империи. Есть сведения об активном распространении христианства на территории современного Иракского Курдистана в III веке. В то время православный проповедник Мар Мари из Эдессы проповедовал христианство среди правителей и жителей г. Шахргарта (Шарикерта), находившегося между Тауком и Эрбилем. На территории Курдистана центрами христианства были Эдесса, Нисибин, Диарбекир, Арбела, Карка де Бет Селох (ныне г. Киркук). Стоит отметить, что парфянином по национальному происхождению был знаменитый святой IV века Григорий Просветитель, распространивший и укрепивший христианство в Армении. В то время в состав армянского царства входила и часть Курдистана. В V веке произошло отпадение многих Церквей Азии от Православия в несторианскую ересь. К сожалению, этот процесс затронул и значительную часть курдских христианских общин. Позднее миссионерской деятельностью среди курдов занимались другие еретики — монофизиты яковитского направления, которым удалось достичь определённых успехов. Впоследствии именно эти два еретических течения были свойственны многим курдам. Верность Православию сохранили, по-видимому, только те курды, которые проживали на территории православной Византийской империи. В VI-VII вв. в Южном Закавказье возникло мощное государство, созданное усилиями правителей из династии Михранидов, сумевших объединить под своим началом ирано- и кавказоязычные племена Албании. У проживавших в этих краях предков современных курдов в VI веке на смену зороастризму пришла христианская вера, так что уже к VII веку население центрального Курдистана было преимущественно христианским, но дальнейшему распространению и закреплению христианства в курдском народе помешал натиск ислама. С распространением ислама, принесенного уже в VII веке арабами в Месопотамию и страну Зауздан (от курдского слова "зозон" — пастбище), как назывались тогда курдские земли, началась борьба курдских племен против насаждаемой религии. Со временем часть курдов была исламизирована, но массового характера этот процесс не имел вплоть до Х века, о чем свидетельствуют арабские источники. При халифатах династии Аббасидов устраивались войсковые экспедиции с целью за- ставить курдов принять ислам. После распространения ислама в Курдистане сократились христианские курдские общины, но курды, проживавшие в северном и западном Курдистане в Анатолии, будучи византийскими подданными, остались христианами. Впрочем, среди курдов Анатолии многие исповедовали нехристианские верования, а курды Понта все приняли христианство. Есть мнение, что к XII веку они полностью смешались с греческим населением и ассимилировались. В средние века имели место случаи обращения курдов в Православие из ислама. Так, например, в IX веке курд по имени Наср принял православную веру, крестившись с именем Феофоб, стал приближённым византийского императора Феофила и на протяжении многих лет командовал его армией 2. А в Х веке Православие принял курдский князь Ибн-ад-Даххак, владевший крепостью ал-Джафари, и ему даже довелось пострадать за своё обращение ко Христу. Вот как об этом сообщает арабский историк Ибн-ал-Асир, указывая под 928 годом: "И встретился с ними [мусульманскими войсками] один человек, по имени Ибн-ад-Даххак, который был од- ним из начальников курдов; и была у него крепость, называемая ал-Джафари; он отрекся от ислама, отправился к греческому царю, который подарил ему участок земли и приказал вернуться в его крепость. И встретили его мусульмане, сразились с ним, взяли его в плен и убили всех, кто с ним был". Так на князе Ибн-ад-Даххаке и погибших православных курдах его окружения исполнились слова Господа Иисуса Христа: "наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Ин. 16:2), "радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф. 5:12); "Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:10). Также известны примеры перехода курдов в Православие и в XV веке. Но значительная часть курдов-христиан в средние века все-таки были несторианами или яковитами, о чём свидетельствует в Х веке арабский историк и географ ал-Масуди, а в XIII веке известный венецианский путешественник Марко Поло: "…В здешних горах живут карды; они — христиане-несториане и якобиты; но есть между ними и сарацины, Мухаммеду молятся". В Курдистане всегда существовали крупные не- сторианские центры, из которых особую роль играли — в XVI в. город Эрбиль, в XVII в. — Бакарда (Джезире), а в XIX в. город Кужан стал постоянным центром несторианской патриархии. Конечно, эти несторианские епархии включали в себя не только курдов, но и другие христианские народности, проживающие в Курдистане, в частности, айсоров. Постепенно большая часть курдов-несториан и якобитов исламизировалась. Поскольку смертный грех ереси отлучает человека от Бога, то, видимо, несторианство и монофизитство не могли дать курдам достаточной внутренней силы в противостоянии исламизации. Однако у многих курдов центрального Курдистана сохранились обычаи их христианского прошлого. Некоторые из них до сих пор наносят знак креста на тесто, перед тем как печь хлеб, и совершают паломничества в старые заброшенные армянские или несторианские церкви. Не только письменные источники, но и археологические находки подтверждают богатую христианскую историю среди курдов. Так, например, азербайджанский ученый А. Алекперов, на основании изучения археологического материала, пишет, что "…в горах нашего Курдистана сохранилось значительное количество христианских памятников материальной культуры"… Памятники эти имеют военный характер — крепости и замки; религиозный — церкви, монастыри, часовни и кладбища; торговый — мосты и дороги". По его мнению, "художественные и архитектурные традиции господствовавших классов бывшего здесь христианского населения всецело были приняты новыми курдскими султанами". И далее А. Алекперов пишет, что "…и некоторые элементы художественной культуры, даже противоречащие мусульманским обычаям, принимались здесь без перемен. Воспринимались не только форма и техника этих памятников, но иногда и сюжеты, изображенные на могильных памятниках, до того совпадающие, что если бы не арабские надписи на них, то их можно было бы принять за христианские памятники". Таких сохранившихся памятников немало и в других частях курдских земель. Известна, например, старинная церковь Мор Додо, в селении Бсорино, монастырь в Мердине, и др. Мало кто знает, что единственный в мире езидский храм Лалыш переделан из древнего несторианского монастыря в честь апостола Фомы. В предании у езидов сохранились даже имена трех последних монахов, живших в этом монастыре. Сохранились и текстуальные памятники древнего курдского христианства. Например, рукопись 7117 Матенадарана содержит отрывок христианской молитвы "Святый Боже" на диалекте курманджи курдского языка, записанный армянскими буквами. Рукопись датируется временем между 1430 и 1446 гг., но переписана с более раннего списка. Ещё в XIX веке в Курдистане существовало несколько христианских деревень, жители которых говорили только по-курдски, и были также мусульманские курдские племена, которые признавали, что когда-то были христианами. В 1884 году исследователи из Королевского географического общества сообщали о курдских племенах в Сивасе, которые сохраняли некоторые христианские обряды, а иногда и определяли себя как христиан.

Уменьшению числа курдов-христиан способствовали регулярные притеснения и нападения, которые они испытывали со стороны мусульман, имели место и случаи истребления и геноцида, подробно описанные в конце XIX века. Но если к концу XIX века христианство среди курдов постепенно угасало, то в ХХ веке начался процесс возвращения курдов к христианству. И он затронул не только простых людей, но и знаменитых. Так, например, один из выдающихся курдских лидеров в иракском Курдистане, шейх Ахмед Барзани, во время восстания против иракского правительства в 1931 г. объявил о своем обращении в христианство. В последние годы многие курды мусульманского происхождения обращаются в христианство. Один из самых известных на Западе курдских христиан Даниэль Али, который принял католицизм в 1995 году, опубликовал две книги об отречении от ислама. Другой известный курдский христианин Маджид Мохаммед Рашид создал сеть для бывших курдских мусульман. В настоящее время в этой сети состоят более 2000 человек. С 2001 в Иракском Курдистане действуют три протестантских христианских школы с обучением на английском языке, к 2005 году в этих учебных заведениях в Сулеймании, Эрбиле и Дахуке обучалось уже 700 студентов. Встречаются упоминания о курдском племени арменварто в северной части Курдистана, сохранившем с древнейших времен приверженность к христианству. Также курды, на протяжении веков и доныне сохранившие верность христианству проживают в области Хаккари на севере Курдистана, в Тур Абдине и среди племен милан и бараз, в западном Курдистане. Подробных исследований этого вопроса не проводилось, но считается, что большая часть курдов-христиан проживает на территории Турции. Немало курдов-христиан живут в Сирии, Ливане, Ираке, Франции, России, Грузии, Армении и других странах. Точное число их неизвестно, но предполагают, что счёт идёт на десятки тысяч человек. Что касается Православия, то его приняли многие курды, живущие в России, в Грузии и в Греции, известны случаи, когда православную веру принимали курды, проживающие в Западной Европе. Можно упомянуть, что и популярная певица Зара Мгоян, курдянка по происхождению, перешла из езидизма в Православие, крестившись с именем Злата. Хорошо известно, что даже некрещеные курды, как мусульмане, так и езиды, ходят в православные храмы, особенно почитают блаженную Матрону Московскую, отмечают Пасху, держат дома иконы, — всё это свидетельствует об их особом расположении к православному христианству. Вполне возможно, что эта тяга передалась им от предков, исповедовавших христианство.


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2019-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

73 года назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

Анкара не рада триумфу Башара Асада

2019-08-15 kommersant.ru
Анкара не рада триумфу Башара Асада

Минобороны Турции вчера предупредило российских коллег о "безнравственных и беспощадных" действиях подконтрольных президенту Сирии Башару Асаду сил...

Спустя сто лет, курдский вопрос снова у ворот Европы

2019-08-13 Радван Бадини, Kurdistan.Ru
Спустя сто лет, курдский вопрос  снова у ворот Европы

В эти дни отмечается 99-я годовщина Севрского договора (10 августа 1920 г.), предписывающий европейскими странами развал Османской империи после Первой мировой войны...

Езиды между исламом и христианством

2019-06-22 Юрий Дасни, Kurdistan.Ru
Езиды между исламом и христианством

Оставаясь на все века религией одного народа езидизм, по сей день, окружен множеством мифов и ложных суждений, вызванных незнанием или неверным пониманием его догматов...

Может всё же пришло время…?

2019-06-16 Анаре Барие Бала

Недавно весь мир отмечал 74 годовщину победы над фашизмом. Миллионы людей во всем мире вышли на улицы поминать своих родных и близких, погибших в этой бойне...

Борьба за Стамбул. Отчаяние Эрдогана

2019-05-08 Кирилл Жаров, tass.ru
Борьба за Стамбул. Отчаяние Эрдогана

ЦИК Турции отменил результаты выборов мэра Стамбула спустя месяц после голосования. Такое решение избирательной комиссии может показаться нелогичным — ведь оппозиционный мэр уже получил от ЦИК официальный сертификат о назначении...

Atlantico (Франция): напряженность между Ираном и США достигла апогея

2019-04-26 Ален Родье, inosmi.ru
Atlantico (Франция): напряженность между Ираном и США достигла апогея

США заявили, что больше не потерпят никаких исключений из эмбарго на приобретение иранской нефти, в связи с чем потенциальным покупателям (Индия, Китай, Япония, Турция, Тайвань, Италия, Греция) могут грозить американские санкции...

Дамаск и Тегеран пытаются остановить новую агрессию Турции

2019-04-14 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Дамаск и Тегеран пытаются остановить новую агрессию Турции

Как известно, Анкара под предлогом борьбы с террористами провела в последние годы две военно-карательные операции на северо-западе Сирии, где создала довольно обширный протуреций плацдарм...

Численность террористов в Сирии и мире резко возросла

2019-04-11 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Численность террористов в Сирии и мире резко возросла

Обмен заявлениями между Вашингтоном и Тегераном о признании террористическими организациями, соответственно, КСИР Ирана и ВС США резко увеличил число террористов в Сирии, на Ближнем Востоке и в мире в целом...

Юнус Рауф Дылдари

2019-04-03 Kurdistan.Ru
Юнус Рауф Дылдари

Рано ушедший из жизни, но оставивший своими произведениями яркий след в курдской литературе Юнус Рауф Дылдари родился 20 февраля 1918 г. в Восточном Курдистане в городе Койсанджаг...

В поисках идеологии

2019-03-31 Анаре Барие Бала

Долго не решался написать эту статью, так как, как большинство людей на земле, боялся критики – "вот, тоже мне умный нашелся, сидит, указывает, что надо делать!"...

Эрдоган рядится в тогу борца с террористами и требует себе еще одну "зону" в Сирии

2019-03-18 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Эрдоган рядится в тогу борца с террористами и требует себе еще одну "зону" в Сирии

Претендующий на роль султана новой Османской империи господин Эрдоган с маниакальной настойчивостью добивается создания в приграничных с Турцией районах Сирийской Арабской Республики (САР) так называемой "буферной зоны"...

Радикальные исламистские группировки как вызов международной безопасности

2019-03-12 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Радикальные исламистские группировки как вызов международной безопасности

По всему миру активизировались террористические группировки радикально настроенных исламистов. Практика показала, что борьбу с ними лишь военным путем вести явно недостаточно...

Курдский вопрос сто лет спустя: о проблемах и актуальности итогов Первой мировой войны

2019-02-22 Икбаль Дюрре, interaffairs.ru
Курдский вопрос сто лет спустя: о проблемах и актуальности итогов Первой мировой войны

В 1918 году завершились боевые действия Первой мировой войны (Компьенское перемирие 11 ноября в Европе и для рассматриваемой курдской проблемы - Мудросское перемирие 30 октября), за которыми последовали переговоры, оформившие систему договоров нового, по

К ностальгии по неудавшимся проектам на Ближнем Востоке

2019-02-20 Станислав Иванов
К ностальгии по неудавшимся проектам на Ближнем Востоке

Некоторые политики ностальгируют по прежним порядкам на Ближнем Востоке времен Саддама Хусейна и Хафеза Асада. Якобы тогда были мир и порядок в регионе...

Война уже началась: иранский режим угрожает

2019-02-06 inosmi.ru
Война уже началась: иранский режим угрожает

Анализ происходящего показывает, что Тегерану не удается перевести в практическую плоскость свой гнев и фрустрацию, вызванные серией израильских ударов по иранским объектам в Сирии, счет которым в последние годы идет на сотни...

Что скрывается за реанимацией Аданского соглашения 1998 года?

2019-01-29 Станислав Иванов, Kurdistan.ru
Что скрывается за реанимацией Аданского соглашения 1998 года?

В ответ на обвинения Дамаска в агрессивных действиях и оккупации турецкими войсками северных районов Сирии, Эрдоган вновь вытащил на свет давно устаревшее сирийско-турецкое Аданское соглашение 1998 года...

Американцы еще не ушли, а желающих занять их место уже предостаточно!

2019-01-26 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Американцы еще не ушли, а желающих занять их место уже предостаточно!

Не успели прозвучать первые заявления о намерении администрации США вывести свой двухтысячный военный контингент из Сирии, как многие псевдополитики и псевдоэксперты включились в общий хор сплетен и домыслов...

LOrient-Le Jour (Франция): Эрдоган и Путин обсуждают облик Сирии без американцев

2019-01-24 inosmi.ru
LOrient-Le Jour (Франция): Эрдоган и Путин обсуждают облик Сирии без американцев

Реджеп Тайип Эрдоган отправился вчера в Москву с четкой целью: убедить Владимира Путина принять формирование буферной зоны на севере Сирии...

План России по PKK-PYD: что Москва предложит Анкаре?

2019-01-24 Салих Йылмаз
План России по PKK-PYD: что Москва предложит Анкаре?

Заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских сил из Сирии, сделанное им 19 декабря 2018 г., заставило активных участников процесса урегулирования сирийского кризиса пересмотреть свои стратегии...

Вывод американских войск из Сирии изменит Закавказье

2019-01-21 Станислав Тарасов, regnum.ru
Вывод американских войск из Сирии изменит Закавказье

Заявление президента США Дональда Трампа о выводе американских войск из Сирии вызвало огромный политический резонанс в первую очередь на Ближнем Востоке, где это событие восприняли по-разному...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Август
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party
Опросы
Считаете ли вы возможным начало открытых военных действий между Ираном и США?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях


Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика