Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

История курдов-христиан

Просмотры9812Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-04-14

Часто в религиозном отношении курдов ассоциируют либо с исламом, либо с езидизмом, и мало кто знает о христианской истории нашего народа. А между тем курды принадлежат к числу тех немногих народов, которые услышали Евангельскую проповедь от самих апостолов — учеников Иисуса Христа, и среди которых пламя христианской веры негасимо сохраняется с тех давних времен и до наших дней. Источников по истории курдского христианства сохранилось очень немного, но даже и того, что они рассказывают, достаточно для того, чтобы понять, насколько значима эта страница истории нашего народа. Учёные полагают, что предками курдов были парфяне и мидяне. Что примечательно, по мнению многих исследователей, именно мидянами были волхвы, пришедшие поклониться родившемуся Спасителю: "Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну" (Мф. 2:1-2,10-11). Золото они поднесли Христу как Царю; ладан как Богу, потому что только Богу мы воскуряем фимиам; и смирну — как Тому, Кому над лежало умереть (смирна употреблялась при погребении). Из Священного Предания известно, что после Пятидесятницы эти волхвы: Мельхиор, Гаспар и Валтасар — были крещены апостолом Фомой, и присоединились к нему в деле проповеди Евангелия. Далее, в книге Деяний Апостольских описывается, что после схождения Духа Святого на апостолов в день Пятидесятницы они обрели дар говорить на других языках, и в том числе проповедь их звучала и на мидийском языке, так что слышавшие изумлялись: "сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились. Парфяне, и Мидяне, и Эламиты, и жители Месопотамии" (Деян. 2:7-9). По мнению исследователя Дж. Вайда, уже к концу I века христианская проповедь зазвучала не только в курдских районах на севере Междуречья (Джезире и Адиабене), но даже в Фарсе и Хузистане. В свою очередь курдский историк Лятиф Мамад приводит исторические факты, указывающие на то, что уже с I века христианство начинает проникать в курдскую среду, и часть курдских племен от зороастризма переходит к христианству. Древнее предание, записанное у Евсевия Кесарийского, свидетельствует о том, что среди парфян и мидян проповедовал апостол Фома, а согласно коптским источникам, предкам современных курдов проповедовал и апостол Андрей. В Кавказской Албании (Красный Курдистан) христианство проповедовал апостол Фаддей. Уже во II веке по Р. Х. сильная христианская община существовала в Эдессе (ныне г. Урфа в север- ной части Курдистана). В конце II века Эдесское княжество стало первым в мире государством, где христианство было провозглашено официальной религией, но вскоре Эдесса вошла в состав языческой Римской империи. Есть сведения об активном распространении христианства на территории современного Иракского Курдистана в III веке. В то время православный проповедник Мар Мари из Эдессы проповедовал христианство среди правителей и жителей г. Шахргарта (Шарикерта), находившегося между Тауком и Эрбилем. На территории Курдистана центрами христианства были Эдесса, Нисибин, Диарбекир, Арбела, Карка де Бет Селох (ныне г. Киркук). Стоит отметить, что парфянином по национальному происхождению был знаменитый святой IV века Григорий Просветитель, распространивший и укрепивший христианство в Армении. В то время в состав армянского царства входила и часть Курдистана. В V веке произошло отпадение многих Церквей Азии от Православия в несторианскую ересь. К сожалению, этот процесс затронул и значительную часть курдских христианских общин. Позднее миссионерской деятельностью среди курдов занимались другие еретики — монофизиты яковитского направления, которым удалось достичь определённых успехов. Впоследствии именно эти два еретических течения были свойственны многим курдам. Верность Православию сохранили, по-видимому, только те курды, которые проживали на территории православной Византийской империи. В VI-VII вв. в Южном Закавказье возникло мощное государство, созданное усилиями правителей из династии Михранидов, сумевших объединить под своим началом ирано- и кавказоязычные племена Албании. У проживавших в этих краях предков современных курдов в VI веке на смену зороастризму пришла христианская вера, так что уже к VII веку население центрального Курдистана было преимущественно христианским, но дальнейшему распространению и закреплению христианства в курдском народе помешал натиск ислама. С распространением ислама, принесенного уже в VII веке арабами в Месопотамию и страну Зауздан (от курдского слова "зозон" — пастбище), как назывались тогда курдские земли, началась борьба курдских племен против насаждаемой религии. Со временем часть курдов была исламизирована, но массового характера этот процесс не имел вплоть до Х века, о чем свидетельствуют арабские источники. При халифатах династии Аббасидов устраивались войсковые экспедиции с целью за- ставить курдов принять ислам. После распространения ислама в Курдистане сократились христианские курдские общины, но курды, проживавшие в северном и западном Курдистане в Анатолии, будучи византийскими подданными, остались христианами. Впрочем, среди курдов Анатолии многие исповедовали нехристианские верования, а курды Понта все приняли христианство. Есть мнение, что к XII веку они полностью смешались с греческим населением и ассимилировались. В средние века имели место случаи обращения курдов в Православие из ислама. Так, например, в IX веке курд по имени Наср принял православную веру, крестившись с именем Феофоб, стал приближённым византийского императора Феофила и на протяжении многих лет командовал его армией 2. А в Х веке Православие принял курдский князь Ибн-ад-Даххак, владевший крепостью ал-Джафари, и ему даже довелось пострадать за своё обращение ко Христу. Вот как об этом сообщает арабский историк Ибн-ал-Асир, указывая под 928 годом: "И встретился с ними [мусульманскими войсками] один человек, по имени Ибн-ад-Даххак, который был од- ним из начальников курдов; и была у него крепость, называемая ал-Джафари; он отрекся от ислама, отправился к греческому царю, который подарил ему участок земли и приказал вернуться в его крепость. И встретили его мусульмане, сразились с ним, взяли его в плен и убили всех, кто с ним был". Так на князе Ибн-ад-Даххаке и погибших православных курдах его окружения исполнились слова Господа Иисуса Христа: "наступает время, когда всякий, убивающий вас, будет думать, что он тем служит Богу" (Ин. 16:2), "радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах" (Мф. 5:12); "Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни" (Откр. 2:10). Также известны примеры перехода курдов в Православие и в XV веке. Но значительная часть курдов-христиан в средние века все-таки были несторианами или яковитами, о чём свидетельствует в Х веке арабский историк и географ ал-Масуди, а в XIII веке известный венецианский путешественник Марко Поло: "…В здешних горах живут карды; они — христиане-несториане и якобиты; но есть между ними и сарацины, Мухаммеду молятся". В Курдистане всегда существовали крупные не- сторианские центры, из которых особую роль играли — в XVI в. город Эрбиль, в XVII в. — Бакарда (Джезире), а в XIX в. город Кужан стал постоянным центром несторианской патриархии. Конечно, эти несторианские епархии включали в себя не только курдов, но и другие христианские народности, проживающие в Курдистане, в частности, айсоров. Постепенно большая часть курдов-несториан и якобитов исламизировалась. Поскольку смертный грех ереси отлучает человека от Бога, то, видимо, несторианство и монофизитство не могли дать курдам достаточной внутренней силы в противостоянии исламизации. Однако у многих курдов центрального Курдистана сохранились обычаи их христианского прошлого. Некоторые из них до сих пор наносят знак креста на тесто, перед тем как печь хлеб, и совершают паломничества в старые заброшенные армянские или несторианские церкви. Не только письменные источники, но и археологические находки подтверждают богатую христианскую историю среди курдов. Так, например, азербайджанский ученый А. Алекперов, на основании изучения археологического материала, пишет, что "…в горах нашего Курдистана сохранилось значительное количество христианских памятников материальной культуры"… Памятники эти имеют военный характер — крепости и замки; религиозный — церкви, монастыри, часовни и кладбища; торговый — мосты и дороги". По его мнению, "художественные и архитектурные традиции господствовавших классов бывшего здесь христианского населения всецело были приняты новыми курдскими султанами". И далее А. Алекперов пишет, что "…и некоторые элементы художественной культуры, даже противоречащие мусульманским обычаям, принимались здесь без перемен. Воспринимались не только форма и техника этих памятников, но иногда и сюжеты, изображенные на могильных памятниках, до того совпадающие, что если бы не арабские надписи на них, то их можно было бы принять за христианские памятники". Таких сохранившихся памятников немало и в других частях курдских земель. Известна, например, старинная церковь Мор Додо, в селении Бсорино, монастырь в Мердине, и др. Мало кто знает, что единственный в мире езидский храм Лалыш переделан из древнего несторианского монастыря в честь апостола Фомы. В предании у езидов сохранились даже имена трех последних монахов, живших в этом монастыре. Сохранились и текстуальные памятники древнего курдского христианства. Например, рукопись 7117 Матенадарана содержит отрывок христианской молитвы "Святый Боже" на диалекте курманджи курдского языка, записанный армянскими буквами. Рукопись датируется временем между 1430 и 1446 гг., но переписана с более раннего списка. Ещё в XIX веке в Курдистане существовало несколько христианских деревень, жители которых говорили только по-курдски, и были также мусульманские курдские племена, которые признавали, что когда-то были христианами. В 1884 году исследователи из Королевского географического общества сообщали о курдских племенах в Сивасе, которые сохраняли некоторые христианские обряды, а иногда и определяли себя как христиан.

Уменьшению числа курдов-христиан способствовали регулярные притеснения и нападения, которые они испытывали со стороны мусульман, имели место и случаи истребления и геноцида, подробно описанные в конце XIX века. Но если к концу XIX века христианство среди курдов постепенно угасало, то в ХХ веке начался процесс возвращения курдов к христианству. И он затронул не только простых людей, но и знаменитых. Так, например, один из выдающихся курдских лидеров в иракском Курдистане, шейх Ахмед Барзани, во время восстания против иракского правительства в 1931 г. объявил о своем обращении в христианство. В последние годы многие курды мусульманского происхождения обращаются в христианство. Один из самых известных на Западе курдских христиан Даниэль Али, который принял католицизм в 1995 году, опубликовал две книги об отречении от ислама. Другой известный курдский христианин Маджид Мохаммед Рашид создал сеть для бывших курдских мусульман. В настоящее время в этой сети состоят более 2000 человек. С 2001 в Иракском Курдистане действуют три протестантских христианских школы с обучением на английском языке, к 2005 году в этих учебных заведениях в Сулеймании, Эрбиле и Дахуке обучалось уже 700 студентов. Встречаются упоминания о курдском племени арменварто в северной части Курдистана, сохранившем с древнейших времен приверженность к христианству. Также курды, на протяжении веков и доныне сохранившие верность христианству проживают в области Хаккари на севере Курдистана, в Тур Абдине и среди племен милан и бараз, в западном Курдистане. Подробных исследований этого вопроса не проводилось, но считается, что большая часть курдов-христиан проживает на территории Турции. Немало курдов-христиан живут в Сирии, Ливане, Ираке, Франции, России, Грузии, Армении и других странах. Точное число их неизвестно, но предполагают, что счёт идёт на десятки тысяч человек. Что касается Православия, то его приняли многие курды, живущие в России, в Грузии и в Греции, известны случаи, когда православную веру принимали курды, проживающие в Западной Европе. Можно упомянуть, что и популярная певица Зара Мгоян, курдянка по происхождению, перешла из езидизма в Православие, крестившись с именем Злата. Хорошо известно, что даже некрещеные курды, как мусульмане, так и езиды, ходят в православные храмы, особенно почитают блаженную Матрону Московскую, отмечают Пасху, держат дома иконы, — всё это свидетельствует об их особом расположении к православному христианству. Вполне возможно, что эта тяга передалась им от предков, исповедовавших христианство.


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

Удастся ли сирийским курдам сохранить завоеванный в боях с джихадистами автономный статус?

2020-03-31 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Удастся ли сирийским курдам сохранить завоеванный в боях с джихадистами автономный статус?

Как и ожидалось, разгром наиболее крупной террористической группировки "Исламское государство" (запрещено в РФ) не принес мира и стабильности на курдские территории Сирии...

Проект "Великая Сирия" может сменить турецкую доктрину неоосманизма

2020-03-27 Станислав Тарасов, regnum.ru
Проект "Великая Сирия" может сменить турецкую доктрину неоосманизма

Для Анкары пришло время критической переоценки ситуации. Трамп говорит ей: "Идите с курдами". Если Турция будет под давлением американцев пытаться вытеснить Россию из Сирии, а сирийскому президенту Башару Асаду удастся мобилизовать курдов на борьбу с "тур

Сильные козыри Эрдогана

2020-03-24 Станислав Иванов, vpk-news.ru
Сильные козыри Эрдогана

Процесс вступления Турецкой Республики в сообщество европейских государств следует ускорить, заявил глава внешнеполитического ведомства Мевлют Чавушоглу...

Спасение Человечества в преодолении вражды и единстве

2020-03-21 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Спасение Человечества в преодолении вражды и единстве

В эти дни весеннего равноденствия, когда миллионы людей на планете начинают отмечать традиционный Международный праздник Навруз - прихода весны и наступления Нового года по астрономическому солнечному календарю, хотелось бы достижения мира и спокойствия н

Курд возглавляет охрану президента Азербайджана

2020-03-18 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Курд возглавляет охрану президента Азербайджана

Президент Азербайджана Ильхам Алиев 16 марта 2020 года расформировал Особую службу государственной охраны (ОСГО). На ее базе созданы три самостоятельные силовые структуры: Служба безопасности президента, Государственная служба связи и информации и Государ

Курдская доля

2020-03-17 Станислав Иванов, vpk-news.ru
Курдская доля

2,5 миллиона курдов составляли всего лишь десятую часть предвоенного населения САР, но за время вооруженного противостояния их фактор приобрел большое значение...

Почему беженцы не возвращаются в Сирию?

2020-03-13 news.rambler.ru
Почему беженцы не возвращаются в Сирию?

Европа трясется от страха, боясь новой волны сирийских беженцев. Многие европейцы спрашивают, почему сирийцы не возвращаются домой, если конфликт там постепенно сходит на нет...

Идлиб придется заморозить

2020-03-03 vpk-news.ru
Идлиб придется заморозить

Ситуация в провинции Идлиб обострилась после того, как 27 февраля боевики из радикальной исламистской группировки "Гейят тахрир аш-Шам" ("Организация освобождения Сирии") начали контрнаступление на позиции правительственных войск...

Сражение за Идлиб показало истинное лицо Эрдогана

2020-03-01 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Сражение за Идлиб показало истинное лицо Эрдогана

Долгое время Эрдогану удавалось спекулировать на противоречиях России с Западом и выдавать себя за "борца с терроризмом" и "миротворца". Для прикрытия своих преступных действий в Сирии Эрдоган примкнул к так называемому астанинскому формату урегулирования

Эрдоган ищет помощи и поддержки на Западе

2020-02-28 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Эрдоган ищет помощи и поддержки на Западе

Возобновившееся наступление сирийских правительственных войск в так называемой зоне деэскалации Идлиб и провинции Алеппо сопровождается активизацией деятельности в этом районе ВС Турции, боевиков оппозиционных группировок и радикальных исламистов....

России все сложнее играть роль посредника и миротворца в Сирии

2020-02-23 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
России все сложнее играть роль посредника и миротворца в Сирии

Как и ожидалось, после разгрома основных сил международного терроризма в лице "Исламского государства" (запрещено в РФ), гражданская война в Сирии с масштабным вмешательством иностранных государств и наемников не прекратилась и приобретает все более ожест

Обращение к братьям хорватам

2020-02-17 Анаре Барие Бала

Недавно на одном из курдских сайтов прочитал небольшую заметку о том, что хорватский историк Йосип Микочи-Блюменталь (Josip Mikoczy-Blumenthal ) (1734 – 1800) в 1797 г. защитил докторскую диссертацию на тему "Hrvati rodom Slaveni, potekli od Sarmata potom

Иракская проблема США: выводить войска или нет?

2020-02-12 Игорь Гашков, tass.ru
Иракская проблема США: выводить войска или нет?

Прошо больше месяца с 5 января, когда парламент Ирака принял резолюцию, резко испортившую его отношения с США. Депутаты потребовали от правительства своей страны прекратить военное присутствие американцев на ее территории...

Иракский кризис: корни, причины, перспективы

2020-02-02 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Иракский кризис: корни, причины, перспективы

Корни и истоки нынешнего иракского кризиса были заложены еще в начале 20-х годов прошлого столетия, когда на развалинах Османской империи британские колонизаторы по мандату Лиги наций искусственно слепили новое государство – Королевство Ирак...

Икбаль Дюрре: Турецко-российское сотрудничество по добыче нефти в Сирии маловероятно

2020-01-23 oilcapital.ru
Икбаль Дюрре: Турецко-российское сотрудничество по добыче нефти в Сирии маловероятно

Первоначальная причина нахождения турецких сил в Сирии — стремление помешать курдам взять под контроль северные территории Сирии...

Иран проиграл

2020-01-20 Авигдор Скин, regnum.ru
Иран проиграл

Вчера на сайте ВВС вышла статья под заголовком "Why Iran plane disaster protests mark most serious test yet", что значит в переводе "Почему протесты против сбития самолета в Иране являются самым серьезным доселе испытанием"...

Европа готовится к экономической войне с Тегераном, а Израиль — к ядерному Ирану

2020-01-16 Владимир Поляк, detaly.co.il
Европа готовится к экономической войне с Тегераном, а Израиль — к ядерному Ирану

Горячая фаза конфликта с Ираном перешла к более "прохладной". Противостояние между Западом и Тегераном переместилось в дипломатическую плоскость...

Что принесет Новый год иракским и сирийским курдам?

2019-12-28 Станислав Иванов, Kurdistan.Ru
Что принесет Новый год иракским и сирийским курдам?

Наступило Рождество, которое отмечает в эти дни подавляющее большинство христиан, впереди нас ждут Новогодние праздники. Как всегда, в эти волнительные праздничные дни, мир замирает в ожидании позитивных перемен...

Вето в Совбезе ООН. Почему страны не смогли договориться о гуманитарной помощи Сирии

2019-12-21 Мария Хренова, tass.ru
Вето в Совбезе ООН. Почему страны не смогли договориться о гуманитарной помощи Сирии

20 декабря сразу два варианта резолюции по продлению помощи - западный и российский - оказались заблокированы...

Счет еще не закрыт: Иран и Израиль приближаются к новой схватке

2019-10-26 detaly.co.il
Счет еще не закрыт: Иран и Израиль приближаются к новой схватке

Рано или поздно столкновение неизбежно. Усилия Ирана по контрабанде высокоточного оружия "Хизбалле" в Ливане, развертывание его военных баз в Сирии, с переброской туда и в Ирак передового оружия - усилия эти не остановились даже после серии воздушных удар

Езидский национализм

2019-10-22 Юрий Дасни, Kurdistan.Ru
Езидский  национализм

В современном мире слово "национализм" часто используется в негативном смысле. Причиной тому являются радикальные движения, которые используют националистическую идеологию, для достижения личных целей...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Апрель
ПнВтСрЧтПтСбВс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы возможным достижение мира в Сирии в ближайшие несколько лет?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях


Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика