Как и ожидалось, предпринятая США и НАТО в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН № 1973 от 18 марта 2011 года военная операция в Ливии, не только не достигла изначально заявленной цели "защитить гражданское население страны", но и привела к дальнейшей эскалации боевых действий и насилия. Подтвердились опасения противников этой акции, в частности, воздержавшихся при голосовании по этому вопросу в Совете Безопасности ООН Китая, России, Германии, Бразилии, Индии о том, что военное вмешательство в дела суверенного государства может лишь усугубить сложившуюся там ситуацию.
Как показало дальнейшее развитие событий, уже первые действия западных ВВС вышли далеко за рамки резолюции Совета Безопасности ООН по установлению, так называемой, "бесполетной зоны" над территорией Ливии. Вместо организации контроля за воздушным пространством этой страны, США и НАТО нанесли массированные ракетно-бомбовые удары по наземным военным объектам (командные пункты, аэродромы, средства ПВО, склады боеприпасов, воинские части, колонны бронетехники и автомашин, инфраструктура и т.п.). Позже бомбардировкам стали подвергаться боевые порядки правительственных войск, имелись разрушения жилых кварталов и жертвы среди мирного населения. К слову сказать, военнослужащие ВС Ливии действуют согласно данной ими воинской присяги и являются такими же гражданами страны, как и гражданское население. Вряд ли гибель простых солдат и офицеров ливийской армии может быть оправдана какими-либо высшими целями и соображениями.
При этом главной цели военной операции - свержения режима Муаммара Каддафи – западной коалиции достигнуть так и не удалось. Конфликт начал принимать затяжной и непредсказуемый характер, привел к расколу внутри НАТО и вызвал неоднозначную реакцию на действия натовских ВВС всего мирового сообщества.
США, уже участвующие в двух других крупных военных операциях за рубежом (Афганистан и Ирак), и, вступающие в очередную президентскую предвыборную кампанию, предпочли на каком-то этапе воздержаться от дальнейшего прямого участия в боевых действиях в Ливии, возложив всю ответственность за их исход на руководство НАТО. В самом североатлантическом альянсе мнения по поводу дальнейших действий в этой стране также разделились. И, если Франция, Италия и Великобритания настаивают на продолжении бомбардировок ливийской территории и предлагают даже расширить рамки военной операции (передать партии оружия и боевой техники повстанцам, направить в Бенгази военных инструкторов и советников, французский "иностранный легион", приступить к наземной фазе операции и т.п.), то другие члены НАТО предпочитают более осторожный подход к ливийскому конфликту, ограничиваясь предоставлением своей инфраструктуры и тыловых баз. А Германия, Турция и ряд других стран альянса прямо призывают к прекращению военных действий и началу мирных переговоров с М.Каддафи. Якобы, Германия уже ведет такие сепаратные секретные переговоры.
В целом, мировое сообщество начинает все больше осознавать всю пагубность и опасность действий США и НАТО в Ливии. Россия, Китай, ЕС, страны БРИКС, Африканский Союз, Лига Арабских Государств, другие авторитетные международные организации выступают за немедленное прекращение огня в Ливии. Общественное мнение в США, странах НАТО также склоняется в сторону мирного решения ливийского кризиса. Так, профессор юридического факультета Гамбургского университета Райнхард Меркель заявил, что, по его мнению, "военная операция в Ливии не может считаться легитимной и является нарушением международного права". Мировая общественность особое внимание обращает на призывы западных "ястребов" к проведению "сухопутной операции" в Ливии, что является прямым грубым нарушением вышеупомянутой резолюции СБ ООН, где исключается сама "возможность пребывания иностранных оккупационных сил в любой форме, на любой части территории страны…". Вряд ли в такой обстановке США и их западные союзники решатся на предложение расширить существующий мандат их войск в Ливии путем принятия новой резолюции СБ ООН.
Западные политологи и экономисты уже сейчас подсчитывают возможные риски и потери от дальнейшего вооруженного противостояния в Ливии. К отрицательным глобальным издержкам они относят новый скачок цен на нефть и, как следствие, естественный спад в развитии мировой экономики. Высказываются также опасения по поводу возможного распада Ливии на несколько враждебных регионов, усиления здесь позиций экстремистских исламистских группировок, "сомализации" страны, дестабилизации обстановки в сопредельных странах Северной Африки. Юристы-международники приходят к выводу и о бесперспективности судебного преследования М.Каддафи.
Становится все более очевидным, что США и НАТО, как и в случае с Афганистаном и Ираком, и здесь просчитались. Им не удалось провести в Ливии небольшую и победоносную войну с использованием только своей авиации. Они явно недооценили силы и возможности режима Муаммара Каддафи и его сторонников, в первую очередь армии и силовых структур. В очередной раз миру была продемонстрирована неуклюжая попытка военного вмешательства, претендующих на роль супердержавы и "мирового полицейского" США и их союзников, во внутренние дела суверенного государства. Стремление любой ценой свергнуть неудобный для Запада режим М.Каддафи и получить доступ к ливийской нефти подтолкнуло правящие круги США и других стран НАТО к таким агрессивным действиям. Последовавшая тупиковая ситуация с разрешением ливийского кризиса оказалась в данном случае для западных государств вполне логичной.
В складывающихся условиях России, Китаю, Индии, другим ведущим мировым державам настало время более решительно сдерживать агрессивные устремления США и НАТО на двусторонней основе, в рамках ООН и других международных организаций. Министр иностранных дел России С.В.Лавров на встрече глав внешнеполитических ведомств североатлантического альянса 16 апреля текущего года заявил: "Мы считаем необходимым перевести ситуацию в политическое русло и перейти к решению проблемы политико-дипломатическими способами. Мы считаем крайне важным воздерживаться от поддержки шагов к чрезмерному использованию военной силы, поскольку это может привести лишь к новым смертям среди мирных жителей".
Станислав Михайлович Иванов, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений Российской академии наук (ИМЭМО РАН), кандидат исторических наук