Будучи одним из основных факторов нестабильности на Ближнем и Среднем
Востоке курдский вопрос оказывает значительное влияние на
внутриполитическую ситуацию в данном регионе...
...Курдский вопрос в Иране, все еще далекий от урегулирования, приобрел
стратегическое измерение для региональной политики этого государства.
Правящий режим Ирана на примере соседнего Ирака прекрасно осознает, что
курдский вопрос затрагивает глобальные геополитические интересы мировых
держав в регионе и может быть использован для свержения режима
муллократии.
Взятый президентом Ирана Махмудом Ахмадинежадом жесткий политический
курс способствовал тому, что курдский вопрос был поставлен в число
проблем, требующих искоренения. Эти репрессии негативно сказываются на
положении курдского населения. Попытку наладить конструктивный диалог
курдов с правящим режимом была предпринята в начале 2006 года. Группа
интеллектуалов объявила о создании Курдского объединенного фронта для
того, чтобы мирным путем добиваться признания прав курдов.
Руководителем этой организации стал Бахаэддин Адаб (умер от рака в 2007
году). Эта организация заявила, что ее целью является разъяснение курдам
своих прав и оказание им помощи в выборе представителей в городские
советы и парламент, поскольку это единственный путь, с помощью которого
курды могут добраться до властных структур. Организация также
открестилась от политического характера борьбы за права курдов. Однако
правящий режим отклонил конструктивный диалог, продолжив репрессии.
Интересы курдов Ирана представляют несколько политических групп,
запрещенных в самой стране, и базирующихся в соседнем Ираке. Это
Демократическая партия Иранского Курдистана, Комала-Коммунистическая
партия Ирана, партия Комала Иранского Курдистана, Трудовая партия
Курдистана и Партия свободной жизни Курдистана (Partiya Jiyana Azad a
Kurdistane - ПЖАК). Несмотря на наличие нескольких политических
организаций, курдское движение в Иране расколото. Множество политических
организаций, группировок, отдельных лиц не представляют единого
политического целого, а порой ведут между собой вооруженную борьбу по
идеологическим причинам.
В настоящее время только ПЖАК ведет активную вооруженную борьбу на
территории Ирана, которая началась с момента создания организации в 2004
году. ПЖАК имеет два крыла - политическое и военное. В ноябре 2008 года
ПЖАК объявила о прекращении всех боевых действий на территории Ирана.
Однако в иранских и турецких СМИ до сих пор появляется информация о
стычках боевиков ПЖАК с военными подразделениями Ирана.
Вооруженные отряды ПЖАК базируются на горе Кандиль вблизи ирако-иранской
границы, получая помощь от Курдской рабочей партии, и время от времени
боевики совершают вылазки в сторону иранской границы. Летом 2007 года
лидер ПЖАК Абдул Рахман Гаджи Ахмади (проживает в Германии) совершил
визит в США, пытаясь заручиться финансовой и военной поддержкой
Вашингтона. Однако 4 февраля 2009 года США включили ПЖАК в список
террористических организаций.
В 2009 году ПЖАК обнародовала Декларацию о демократическом решении
курдского вопроса в Иране. В документе изложена суть решения курдской
проблемы мирным путем, на основе политических и демократических методов.
Правящий режим Ирана проигнорировал эту попытку. В 2010 году власти
Ирана заявили о строительстве стены вдоль границы с Ираком, целью
которого является предотвращение проникновения на собственную территорию
боевиков ПЖАК.
Помимо этого, с помощью спецслужб в Иране создаются иррегулярные
вооруженные группы, целью которых является борьба с боевиками ПЖАК.
Среди местного населения эти группы получили название «охотников за
черепами». Эти группы держат в страхе население курдских сел. За каждого
убитого активиста ПЖАК они получают 40 миллионов туманов (около 40 тыс.
долларов). В борьбе с ПЖАК Иран активно сотрудничает с Турцией, которая
ведет непримиримую борьбу с Курдской рабочей партией.
С учетом беспощадной борьбы правящего режима Ирана против курдов, можно
констатировать, что курдская оппозиция во многом зависит от политических
процессов, протекающих в настоящее время в соседних Ираке и Турции. В
последней стране курды отказались от радикальных форм борьбы, хотя не
прекратили ее полностью.
Кроме того, последние события на Ближнем Востоке и Северной Африке
навевают многих экспертов на мысль, что американские политики делают
ставку на эскалацию ирано-арабского конфликта. События в Тунисе, Египте,
Ливии, Йемене, Сирии и Бахрейне были расценены Ираном в качестве
исламского пробуждения. Особые надежды в Тегеране связывают с Бахрейном,
большинство населения которого составляют шииты. Ввод в Бахрейн военного
контингента Саудовской Аравии и подразделений полиции Объединенных
Арабских Эмиратов был расценен в Иране как военная интервенция и
подвергнут жесткой критике. Это привело к дипломатическому скандалу -
Иран и Бахрейн отозвали своих послов. В последующем возникла прохлада и
в дипломатических отношениях Ирана и Кувейта.
По мнению экспертов, завязнув в Ираке и Афганистане, Вашингтон отложил
военную операцию против Ирана в долгий ящик. Ярким свидетельством тому
является недавний отказ США от участия в военной операции против Ливии.
С учетом вышесказанного напрашивается логический итог – курдский фактор
в Иране находится в центре пристального внимания Тегерана и без внешней
поддержки обречен на существование в подполье и вероятную ликвидацию. В
русле американо-иранского противостояния в наборе способов оказания
давления на Иран американские политики имеют межэтнические и религиозные
противоречия иранского общества, включая нерешенность курдского вопроса.
Но именно из-за того, что развитие этого сценария может прямо или
косвенно затронуть национальные интересы соседних с Ираном государств
(Азербайджан, Ирак и Турцию), и кардинально изменить военную и
политическую ситуацию в регионе, США остаются перед выбором.
Несмотря на то, что интересы курдов и США в деле свержения ныне
правящего режима в Иране совпадают, представляется проблематичным, что
курды сумеют добиться желаемой автономии Иранского Курдистана из-за
существующей этнонациональной ситуации в регионе. Жестокие репрессии
против курдов в Иране надолго затормозили развитие их национального
движения. Оказавшись без поддержки внешних сил, курдская оппозиция Ирана
ожидает лучших времен. В связи с этим целесообразным считается
агитационная работа среди курдского населения и представителей других
национальностей Ирана с целью формирования общенациональной оппозиции.
Курдским организациям Ирана для выступления единым фронтом необходима
солидарность, без которой вряд ли можно решить поставленные задачи.
Учитывая пример деятельности курдских организаций в Ираке, где на
определенном этапе развития курдского движения в 1965 году произошел
раскол Демократической партии Курдистана (в основном на почве
соперничества двух лидеров) на две организации – собственно ДПК и
Патриотический союз Курдистана, сложившаяся ситуация играет только на
руку Тегерану.