Курдистан, новости, политика, диаспора
KURDISTAN.RU

новостной сайт о событиях в курдском регионе

ежедневные новости политики, культуры и социальной жизни Курдистана

kurdistan.ru - новостной проект

Курды, национализм и левая идея

Просмотры4525Комментарии0 уменьшить шрифт нельзя увеличить шрифтоткрыть версию страницы для печатиразвернуть
2011-05-07
Курды, национализм и левая идея

Курдская история последнего столетия во многом представляет собой историю националистических и социалистических идей, при этом вступавших между собой в самые причудливые комбинации. Вообще, национализм старше социализма; ранее социализма он проник и на Восток, в частности к курдам. До 1930-х гг. курдское движение было чисто националистическим; в этом оно было похоже и на другие ближневосточные движения. Социализм тогда только начинал проникать в регион, и традиционно настроенные массы встречали его в общем враждебно; в качестве курьеза можно отметить, что в 1920-е годы палестинские арабы обвиняли перед английской администрацией сионистов в том, что последние пытаются распространять социализм и коммунизм в арабской среде.

Перелом происходит в 30-е – 40-е годы; в 1950-е годы в большинстве ближневосточных стран быть националистом означало быть социалистом.
По сути дела, и национализм, и социализм, как и всякая идеология, предлагает свою утопию – т.е. образ идеального будущего. Национализм обещает гармонию, наступающую с установлением национального единства и построением сильного независимого государства; социализм обещает разрешение всех противоречий, свойственных современному капиталистическому обществу, и установление царства социальной справедливости. На Востоке националисты начала ХХ века полагали, что создание сильных государственных структур само по себе способно решить проблемы их обществ; однако слабость и зависимость новых государств, их экономическая и социальная отсталость, порождаемое всем этим чувство национального унижения и социальной несправедливости – привели восточные общества к идее о коренной перестройке всей социальной системы как пути достижения, прежде всего, национального благосостояния и могущества. В такой ситуации родились насеризм, баасизм и, наконец, та форма курдского национализма, которая была представлена иранской и иракской ДПК. При этом, нередко, в рамках одной партии шла борьба между “правыми” прагматиками-националистами и “левыми” идеологами-социалистами; в иракско-курдском движении это привело к расколу 1964 года и образованию ПСК в 1975 году (при чем внутри самой ПСК немедленно воспроизвелся этот конфликт).


В этой же парадигме притягательным оказался и радикальный вариант социалистической идеи, т.е. коммунизм. При этом наиболее притягательным он казался для представителей меньшинств, которые надеялись радикально изменить свой статус в новом, коммунистическом обществе; неудивительно, что курды оказались в числе наиболее активных коммунистов и поныне возглавляют, например, Компартию Ирака и Сирии. При этом коммунисты, чье сознание было насквозь утопичным, обладали способностью просто “снимать” в своем представлении многие важные национальные проблемы, успокаивая себя тем, что с победой социализма все это автоматически потеряет значение. Мустафа Барзани, хорошо знавший психологию коммунистов, любил повторять, что для них “интересы социализма всегда будут выше интересов Курдистана”. И действительно, в 1974-1975 годах иракские коммунисты, возглавляемые этническим курдом, поддержали Саддама Хусейна в его войне против курдов – потому что так приказала Москва и этого требовали интересы коммунистического движения - т.е., в представлении коммунистов, интересы торжества коммунизма, который один может дать счастье курдскому народу.


К концу ХХ века левая идея выдохлась. Она перестала быть утопией, освещающей будущее, и стала в лучшем случае традицией. Европейские социалисты, вместо земного рая, построили попросту вариант рыночного общества с высокими социальными гарантиями и высокими налогами - вариант, подвергающийся серьезной критике со стороны экономических либералов за свою экономическую неэффективность и отсутствие мотиваций к труду, развитию и инновациям. Коммунизм себя полностью дискредитировал. Что же касается до переднеазиатских режимов, строившихся под флагом социализма, то на первых порах они провели некоторые необходимые и полезные социальные реформы, но в конечном итоге вместо социальной справедливости и национального величия дали образцы отсталых, сильно огосударствленных экономик, с низкой экономической эффективностью, низким уровнем свободы и качества жизни и чудовищной коррупцией.
В этой ситуации, прежняя социалистическая риторика просто потеряла смысл. Показательно, например, что хотя после 2000 г. иракская ДПК не отказывалась от своей социалистической программы и сохраняла статус наблюдателя в Социнтерне, фактически экономическая политика, осуществлявшаяся кабинетом Нечирвана Барзани, не только не носила ничего общего с социализмом, но была типично либеральной, даже ультралиберальной. Летом 2009 года, когда готовилась смена кабинета, публицисты ставили Нечирвану в вину негативные последствия его политики и выражали надежду, что Бархам Салих исправит перекосы, введя более жесткое государственное регулирование и государственную поддержку производства и защитив таможенными мерами отечественного производителя.

Читатель этих статей мог бы вообразить, что в Курдистане, совсем как в Европе, идет какая-то борьба между правой и левой партиями, каждая из которых имеет свою экономическую идеологию и программу. Увы, политическая жизнь в Курдистанском Регионе вращается вокруг совершенно других вопросов. Не только ДПК и ПСК не имеют каких-то конкурирующих экономических программ, но и оппозиция не смогла представить ничего (за вычетом программы борьбы с коррупцией), кроме требований повышения выплат и одновременно снижения налогов. Иными словами, оппозиция думает не об организации экономики, а исключительно о разделе нефтяных денег, направляемых из Багдада.
Справедливости ради надо заметить, что на Западе роль борцов против системы за социальную справедливость, ранее принадлежавшую социалистам, ныне играют антиглобалисты. Но антиглобализм и “альтерглобализм” отражают проблематику западного постиндустриального общества, т.е. общества, гораздо более продвинутого, чем общество Ближнего Востока; для нынешних жителей Курдистана они так же не актуальны, как не был актуален для них социализм во времена Маркса.


Особняком на этом фоне стоят курды Турции. Поскольку Турция – страна прозападная и член НАТО, неудивительно, что протестную курдскую молодежь привлекали именно крайне левые идеи. Рабочая партия Курдистана вышла, как известно, из этой традиции. Однако, по большому счету, вовсе не левая идеология определяет специфику этой партии. В сущности, идеологию партии определить вообще трудно, потому что она уже несколько раз меняла стиль своей риторики. Однако у партии остаются некоторые специфические качества, которые с одной стороны сплачивают ее и делают мощной боевой силой, с другой же стороны, во многом затрудняют ее нормальное функционирование в курдском обществе. Условно это качество можно определить как радикализм.
Радикализм, нетерпимость, притязания на владение окончательной истиной и стремление к физическому уничтожению инакомыслящих и конкурентов – вообще явления, нередкие в курдском движении. Они необязательно связаны именно с левыми группами, хотя среди левых групп расцвели особенно, так как получили идеологическое обоснование. В значительной степени это коренится в курдской культуре: в ХХ веке на политическую группу оказались перенесены стереотипы кланово-племенной лояльности, что дополняла культура насильственного разрешения конфликтов. Условно говоря, вооруженные столкновения между политическими группами оказались (на новом этапе) неким вариантом межплеменных войн. У иракских курдов эта культура казалась преодоленной, но в последние два года дала новые рецидивы, связанные, что характерно, с бывшей ультралевой фракцией ПСК, выделившейся в движение “Горран”. Что же касается РПК, то ее радикализм не был в крайней степени идеологически мотивирован, ибо партия изначально предлагала своим последователям довольно яркую утопию, соединявшую коммунистические и националистические характеристики и определявшуюся лозунгом “единый, независимый, демократический Курдистан”. Предполагалось, что будет построена новая страна с новой нацией (апочисты в качестве культурной политики в значительной степени занимались тем, что антропологи называют “строительством” и даже “изобретением” нации) и абсолютно новым, идеальным обществом, представляющим что-то вроде рая на земле. В этом смысле, апочизм был движением столько же религиозным, сколько политическим. Партия являлась чем-то вроде христианского монастыря, вступая в который, человек умирал и рождался заново, целиком посвящая себя служению новому божеству - идеологии; не зря членам РПК, как монахам, была запрещена половая жизнь. В социальном отношении, апочизм был ориентирован на маргинальные элементы, не нашедшие достойного места в обществе (что в ситуации Турецкого Курдистана было обычным делом). Интеллигенция и буржуазия относились к апочизму настороженно; оказывая поддержку из патриотических соображений или просто из страха, пренебрежительно относились к его идеологическим постулатам и сопротивлялись попыткам их навязывать. Наконец, апочизм возбудил против себя традиционно настроенные слои курдского общества, тем более, что в начале своего существования он довольно решительно объявил войну “муллам” и “феодалам”, от которых, как предполагалось, и происходят все беды курдского народа. За время своего существования, апочизм проделал серьезную, хотя и неоднозначную, эволюцию. При этом, внутри движения (как и внутри других курдских движений) постоянно боролись два крыла: идеологическое (принимавшее прямо тоталитарный характер) и прагматически-националистическое. Последний пример мы видим из сводок новостей: почти сразу же после возмутительных угроз “ястребов освобождения Курдистана” видным курдским культурным деятелям следует сообщение, что Партия мира и демократии (как всем известно, аффилированная с РПК) образует широкий избирательный блок со всеми курдскими движениями и лидерами, включая сюда и исламиста Алтана Тана, и "феодала" Шарафеддина Эльчи – развитие, которое еще недавно могло показаться невероятным. А между тем именно это – т.е. объединение всех национальных сил на единой основе, под единым знаменем курдского национализма – и указывает путь к победе. В этом смысле, курдам следует использовать опыт сионистского движения: как известно, Сионистская федерация включала в себя социалистов и правых, ортодоксальных верующих и атеистов – всех, кто признавал идею создания еврейского государства, оставляя их спорить сколько угодно внутри этой структуры. Парадокс в том, что сейчас среди курдов нет таких острых идеологических противоречий, какие были, например, между правыми и левыми сионистами – в XXI веке острота социальных идеологий сгладилась. Только групповые амбиции и сектантская нетерпимость до сих пор мешают курдам протянуть друг другу руки и объединить свои усилия под единым знаменем национального интереса. Будем надеяться, что общекурдская конференция, которую давно уже обещают, но никак не могут провести в Эрбиле, сможет сделать шаг в этом направлении.


поделиться ссылкой в Ya.Ru поделиться ссылкой в ВКонтанте поделиться ссылкой в LiveJournal поделиться ссылкой в FaceBook'е поделиться ссылкой в Одноклассниках поделиться ссылкой в МоемМире на Mail.Ru поделиться ссылкой в FriendFeed поделиться ссылкой в МоемКруге поделиться ссылкой в MySpace поделиться ссылкой в Memori поделиться ссылкой в Twitter'е поделиться ссылкой в Google Buzz

еще нет ниодного комментария...

Вы не можете оставлять комментарии.
Войдите или зарегистрируйтесь
еще в рубрике

На Ближнем Востоке и в Азии ищут альтернативы Суэцкому каналу

2024-12-23 Станислав Иванов

Альтернативы Суэцкому каналу начали искать еще в 2021 году, когда один из крупнейших контейнеровозов в мире "Ever Given” сел на мель и устроил морскую транспортную мега-пробку...

Знаете ли вы про геноцид курдов в Османской империи в 1916?

2024-12-17 Kurdistan.Ru

В своих мемуарах Талат-паша, премьер-министр того периода, пишет, что 702,905 курдов были депортированы и что более половины их погибли по дороге по разным причинам...

Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

2024-12-16 Станислав Иванов
Эрдоган провоцирует продолжение войны в Сирии

Казалось бы, многолетняя ожесточенная гражданская война в Сирии, унесшая жизни около миллиона сирийцев и разрушившая страну почти до основания, завершилась...

Развяжется ли сирийский узел?

2024-12-12 Станислав Иванов
Развяжется ли сирийский узел?

Сегодняшняя Сирия – это уравнение со многими неизвестными. Некоторые предрекают ей трагическую судьбу Ливии или Афганистана. Вряд ли кто сможет предсказать, что будет в этой стране через месяц или полгода...

Причины падения режима Башара Асада в Сирии

2024-12-09 Станислав Иванов
Причины падения режима Башара Асада в Сирии

То, что режим Башара Асада недолговечен и не пользуется поддержкой подавляющего большинства сирийцев было известно давно. Лакмусовой бумагой для правительства Асада стали события арабской весны 2011 года...

Главное звено шиитской дуги или полумесяца выпало

2024-12-08 Станислав Иванов

Свержение правительства Башара Асада в Сирии стало одним из важнейших событий на Ближнем Востоке со времени начала арабской весны 2011 года...

Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

2024-12-05 Kurdistan.Ru
Кто становится бенефициаром от новой вспышки насилия в Сирии?

Новое масштабное наступление боевиков радикальных исламистских группировок и отрядов вооруженной оппозиции в провинциях Алеппо, Идлиб и Хама застало правительственные войска и поддерживающие их иностранные шиитские формирования врасплох...

Багдад опасается войны в ливанском стиле. Ирак мобилизует силы для отражения атак Израиля, - Игорь Субботин

2024-11-21 centrasia.org

Ирак начал готовиться к отражению предполагаемых нападений Израиля. Как заявили военные, правительство в Багдаде распорядилось направить к западным рубежам силы быстрого развертывания...

К очередной антикурдской провокации в Турции

2024-10-25 Станислав Иванов
К очередной антикурдской провокации в Турции

23 октября 2024 года в столице Турции Анкаре на объекте аэрокосмической корпорации Tusaş произошел теракт. Трое вооруженных преступников обстреляли один из КПП предприятия и осуществили подрывы взрывных устройств...

Новый кризис на Ближнем Востоке

2024-10-23 Станислав Иванов
Новый кризис на Ближнем Востоке

К великому сожалению, возникший после нападения боевиков ХАМАС и "Исламского джихада" (запрещено в РФ) на Израиль 7 октября 2023 года новый кризис на Ближнем Востоке не только продолжается, но и имеет тенденцию к расширению как по географии, так и по масш

Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

2024-09-29 Станислав Иванов
Маховик насилия на Ближнем Востоке продолжает раскручиваться

Вслед за громким убийством одного из лидеров радикальной палестинской группировки ХАМАС Исмаила Хании в Тегеране был убит в Бейруте 27 сентября 2024 года в результате серии авиаударов ВВС Израиля лидер ливанской шиитской группировки "Хизбалла"...

Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

2024-09-19 Андрей Сизов, newizv.ru
Дороже нефти и золота: смогут ли курды, Иран и Турция поделить воду?

На днях произошло событие, незаслуженно обойденное вниманием крупнейшими СМИ и мировой общественности. Масуд Пезешкиан стал первым президентом Ирана, посетившим Иракский Курдистан...

Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

2024-09-18 Станислав Иванов
Не станет ли Турция "Троянским конем" в БРИКС?

Как сообщается в СМИ, Турция подала официальную заявку на вступление в БРИКС и этот вопрос будет рассматриваться уже на октябрьском 2024 года саммите организации в столице Татарстана г. Казани...

Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

2024-09-16 Станислав Иванов
Иракский Курдистан как авангард курдского национального движения за свои права и свободы

В отличие от курдов Турции, Сирии и Ирана, которые пока официально не имеют прав даже на культурную национальную автономию, иракские курды смогли добиться статуса субъекта федерации в постсаддамовском Ираке с самыми широкими правами и полномочиями...

Афгано-пакистанские отношения испытываются на прочность

2024-09-10 Станислав Иванов

4-7 сентября 2024 года произошли вооруженные столкновения с применением тяжелого оружия между афганскими и пакистанскими пограничниками и военными...

Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

2024-08-28 Станислав Иванов
Скрестить сирийского ежа с турецким ужом вряд ли удастся

Российские власти вместе с Ираном и Ираком продолжают прилагать значительные политико-дипломатические усилия по снятию напряженности в турецко-сирийских отношениях, а в идеале, - по восстановлению атмосферы доверия, дипломатических и других отношений межд

16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

2024-08-16 Kurdistan.Ru
16 августа – дата основания ДПК и день рождения ее лидера, Масуда Барзани

78 лет назад, 16 августа 1946 года, в Багдаде состоялось подпольное собрание представителей курдских групп, которое вошло в историю как I съезд "Демократической партии Курдистана" (ДПК)...

О курдском флаге

2024-08-15 Анаре Барие Бала
О курдском флаге

"Я был рождён в тени курдского флага в Мехабаде, и я готов служить и умереть ради этого флага" – Масуд Барзани...

Ирак между молотом и наковальней

2024-08-14 Станислав Иванов
Ирак между молотом и наковальней

Раздираемый внутренними противоречиями Ирак оказался вновь перед дилеммой - выбором своих стратегических внешних партнеров. На их роль претендуют Иран и США...

Ближний Восток вновь на грани большой войны

2024-08-07 Станислав Иванов
Ближний Восток вновь на грани большой войны

Убийство 31 июля 2024 года в Тегеране главы политбюро палестинской радикальной группировки ХАМАС Исмаила Хании и ликвидация в результате воздушного удара Израиля...

Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

2024-08-04 Юрий Дасни
Езиды Ирака после геноцида ИГИЛ

Исламизм — один из самых значимых и трагичных явлений езидского геноцида. Оказавшись в исламском окружении езиды на протяжении всего последнего тысячелетия в регионе своего автохтонного проживания испытывают на себе систематические преследования...

другие возможности
Прямая трансляция KurdistanTV
Прямая трансляция KurdistanTV
Декабрь
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
На правах рекламы
Смотрите канал KurdistanRuVideoNews
Смотрите наш канал на YouTube

Смотрите канал KurdistanRuCollect

Kurdistan Democratic Party

Опросы
Считаете ли вы, что езидский Синджар в ближайшем времени станет безопасным районом?

Да

Нет

Не знаю

На правах рекламы
Kurdistan.Ru в социальных сетях

Наша акция
Спасите Хасанкейф!
Наша реклама
Наши партнеры

Translate this page
Технологии Переводчик

© 2000-2012 Kurdistan.Ru Все права защищены.
Использование материалов, размещенных на сайте Kurdistan.Ru, допускается только с указанием обратной активной ссылки на материал.
Мнение авторов может не совпадать с мнением редакции.

Новости
Статьи
Представительство
Диаспора
Фото
Видео
Опросы
Архив
Книги

Разработка, поддержка и поисковая оптимизация осуществляется организацией ICHI Ltd.

Яндекс.Метрика