По мере приближения дня парламентских выборов в Турции - 12 июня - страну сотрясают сенсационные события. Автоколонна премьера Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на пути из Кастамону в Анкару, где у главы правительства была встреча с избирателями, была подвергнута вооруженному нападению. Погиб один полицейский, двое получили ранения. Конечно, первая версия, которую почти автоматически стали отрабатывать многие турецкие эксперты, заключалась в том, что покушение на главу правительства было организовано курдской группировкой Рабочей партии Курдистана (PKK). Но Кастамону, расположенный в северном причерноморском районе страны, всегда тяготел не к курдам, а к Кавказу.
Тем не менее, канал CNN получил и продемонстрировал какое-то "письмо от РКК", в котором сказано: "4 мая в 17:15 наши бойцы напали на полицейскую машину, следовавшую в конвое в 25 км от города Кастамону. Эта акция совершена в качестве возмездия за полицейский террор против гражданского населения".
Именно в этом сюжете - главная интрига. Во-первых, кабинет Эрдогана идет курсом на достижение договоренностей с курдами и в этих обстоятельствах стрелять в главу правительства им не с руки. Тем более, что курды с немалыми проблемами добились регистрации своих кандидатов на предстоящие парламентские выборы. Поэтому обвинения в их адрес по организации покушения на Эрдогана могло бы стать весомым основанием для снятия их с предвыборной дистанции. В то же время это означало бы и провал курса правительства на достижения договоренностей с курдами.
Во-вторых, поспешное появление в СМИ документа об участии в покушении РКК лишает правительство возможностей традиционно разыграть в избирательной компании и "карту военных" из "Эргенекона", как это ранее удалось сделать во время проведения референдума по изменениям в конституции. Поэтому складывается устойчивое ощущение, что кто-то пытается направить "рычаг репрессий" именно в сторону курдов. Как сообщила турецкая газета Radikal, разведывательное управление Главной службы безопасности Турции (EGM) разослало предписания в 81 территориальное отделение Службы национальной безопасности. В них содержится предупреждение о том, что "в ближайшее время необходимо проявлять особую бдительность во время региональных встреч Эрдогана в ходе предвыборной программы, поскольку сепаратисты PKK готовятся напасть на сотрудников полиции, вооружившись ножами". В предписании также отмечается, что "сепаратисты PKK готовятся напасть и на пилотов истребителей F-16". Зачем РКК пилоты без самолетов?
В этой связи стоит обратить внимание на то, что Эрдоган из Кастамону вылетел на вертолете, а не последовал в автомобильном кортеже. Как считают некоторые эксперты, главу турецкого правительства предупредила о готовящемся покушении "одна из зарубежных спецслужб". Чтобы убедиться в достоверности полученной информации, охрана Эрдогана решила отправить конвой без премьера и подставила его под удар. На эти мысли наводит тот факт, что сразу после покушения Эрдоган вызвал "на ковер" не контрразведку, а главу внешней разведки (MIT) Хакана Фидана. Поэтому покушение на Эрдогана является не только "следствием внутриполитической борьбы в Турции", как это, к примеру, полагает бакинский политолог Зардушт Ализаде, указывая при этом на "засветившихся" и известных клиентов - бывших военных, сторонников арестованных по делу "Эргенекон", "националистов, недовольных тем, что Эрдоган отходит от кемалисткого курса".
На наш взгляд, более близок к истине другой азербайджанский политолог, профессор Западного университета Фикрет Садыхов, который справедливо усматривает воздействие на события в Турции "сложных процессов регионального характера". Однако переводить при этом "стрелки" только на курдов или армян из "воскресшей АСАЛА" - прием нечестный. Как не крути, но кабинет Эрдогана идет на соглашение с курдами, а с армянами подписал цюрихские протоколы, предусматривающие нормализацию отношений.
У турок сейчас, помимо курдов и армян, другая головная боль. Дело в том, что накануне выборов правящая партия фактически лишилась возможности разыграть карту превращения страны в крупнейший на Ближнем Востоке транзитный энергетический коридор. Неслучайно именно сейчас были вброшены сообщения о том, что строительство газопровода NABUCCO откладывается. Еще в начале 2011 года на Европейской конференции по газу в Вене Азербайджан поставил под сомнение возможность наполнения этой трубы. Затем на конференции НАТО по проблемам энергетической безопасности эксперт Центра стратегических исследований при президенте Азербайджана Гюльмира Рзаева уточнила: максимум, что может дать Азербайджан - это 10 миллиардов кубометров. А нужно 30. При этом Рзаева выразила сомнение и в том, что туркменский газ может быть транспортирован через Каспий на азербайджанский берег. Отметим в этой связи еще один важный момент. Баку, как заявил глава Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан, решил отложить подписание с Анкарой газовое соглашение "на ближайшие полтора месяца".
Почему? По словам Шабана, в июне в Турции пройдут парламентские выборы, которые "могут привести к смене правящей элиты в стране". Откуда такая уверенность? Возможно, в Азербайджане понимают перспективную неизбежность нормализации отношении Турцией с Арменией и не желают укреплять позиции Эрдогана в предвыборной схватке. Поэтому, "держа руку на пульсе", он не спешить с принятием важных решений. Пока же, согласно социологическим опросам, на парламентских выборах в Турции правящая партия может набрать от 47% до 50% голосов. В целом же газета "Сабах" прогнозирует следующую расстановку политических сил в стране: главная оппозиционная Республиканская партия набирает около 25%, консерваторы - 12%, партия, представляющая курдское меньшинство, не более 6% голосов. Но эта ситуация может в любой момент измениться.