Сирийская элита в растерянности. Менее чем за два месяца её кумир Башар Асад превратился из галантного европеизированного президента в жёсткого правителя, направившего танки в охваченные волнениями города.
Надежды на то, что обстановка в Сирии успокоится после декрета об отмене чрезвычайного положения и обещаний глубоких политических, экономических и административных преобразований, оказались напрасными. Не помогли ни амнистия демонстрантов и нескольких пересидевших в тюрьмах диссидентов, ни предоставление долгожданных гражданских прав курдам, проживающим на северо-востоке страны. В одно мгновение на улицах лозунги с требованием реформ сменились призывами к свержению правящего режима. Почему?
На этот вопрос, как убеждён профессор международного права Дамасского университета Бассам Абу Абдалла, есть только один ответ: внутриполитический кризис в Сирии спровоцирован вмешательством внешних сил. Как считает политолог, за шумихой, поднятой на Западе вокруг сирийских событий, скрывается не забота о соблюдении прав человека и мирных демонстрантов, а стремление "загнать в угол" сирийское руководство. По словам профессора, цель всей кампании: заставить Сирию отказаться от национально-патриотической позиции. "По существу, Дамаску предъявлен ультиматум: или он разорвёт союз с Ираном и "Хезболлой", или против Сирии будут введены санкции и страна окажется в международной изоляции, как Ирак при Саддаме Хусейне", — утверждает Абу Абдалла.
И действительно, против Сирии развёрнута в эфире мощная информационная кампания, и, что примечательно, катарский телеканал "Аль-Джазира" оказался впервые в положении догоняющего. Инициативу по нагнетанию ажиотажа вокруг репрессий властей взяли на себя базирующаяся в Дубае саудовская телестанция "Аль-Арабия" и британская Би-би-си. Сирийские СМИ, конечно, в долгу не остались. Телеканал "Сурия" повёл неравную борьбу с маститыми противниками, разоблачая грубые подделки и монтажи, как, например, "расправу в Баниясе" над лежащими на земле связанными демонстрантами. Этот сюжет, как оказалось, перекочевал на экраны из иракской телехроники.
На помощь сирийским телеведущим поспешил арабоязычный иранский канал "Аль-Алям", который раскрыл секретный план по отстранению от власти семьи Асада и её ближайшего окружения, состоящего из алавитов — выходцев из шиитской секты.
Главными разработчиками "схемы переворота" были названы помощник госсекретаря США по Ближнему Востоку, бывший посол в Ливане Джеффри Фелтман, архитектор "кедровой революции" в Ливане, и советник по национальной безопасности короля Саудовской Аравии принц Бандар ибн Султан, бывший посол королевства в Вашингтоне и давний противник Дамаска.
"Мотором", приведшим в действие весь механизм восстания, согласно расследованию "Аль-Алям", стала классическая для арабских стран "пятая колонна": недовольные отсутствием демократии в стране молодые прозападные интеллектуалы, группирующиеся вокруг общественных организаций, финансируемых европейскими фондами. Они первыми начали "поход" против режима на социальном сервере Facebook и предприняли попытки провести марши борцов за свободу в столице. Роль коммуникационного центра взяла на себя одна из региональных компаний мобильной связи со штаб-квартирой в Аммане, спонсируемая саудовской разведкой. Через неё отснятые видеосюжеты с любительских камер попадали на телеэкраны.
Близость к границе с Иорданией, как полагает депутат парламента Анис аш-Шами, определила выбор в качестве "колыбели восстания" город Дераа — столицу библейского Хаурана. Непокорный нрав проживающих в этой области племён был известен ещё римским полководцам. Арест группы подростков, писавших на стенах антиправительственные лозунги, вывел людей на улицы 18 марта. Неважно, что потом их отпустили, и Башар Асад лично выслушал требования общественности, которые передала ему делегация старейшин из южного региона. В Караке, старой, беднейшей части Дераа, всё было уже готово, и имам мечети Аль-Омари шейх Ахмед ас-Саясина стал духовным вождём восставших. Репортаж телеканала "Сурия" о найденных в Дераа тайниках с оружием и пачках валюты был проигнорирован. Зато ввод в город войск и бронетехники после погромов и беспорядков — для защиты населения от криминальных банд — вызвал широкий международный резонанс.
Аш-Шами утверждает, что исламистское подполье, стоящее за акциями насилия против стражей порядка, опирается на поддержку из-за рубежа. Сценарий в Дераа повторился через две недели в Баниясе, поблизости от границы с Ливаном, где бастионом восставших стала мечеть в Эль-Бейде, а в роли предводителя выступил шейх Анис Айрут. В эфире "АльДжазиры" он предупредил власти, что, если будет предпринят штурм Банияса, все его жители "добровольно пойдут под пули в белых одеждах и станут мучениками". Похожая картина сложилась затем в Хомсе — промышленном центре Сирии, в 162 километрах к северу от Дамаска. И, наконец, в Думе — пригороде столицы,
где сильны позиции суннитских фундаменталистов.
Телеканал "Сурия" неоднократно передавал репортажи о ликвидированных исламистских ячейках и конфискованных у боевиков оружии, средств связи и запасов валюты. Выступая в телеэфире, один из наёмников Мустафа Халифа признался, что получил крупную денежную сумму за присоединение к джихаду. По его словам, имамы мечетей настраивают народ против правительства и называют тех, кто его защищает, "слугами сионистов".
Кровь на улицах
По данным правозащитной организации "Савасия", с момента начала уличных выступлений в Сирии были убиты 607 человек и свыше 1700 помещены под стражу. В Дераа, где проживает 150 тысяч человек, утверждают правозащитники, сложилась катастрофическая гуманитарная ситуация: там всё острее ощущается нехватка продовольствия, медикаментов, детского питания. В Рамте на иорданской стороне границы состоялся массовый митинг, участники которого — беженцы и подданные королевства — призвали Совет Безопасности ООН обратить внимание на критическое положение в ряде районов Сирии и вмешаться в события, чтобы спасти мирное население от репрессий. В эфир поступают сообщения, что сирийские семьи перебираются в соседние Ливан, Иорданию и Турцию из районов, где проводятся операции по подавлению восстания.
Президент Турции Абдуллах Гюль заявил, что страна готовится к "наихудшему сценарию" — массовому наплыву беженцев. А премьер-министр Тайип Эрдоган вновь поторопил сирийского лидера с реформами. Башар Асад ещё месяц назад обещал воспользоваться турецким опытом преобразований в переходный период от военного правления к демократии.
Особые отношения между Анкарой и Дамаском, которые всегда уравновешивали стратегический союз Сирии с Ираном, в последние недели заметно похолодели. В эфир просочились сведения о тайных контактах между ЦРУ, турецкими спецслужбами и руководством сирийского филиала панисламской группировки "Братья-мусульмане". На днях сирийские "братья" окончательно вышли из подполья, куда их загнал железной рукой Хафез Асад — отец нынешнего сирийского президента. Вождь исламистов, находящийся то в Стамбуле, то в Эр-Рияде, Мухаммед Риад аш-Шакфа открыто призвал "к народному восстанию против правящего режима". Ранее он неоднократно заявлял о своей поддержке требований участников акций протеста, однако подчёркивал при этом, что фундаменталисты не причастны к волнениям, охватившим различные уголки Сирии.
Возвращение на политическую сцену основной оппозиционной силы — "братьев", считают региональные комментаторы, является самым серьёзным вызовом властям за истекшие недели кризиса, учитывая влияние "братьев на мусульманское духовенство.
Между тем официальные сирийские источники оправдывают применение силы агрессивным поведением демонстрантов, их нападениями на государственные учреждения и горкомы правящей партии Баас. Как отметил сирийский обозреватель Гейс Сахлюл, в ряды манифестантов проникли подстрекатели, которые провоцируют столкновения со стражами порядка и военнослужащими. "В событиях есть третья сторона, опирающаяся на поддержку из-за рубежа", — указал он, дав понять, что речь идёт об оппозиционных центрах, находящихся в сопредельных странах — Ливане, Иордании, Ираке, Саудовской Аравии и Турции, которые "финансируют и вооружают антиправительственные силы".
Ширящееся протестное движение раскололо ряды сирийских интеллектуалов. 120 деятелей культуры и науки, среди них видные учёные, артисты, литераторы, потребовали от властей "отказаться от подавления демонстраций и прислушаться к голосу народа". Телеканал "Аль-Джазира" сообщил о прошедшем в Стамбуле Форуме свободной Сирии, в котором приняли участие находящиеся за рубежом политические эмигранты. Выступая на пресс-конференции, координатор форума Мильхем ад-Даруби призвал "к отмене монополии баасистов на власть и введению в стране многопартийности". По его словам, "честные и прозрачные всеобщие выборы на основе новой конституции откроют Сирии путь к возвращению в цивилизованный мир". У президента Башара Асада, как указал ад-Даруби, "ещё есть шанс войти в историю лидером, начавшим демократические преобразования". В противном случае Асада ждёт судьба президентов Туниса и Египта и он как диктатор "будет свергнут народной революцией".
По мнению сирийского академика Тэйиба Тейзини, развитие кризиса в Сирии уже идёт по египетскому сценарию. "На Ближнем Востоке пришли в движение политические процессы, которые приведут к формированию новых арабских обществ", — заявил он. Тейзини считает, что у молодого сирийского лидера "ещё есть шанс возглавить демократическое государство". Но он уже сегодня должен проанализировать происходящее в стране и действовать более энергично по претворению в жизнь объявленных реформ". По словам Тейзини, шагом, который "успокоит улицу", станет амнистия политических узников.
Настораживающим сигналом стали массовые выходы из рядов правящей партии Баас её членов — в знак протеста против продолжающихся репрессий и кровопролития. В одном из документов за подписью 30 человек, поступившем на факсы информационных агентств, осуждаются действия сирийских органов безопасности и бойцов полувоенных формирований "шабиха", поддерживающих режим и состоящих из алавитов. "Нельзя оставаться безразличными к нападениям на мечети и церкви, расстрелу мирных демонстрантов, которых официальные сирийские СМИ называют не иначе, как вооружёнными бандитами", — подчёркивается в документе. В нём указывается, что полицейский аппарат "разрушает ценности, на которых воспитывались поколения сирийцев".
Как утверждает находящийся в Каире глава Национальной лиги защиты прав человека Омар аль-Курби, "чаша терпения сирийского народа переполнилась". По его словам, "руководству Сирии было отведено достаточно времени для начала коренных преобразований, но вместо этого власти начали волну новых репрессий". Он отмечает, что в Дераа, Хомсе и Баниясе имели место случаи, когда сирийские военнослужащие отказывались стрелять в безоружных демонстрантов во время спецопераций по подавлению восстания. О дальнейшей судьбе военных, не выполнивших приказ, ничего не сообщалось.
События, происходящие в разных регионах, живо обсуждаются в богемных кафе в Дамаске и Алеппо — втором по величине городе страны. Обеспеченные слои населения, которые расправили крылья благодаря начатым Асадом рыночным реформам, не на шутку встревожены, и кое-кто уже подумывает о том, чтобы покинуть Сирию и направиться в Дубай или ещё подальше — в Барселону, Париж, Лондон. "Мой муж банкир, и мы приняли решение уехать. Дело, похоже, движется к гражданской войне, да и перспектива ходить в хиджабе, как это всё больше практикуется в Турции, не вдохновляет", — говорит 28-летняя особа по имени Бушра.
Сценарий переворота
Тем временем МВД Сирии обратилось "ко всем, кто нарушил закон и участвовал в беспорядках, добровольно сдаться властям и сложить оружие — в срок до 15 мая". Правоохранительное ведомство обратилось к гражданам за содействием в выявлении пособников экстремистов, получающих поддержку из-за рубежа, раскрытии их тайных ячеек и мест хранения оружия. Правительственные источники опровергают слухи о нависшей над страной угрозе продовольственного кризиса. По их словам, перебои в снабжении продуктами вызваны "нездоровым ажиотажем" вокруг событий в Сирии. В результате многие граждане произвели закупки продовольствия, превышающие обычные нормы потребления.
На май намечен созыв чрезвычайной сессии парламента. Депутаты одобрят пакет законов, снимающих преграды на пути демократического развития сирийского общества. В частности, будет рассмотрен вопрос о руководящей роли правящей партии Баас. Речь идёт о внесении изменений в статью 8 Конституции 1973 года, которая провозглашает Баас "вождём государства".
Консолидируются оппозиционные группы, создавшие так называемую "Национальную инициативу в поддержку перемен". Её участники призывают президента "дистанцироваться от полицейского аппарата и начать как можно скорее процесс коренных демократических преобразований, поддержав законные требования народа и сохранив единство страны".
Видный иорданский обозреватель Салех аль-Калляб предвидит несколько сценариев развития ситуации в Сирии, наихудшим из которых он называет конфессиональный раскол государства. По его мнению, президент "упустил свой шанс и совершил ошибку, послушав советы приближённых к нему лиц". "Превентивное насилие" против манифестантов не привело к желаемому результату и разочаровало людей, которые видели в сирийском лидере реформатора, близкого по духу революционно настроенной арабской молодёжи ХХI века. Расстрелом мирных демонстраций в Дераа не удалось предотвратить распространения антиправительственных выступлений по всей стране, считает публицист. Таким образом, полагает аль-Калляб, фактически Асад уже приговорил себя к повторению судьбы Хосни Мубарака и Зин аль-Абидина бен Али и должен подыскивать теперь себе "уютный уголок" для ссылки.
Спасти ситуацию может только военный переворот или решительные шаги командования сирийской армии по взятию политической инициативы в свои руки по примеру египетского генштаба. В числе его организаторов иорданский публицист видит группу офицеров из алавитской общины, к которой принадлежит президент и его семья. Вступив в соглашение с суннитскими офицерами под лозунгом "спасения отечества", они смогли бы уберечь от резни своё религиозное меньшинство и отстранить от власти коррумпированных собратьев из кланов Асад и Махлюф.
Сирийские события волнуют жителей не только соседних арабских стран, но и Ирана. Лауреат Нобелевской премии Ширин Эбади приветствует ширящееся протестное движение в Сирии. Падение самого близкого Тегерану режима в Дамаске, по её словам, "станет сильным посланием Ахмадинежаду". "Если Сирия станет демократической, то Исламская Республика потеряет своих марионеток", — утверждает она. Эбади надеется, что события в Сирии "дадут искру демократическим процессам в самом Иране".