Оппозиционные парламентарии подвергли критике законы, недавно принятые парламентом Курдистана, и потребовали от президента Региона Курдистана Масуда Барзани не подписывать их. Три оппозиционные партии, депутаты которых составляют треть от 111-местного парламента, сейчас бойкотируют заседания парламента, а правящие партии тем временем продолжают принимать важные законы.
На прошлой неделе парламент принял два важных законопроекта по организации и объединению сил безопасности. Один закон предусматривает создание Совета безопасности, который будет включать три структуры: Агентство безопасности, Военную разведку и Парастин и Занияри (разведывательное) агентство. Другой принятый закон создал Агентство безопасности, объединив силы безопасности Эрбиля и Сулеймании под одной крышей.
В регионе уже есть Агентство безопасности, но оно не действует как единый орган, а функционирует раздельно в двух частях Курдистана и, соответственно, управляется двумя правящими партиями – ДПК и ПСК. Силы безопасности в Эрбиле и Дохуке находятся под контролем ДПК, а аналогичные силы в Сулеймании – под контролем ПСК. Региональное правительство Курдистана постоянно пытается слить правительственные учреждения, которые были разделены на части во время гражданской войны в середине 1990-х годов.
“К сожалению, представители правящих партий действовали вопреки Декрету парламента о 17 пунктах, - заявил Нариман Абдулла, депутат парламента от Движения Горран, критикуя парламент за то, что тот проигнорировал отсутствие оппозиции, которая бойкотирует заседания парламента.- Любой закон, который имеет национальную составляющую, по условиям этого парламентского декрета, должен приниматься в парламенте консенсусом с участием оппозиционных партий”.
Оппозиционные партии – Горран, Исламский союз Курдистана и Исламская группа в Курдистане – бойкотирую заседания парламента, потому что они выставили в качестве условия возобновления своего участия в парламентских заседаниях обсуждения текущей ситуации в Курдистане. Демонстрации оппозиции, главным образом в Сулеймании, продолжаются два месяца, начавшись 17 февраля. Демонстранты требуют кардинальных изменений в политической системе Курдистана.
Абдулла, который также являет членом Комитета по внутренним делам, характеризует недавно принятые законы как “неполные” и призывает президента Барзани не подписывать их, а отправить обратно в парламент для дальнейшего обсуждения.
Законодатель от Блока Курдистан (Kurdistani List) Абдулла Барвари обвиняет оппозиционные партии в отказе от соблюдения консенсуса. Есть два способа понимать, что значит консенсус по национальным законам. Барвари поясняет: “Если оппозиция интерпретирует консенсус как нечто, что должно соблюдаться полностью, но это нелогично. Мы – большинство. Если консенсус означает, что обе стороны садятся вместе и от точек, которые совпали, идут к новым решениям, мы открыты к такому варианту”. И барвари спрашивает: “С кем нам устанавливать консенсус, когда оппозиция отказывается обсуждать законопроекты?”.
Агентство безопасности будет отвечать за поддержание безопасности в Иракском Курдистане, который включает множество административных единиц. На него возложены обязанности по защите личной и общественной свободы и демократии, также как и поддержание безопасности главных государственных учреждений. Оно обеспечивает безопасность неправительственных организаций и офисы зарубежных стран, включая консульства. Оно также отвечает за поддержание продовольственной и медицинской безопасности. Силы безопасности охраняют аэропорты, границы и контролируют культурную активность на религиозных и исторических местах. Оно собирает информацию о всех угрозах безопасности Курдистана и борется с организованной преступностью. Оно также поддерживает отношения в сфере безопасности с центральным правительством Ирака. Эти обязанности перечислены во второй статье закона о Агентстве безопасности. Однако эти же обязанности указаны и в законе о Совете безопасности, который предполагается будет более широкой структурой. Это одна из точек возражений. Барвари считает, что обязанности Совета безопасности являются административными, а обязанности Агентства безопасности исполнительными.
"Огромная власть была дана Асаиш (Агентству безопасности) таким образом, что это полностью ослабило Министерство внутренних дел и Министерство по делам пешмерга. В законе говорится, что учреждения пешмерга находятся под защитой Асаиш", - говорит Абдулла, указывая на это как слабое место в законе, который не вносит ясность в то, какие структуры безопасности и за что отвечают. Представитель Горран также высказал обеспокоенность тем, что силы безопасности, имея “абсолютную власть”, будут вмешиваться в политические, культурные, социальные вопросы и в организацию связи. “Это ведет к полицейскому государству вместо демократии”, - предупредил он.
Барвари не согласен с мнением, что пределы безопасности уже известны в Регионе. Однако оба парламентария согласны в том, что недостаток закона в том, что Совет безопасности не включает все структуры занятые обеспечением безопасности. Они считают, что Он должен включать в свой состав в качестве членов министра внутренних дел и министра по делам пешмерга.
Агентство безопасности замкнуто на премьер-министра, Совет безопасности подчиняется президенту. Глава Агентства безопасности получает приказы от премьер-министра, с одной стороны, и подчиняется президенту, с другой, - отмечает Абдулла.
“Мы предложили создать министерство национальной безопасности, которое бы включало все структуры занятые разведкой... Мы также предложили, чтобы это объединенное министерство, министры внутренних дел, по делам пешмерга и юстиции, так же как премьер-министр были членами Совета безопасности”, - заявил представитель Горран, который остался не доволен тем, что это предложение было оставлено без внимания.