Он намерен стать президентом Турции, а ПСР властвовать минимум до 2023 года.
В июне 2011 года в Турции состоятся парламентские выборы. Уже сегодня ясно, что правительство Турции в результате выборов не изменится, и, естественно сохранит прежний политический курс.
Результаты опросов, проведенных самыми авторитетными турецкими организациями по социологическим исследованиям, показывают, что среди политических партий Турции самый высокий рейтинг у правящей Партии справедливости и развития – около 48,8%, а среди турецких политических деятелей – у лидера правящей партии, действующего премьера Турции Реджеп Тайип Эрдогана.
На последних парламентских выборах, состоявшихся в июне 2007 года, Партии справедливости и развития набрала около 47% голосов избирателей и сформировала однопартийное правительство. Партия Эрдогана находится у власти в Турции с ноября 2002 года. В сентябре этого года по инициативе ПСР в Турции состоялся референдум по внесению поправок в Конституцию, на котором партия Эрдогана набрала около 60% голосов. В ПСР состоявшийся референдум был оценен в качестве генеральной репетиции парламентских выборов.
Напомним, участвующим в выборах партиям для прохождения в парламент необходимо преодолеть 10-процентный барьер. В соответствии с Конституцией Турции, законодательная власть в этой стране принадлежит однопалатному 550-местному Великому национальному собранию (ВНСТ), члены которого избираются на пять лет на основе всеобщих, прямых, тайных и одноступенчатых выборов при тайном голосовании. По сложившейся практике, президент Турции поручает лидеру победившей на выборах партии сформировать правительство, которому предстоит получить вотум доверия в парламенте. Для этого кабинету министров необходимо заручиться поддержкой простого большинства или набрать 276 голосов.
По мнению аналитиков, парламентские выборы дадут правящей партии возможность заручиться поддержкой избирателей для продолжения конституционных реформ. Сразу же после парламентских выборов в Турции весной 2012 года ожидаются всенародные президентские выборы. Многие аналитики уже сейчас прогнозируют победу на них Реджепа Тайипа Эрдогана, который, скорее всего, станет кандидатом на пост главы государства от правящей партии.
Предстоящие 12 июня парламентские выборы в Турции, являются для различных политических сил страны своеобразным референдумом. Они определят перспективы развития страны на ближайшие пять лет, которые являются весьма важными с точки зрения эволюции курдской проблемы, являющейся со дня основания Турецкой Республики основной проблемой страны, и охватывающей весь спектр аспектов – внутреннюю и внешнюю политику, экономику, социальную сферу, межэтнические отношения и т.п.
Для ПСР, подвергающейся критике с различных сторон очень важно получить общенациональную поддержку своему курсу. Поэтому она в первую очередь акцентирует свою электоральную пропаганду на общих целях. Активно используется символизм 2023 года, когда Турецкая Республика будет праздновать своё 100-летие, озвучивая к этой дате планы, проекты и цели. 23 главные цели озвучены в плане ПСР "Видение 2023". ПСР предполагает, что к юбилею Турции она все ещё будет оставаться у власти.
Глобальные цели ПСР являются весьма амбициозными. Они включают вхождение Турции к 2023 г. в десятку экономик мира по ВВП – более 2 трлн, существенный рост ВВП на душу населения – почти до 25 тыс. долл. (при населении 84 млн человек). Это подразумевает ежегодный рост в размере 7%, однако среди турецких экономистов существуют определенные сомнения в реальности этой цели.
ПСР планирует, что объем экспорта страны увеличится в 4-5 раза – до 500 млрд долл. (в т.ч. увеличение экспорт машиностроительной продукции с 10 до 100 млрд долл.). Уровень безработицы партия власти обещает снизить до 5%, что является практически недостижимым показателем для многих стран мира. Большая роль придается развитию инфраструктуры – будут построены 15 тыс. км железных дорог, 500 тыс. новых домов. В Эрзуруме предполагается строительство крупнейшего железнодорожного логистического центра. К 2015 г. планируется завершение проекта Юго-Восточной Анатолии, включающей управление водными ресурсами региона.
Одним из приоритетов является и образование. ПСР обещает увеличить количество университетов до 250, обеспечить 100-процентное посещение детьми начальных и средних классов школы, увеличить период обязательного образования с 8 до 12 лет. Обещание об 12-летнем обязательном образовании премьер-министр Эрдоган давал и перед парламентскими выборами в 2007 г., но так и не исполнил его, хотя ныне власти предлагают фактически не 12, а 13-летнее обязательное образование (включая 1 год дошкольной подготовки).
В 2007 г. ПСР обещала также, что во второй ступени обучения школы будут учиться 90% детей соответствующего возраста, но в 2011 г. этот показатель составлял лишь 85%. При этом следует отметить, что в западных районах страны наблюдается практически полный охват средним образованием, в то время как в провинциях, где проживают в основном курды, значительная часть детей школьного возраста не ходят в школу (особенно высок этот показатель в старших классах школы). Курдские сепаратисты отмечают, что образовательные проекты ПСР во многом направлены на дальнейшую ассимиляцию курдов.
Для ПСР в предвыборной кампании курдский вопрос, можно сказать, отодвинут на второй план. Учитывая сильный антикурдский настрой турецкого общества, вызывающий снижение популярности ПСР после объявления ряда инициатив, которые должны были решить курдскую проблему, партия власти, по-видимому, решила несколько дистанцироваться от активной предвыборной политики в курдских регионах, концентрируясь на остальной части Турции.
Одно из объяснений этому – намерение ПСР лишить возможности прохождения в парламент Партии националистического движения (ПНД), которая балансирует на 10-процентной грани. Ряд курдских политиков считает, что ПСР в первую очередь желает получить 80% голосов сторонников ПНД, соглашаясь лишь с 20% курдских голосов. В связи с этим ПСР нередко напоминает ПНД, перенимая лозунги этой партии. Сегодня фактически это националистическая партия с исламским синтезом.
Подобный выбор можно объяснить следующими причинами.
Доля голосов тех курдов, которые требуют решения курдской проблемы, не играет определяющей роли в общенациональном масштабе. Вместе с тем осуществление шагов, которых требуют курды, может серьезно снизить популярность ПСР.
Таким образом, отрицание курдской проблемы со стороны руководства ПСР и Турции означает продолжение традиционной турецкой политики в отношении курдской проблемы, отрицающей даже наличие проблемы и придерживающей "одна нация, один язык". Р.Т.Эрдоган считает, что возможность использования в быту курдского языка и свободное заявление о своей курдской идентичности и являются решением курдской проблемы. Соответственно, конфликтный потенциал в этом случае будет увеличиваться.
Между тем, премьер–министр Эрдоган, действующее лицо международной политики, известный своей жесткой позицией и способностью проводить автономную политику независимо от своих "традиционных" союзников, в своей автобиографии размышляет о противоречиях и присущих его стране чертах, составляющих калейдоскопический портрет Турции третьего тысячелетия.
Официальный имидж Турции за последние восемьдесят лет мало отражал мысли и идеи простых людей. Мустафа Кемаль, знаменитый отец нации, вел свой народ по пути сплоченности. На развалинах оттоманской империи, "великого больного Европы", рушившейся под ударами различных движений, стремящихся к независимости, он создал современное светское национальное государство. С тех пор новое турецкое руководство скрупулезно следовало идеологии Кемаля, стараясь уничтожить все проявления имперского прошлого и приблизить Турцию к соседней Европе.
Ислам как государственная религия была отменен, арабский алфавит заменен латиницей, запрещено многоженство, а женщинам было предоставлено право голоса. Кроме того, были введены гражданский, уголовный и торговый кодексы по европейскому образцу, отменены исламские шариатские суды, военным было предоставлено право взвешенно контролировать политическое и культурное развитие Турции и вмешиваться, когда нарушались принципы новой Конституции. Неожиданный и резкий раскол, навязанный свыше, глубоко повлиял на турецкое общество, раздираемое между приверженностью к вековым традициям ислама и принятием современных обычаев западного образца.
Такое положение вещей продолжалось довольно долго. Трижды военным приходилось вмешиваться во внутреннюю политику Турции, непосредственно принимая на себя бразды правления. В других случаях Совет национальной безопасности, гарант ортодоксальной политики Кемаля, распускал чуждые ей политические образования.
До 1989 года подобной процедуре подверглись левые коммунистические партии, а впоследствии политические образования исламского толка. В 1997 году последний "бесшумный" государственный переворот, устроенный Советом национальной безопасности, распустил партию Благоденствия (Refah partisi), возглавляемую тогдашним премьер–министром Неджметдином Эрбаканом, учителем Эрдогана во время его обучения в университете и во время начала его политической деятельности.
Стоит задуматься об успехе Эрдогана, подтвержденного выборами 2007 года. Ему отдали предпочтение 46% избирателей. Своим успехом он обязан своему политическому курсу.
Скромное происхождение и нетипичный путь политического развития сделали из Эрдогана икону в глазах среднего консервативного класса. Сын работника береговой охраны, выросший на улицах одного из кварталов Стамбула, пользующегося самой дурной репутацией, он был вынужден продавать лимонад и бублики, чтобы помочь своей семье свести концы с концами. Прежде чем защитить диплом о высшем образовании в области экономики и коммерческих наук в университете Мармара, Эрдоган получил религиозное образование. В отличие от других политических деятелей современной Турции, своей политической карьерой он не обязан деятельности в партии, унаследовавшей идеологию Ататюрка. Не служил он и в рядах высшей государственной бюрократии.
Эрдоган в глазах турков не запятнал себя сотрудничеством с коррумпированной государственной машиной. Более того, за его идеи государство бросило его в тюрьму и запретило политическую деятельность. Любитель футбола, он был игроком студенческой футбольной команды. Ортодоксальный мусульманин, он до недавнего времени избегал подавать женщинам руку и не садился за один стол с людьми, употреблявшими алкоголь.
Первая возможность продемонстрировать свои способности в политике представилась ему, когда после нескольких лет работы в рядах Партии благоденствия, он был избран мэром Стамбула в 1994 году. Деловой и харизматичный, на своем посту он добился существенных успехов, разрешив проблемы водоснабжения, уличного загрязнения и городского транспорта. Он попытался запретить продажу алкогольных напитков в общественных местах. Возможно, его образование в области экономики помогло ему разрешить финансовые проблемы одного из самых хаотичных и перенаселенных городов мира, а его борьба с коррупцией обеспечила ему поддержку народа, в основном приверженного исламу, а также мелких предпринимателей, уставших от коррумпированного руководства.
Оказавшийся на обочине высшего турецкого руководства, ориентированный в сторону европейского развития, несмотря на то, что не перестает оставаться мусульманином, Эрдоган – политик жесткий, но в то же время он способен на компромисс во имя общего блага. Если Ататюрк является отцом новой Турции, то Эрдоган – это ее современное воплощение. С одной стороны, он является блюстителем исламских ценностей, а с другой стороны, способен поддерживать связи с наиболее важными стратегическими партнерами.
Действительно, на международном уровне цели Турции сконцентрированы на многих направлениях. Традиционно Турция считается страной, близкой к западным государствам. Однако создается впечатление, что в последнее время она все больше обращает свои взоры на Восток, отдаляясь от Запада. Длительный и утомительный процесс присоединения к Европейскому союзу, начатый в октябре 2005 года и решительно продвигаемый Эрдоганом, все еще далек от возможного разрешения. Критерии приема в Европейский союз все более ужесточаются, и население Турции начинает терять интерес к этому проекту, который первоначально был встречен с большим энтузиазмом.
Теперь, когда Турция, чтобы приблизиться к европейским стандартам, смогла добиться уменьшения роли военных и Совета национальной безопасности в политической жизни, улучшить экономические показатели, пытается провести конституционную реформу, ее граждане кажутся менее заинтересованными в исходе объединения с Европой. Они готовы обратить свои взоры в другую сторону. Да и сам Эрдоган, который вследствие политической дальновидности или оппортунизма продолжает отстаивать утверждение о европейской душе Турции, в последние годы начал разрабатывать новый план внешней политики страны.
Другой важный момент внешней политики Турции– это ее интерес к балканским странам. Действительно, за последний период контакты и дипломатические отношения между Турцией и странами Балканского полуострова, когда–то входившими в Оттоманскую империю, интенсифицировались. Цель – стратегическое сотрудничество, особенно в экономике, и укрепление региональной стабильности. Процесс участия Турции в делах балканских стран начался после провала встречи по конституционной реформе в Бутмире, организованной американцами и европейцами 9 октября 2009 года. Во имя общего религиозного (ислам) и исторического (Оттоманская империя) прошлого Турция вместе с Россией выдвигают себя на роль возможных партнеров по развитию региона, оказавшегося на задворках Европы и соседних средиземноморских стран.
Это изменение в направлении внешней политики Турции обусловлено и экономическими причинами. Вот уже три года, как турецкие предприятия добиваются отличных результатов на ближневосточных и среднеазиатских рынках, в то время как Европа переживает кризис единой валюты. Экономическое процветание является важным фактором, обеспечивающим партии Эрдогана народную поддержку. После прихода к власти премьер–министр прилагает все силы, чтобы добиться большей экономической стабильности своей страны, которая в девяностые годы пережила не один экономической кризис вплоть до ужасного финансового кризиса 2001 года, который потребовал принятия специальных мер для его преодоления.
Начиная с 2002 года и до сегодняшнего дня, экономика Турции характеризуется неуклонным подъемом. Даже мировой экономический кризис 2008 года не остановил ее роста, который хотя и замедлился, но все же достиг 11,7% , что ставит Турцию на второе место после Китая по экономическому росту.
Все эти факторы обеспечивают победу партии Эрдогана на предстоящих парламентских выборах…