Предстоящие 12 июня парламентские выборы в Турции в Стамбуле многие называют историческими - как правящая Партия справедливости и развития (РСР), которую возглавляет премьер-министр Тайип Реджеп Эрдоган, так и оппозиция. Первая мечтает набрать свыше половины голосов избирателей, и третий раз после прихода к власти в 2002 году сформировать однопартийное правительство, Оппозиция - если не сокрушить, то заметно потеснить с политической сцены режим, который, по их мнению, "ведет страну не туда".
Но противоборствующие силы объединяет одна проблема: все отдают себе отчет в том, что речь идет об определении перспективы развития страны в самых разных сферах на ближайшие пять - если не больше - лет.
Правящая партия заявляет о необходимости продолжения в Турции конституционных реформ. Сразу после парламентских выборов, весной 2012 года в Турции ожидаются и президентские выборы. В этой связи многие зарубежные аналитики утверждают, что Эрдоган будет пробиваться в президенты. Однако известный турецкий общественный деятель Мустафа Озчан,с которыми автор этих строк встречался в Стамбуле, опровергает такие суждения. По его мнению, в случае победы на нынешних выборах Эрдоган останется во главе правительства, поскольку для выстраивания жёсткой президентской власти в стране еще далеко.
На последних выборах в июне 2007 года партия Эрдогана получила 47% голосов. Сейчас она рассчитывает на 47-51%. На втором месте может оказаться Народно-республиканская партия (НРП) со своими 27-30%, на третьем - Партия националистического движения - 12-14%. Если такие показатели подтвердятся на предстоящих выборах, то оппозиция, объединившись против партии Эрдогана в стенах парламента, может дать ей бой. Да и сейчас, как подмечает Озчан, оппозиционные силы фактически ведут общую избирательную компанию. Ее главная цель - не победить, а помешать партии Эрдогана получить большинство в парламенте, чтобы лишить ее возможности провести поправки в конституцию без референдума.
Если удастся такого добиться, то впереди Турцию ожидают серьезные политические сражения. Возможно, именно этим объясняется активное использование в нынешних выборах приемов "черного пиара". В момент, когда мы беседовали с Озчаном в его офисе, по каналам турецкого ТВ передавались сообщения: кортеж премьер-министра Турции Эрдогана подвергся нападению в городе Хопа провинции Артвин, где он проводил предвыборный митинг. Один полицейский получил тяжелые травмы. Охрана была вынуждена открыть предупредительный огонь в воздух, чтобы утихомирить толпу. Ранее сообщалось, что в провинции Кастамону, где премьер выступал перед избирателями, на одном из горных участков дороги неизвестные подорвали гранатой шедшую впереди полицейскую машину из президентского кортежа. Объективно говоря, такие нападения на команду Эрдогана повышают рейтинг его партии в ходе предвыборной гонки. С другой стороны, это свидетельствует о накале политической борьбы, развернувшейся сейчас в Турции.
Достается и оппозиции. Шестеро членов турецкой партии "Национальное движение" вынуждены были подать в отставку после того, как какая-то неизвестная организация опубликовала видеозаписи интимного характера с участием одного из этих политиков и пригрозила предать гласности еще пять таких же роликов. В этой связи Дениз Болукбаши - один из этих шести оппозиционных депутатов - обвинил партию Эрдогана в организации скандала. Министр иностранных дел Ахмет Давутоглу сразу отверг эти обвинения и одновременно осудил публикацию видеозаписей такого характера. Но, похоже, речь идет все же о "домашних заготовках" политтехнологов. В прошлом году из-за такого же секс-скандала ушел в отставку глава оппозиционной фракции Республиканская народная партия Дениз Байкал. Чтобы отвести возникающие обвинения в свой адрес, правящая партия "решительно" заявляет о своей непричастности к подобного рода пиар-операциям, намекает на причастность к ним "определенных внешних сил".
Но такие политические ребусы не воспринимаются обывателями, поскольку они, как правило, инкорпорируются в контекст официальных заявлений о наличие "внешней заинтересованной стороны в срыве поступательного развития страны". Кто эта сторона - никто не знает. В ответ оппозиция заявляет, что правящая партия "узурпирует власть и стремится к диктатуре любыми средствами". При этом она ссылается на полученные тоже неизвестно откуда данные социологов: 30% респондентов считают, что Турции грозит авторитаризм, 23,6% - что в стране функционирует полноценная демократия, а примерно 18,5% считают, что в Турции недостаточный уровень демократии. Принимать на веру такие данные сложно, поскольку нынешние выборы в Турции - это еще и культ социологов и политологов. Если лидеры политических партий выступают со своими тезисами только на многочисленных митингах, то именно политологи являются главными их "апостолами"-толкователями суждений.
В кофейне одного из фешенебельных районов Стамбула Флория автору удалось наблюдать сцену, как посетители, попивая кофе и покуривая кальян, с интересом следили за бурными дискуссиями политологов по ТВ, словно смотрели футбольный матч. На граждан страны действительно обрушивается шквал самых различных политических тезисов. То, что Эрдоган якобы разработал секретный план о вторжении в Сирию, и что он вот-вот начнет это вооруженное вторжение в Сирию. То турецкие газеты сообщают о создании пакта Иран - Армения - курды, направленного против Турции. При этом мало кто из турецких СМИ - кроме газеты Milliyet - ссылаются на информационный первоисточник - израильский сайт DEBKA. При этом некоторые турецкие политологи пытались убедить автора и в наличии "секретного соглашения" между партией Эрдогана и Израилем.
Еще одно потрясение: в Стамбуле арестован начальник военных академий турецкой армии генерал Бильгин Баланлы - самый высокопоставленный из действующих турецких военных. Это - действительно важное событие, поскольку впервые речь идет о действующем генерале. Ранее по обвинению в подготовке заговора к суду привлекались только высокопоставленные отставники. Поэтому, когда вдоль Мраморного моря в Стамбуле барражируют военные вертолеты, кажется, что в Турции происходит нечто серьезное. К тому же президент Турции Абдулла Гюль решил под предлогом визита в Туркмению не участвовать в символической национальной акции - выпускной церемонии курсантов военных академий Вооружённых сил Турции. В связи с этим турецкие аналитики задаются вопросом: почему именно за 48 часов до ареста Билгина Баланлы президент Абдулла Гюль принял решение не участвовать в этой церемонии и не значит ли это, что президент уже был проинформирован об ожидаемом аресте, и все это было заранее спланировано?
Однако, несмотря на острые сюжеты предвыборной борьбы в Турции, заметно бросается в глаза одна важная особенность: Эрдоган - главная икона Турции. Его портреты преобладают практически во всех районах Стамбула: то он добро улыбается, то протягивает руку вперед, указывая путь своим согражданам, то рядом с его серьезным лицом помещены цитаты-символы из его выступлений. Не обходится и без курьезов. К примеру, рядом с одним из портретов Эрдогана с призывом двигаться дальше и вперед, помещен портрет одного из лидеров оппозиции Кемаля Кылычдароглу с просьбой: "Дайте Турции перевести дух!". Но как бы то ни было, на Востоке, где особо ценится дар устной речи, умение говорить на "языке толпы", не по бумажке, Эрдоган заметно выигрывает у своих политических соперников. Он производит впечатление типичного восточного харизматика. Сын работника береговой охраны, выросший не в самом благополучном квартале города, бывший продавец лимонада и лимонов, выбившийся в первый политический эшелон страны, сейчас олицетворяет мечту и лицо новой Турции. Он взял на себя смелость отодвинуть в сторону другую икону - Ататюрка, портретов которого в Стамбуле почти не видно. Но Ататюрку отведена роль только символа вчерашнего дня. Главный политический символ новой, крепнущей Турции - уже Эрдоган. Ему есть о чем говорить своим согражданам.
Список успехов Турции за последние годы внушителен: успешная денежная реформа, обуздание инфляции, выход с наименьшими потерями из мирового кризиса 2008 года, темпы экономического роста - сопоставимые с Китаем, осуществление крупных транспортно-энергетических проектов, новые планы благоустройства Стамбула, внешняя политика, особенно в сотрудничестве с Россией. Такими успехами оппозиционные силы похвастаться не могут. Поэтому их критика курса правящей партией все больше напоминает "тезисы Зюганова против антинародного режима Путина". Даже курдская проблема - многолетняя головная боль Анкары - не выглядит в устах правящей партии загнанной в угол: в случае победы на выборах она обещает решить эту проблемы за счет вливания огромных средств в развитие восточных вилайетов.
В то же время Эрдоган, иногда использующий в своих выступлениях термин "европейские ценности", произносит его с заметной иронией. По его мнению, быть европейцем - не значит отрекаться от исторических исламских ценностей, а модернизация не должна означать переход на западные жизненные ценностные стандарты. Поэтому для правящей партии главным предвыборным символа считается 2023 год, когда Турецкая Республика будет праздновать свое 100-летие. Анкара стала глубже всматриваться в свою национальную историю. И, как заявил глава ПАСЕ Мевлют Чавушоглу, специально прибывший в Турцию для участия в предвыборной компании, "сегодня мы сражаемся не за политику ближайших четырех лет, а за будущую четверть века".
Стамбул