Пока не ясно, решится ли Турция на бросок в Сирию. Исключить, что "утечки" о готовящейся акции призваны всего лишь устрашить Сирию и Иран невозможно. Но если Турция отважится на этот рискованный шаг, ближневосточный театр военных действий ждет тотальная смена декораций.
Полтора месяца назад автор этих строк высказал предположение о неизбежном столкновении интересов Турции и Ирана в Сирии. Причиной конфликта, который становится все более неизбежным, может стать, как и предполагалось, не только борьба за влияние в регионе Ближнего Востока, но и курдская проблема.
В последнее время мировая пресса сообщает о растущей поддержке президента Сирии Башара Асада. На прошлой неделе Washington Post опубликовала статью, в которой описываются конкретные детали этой поддержки. Тегеран, якобы, направляет в Дамаск все большее количество советников, бойцов своих элитных подразделений, а также оружие и специальное оборудование для выявления оппозиционных пользователей популярных социальных сетей Twitter и Facebook. В Сирию направлены также специальные подразделения Quads Force, входящие в состав иранской Революционной Гвардии. Их функциональная задача — экспорт исламской революции. Эту информацию передал американской газете Майкл Синих, бывший старший директор по Ближнему Востоку Совета Национальной Безопасности времён администрации Джорджа Буша.
Антиправительственные выступления угрожают свержением Асада. Важность Сирии для Ирана, по мнению британского Economist, связана еще и с позицией правящих кругов арабских суннитских стран, считающих шиитский теократический Иран основной угрозой для региона. Если Тегерану удастся сохранить режим Бащара Асада в Сирии, это может нанести существенный удар по планам США, пытающимся с помощью Саудовской Аравии сломать ось Дамаск-Тегеран, являющуюся спонсором главных раздражителей для США и Израиля — ХАМАС и Хезболла.
Такое развитие событий не могло пройти мимо глаз и ушей турецких конкурентов Тегерана за влияние в регионе. По информации турецкой газеты Cumhuriyet, премьер-министр Эрдоган готовит войсковую операцию по вторжению в Сирию ” для предотвращения большого потока беженцев в случае возникновения гражданской войны и обеспечения зоны безопасности” в этой стране. Вот как дальше комментирует эту ситуацию турецкая газета:
"Турция недовольна президентом Сирии Башаром Асадом, поскольку он дважды обещал провести реформы, однако не сдержал своих обещаний. Турецкие власти дважды отправляли свои делегации в Сирию, в результате Асад обещал убрать с улиц солдат и покончить с насилием. В настоящее время турецкое правительство разрабатывает секретный план по вторжению в Сирию и созданию зоны безопасности. В 1991 году во время войны в Персидском заливе в Турцию в большом количестве сбежали иракские курды. Теперь же эта ситуация может повториться из-за Сирии. Для предотвращения этой угрозы Турция намерена направить в Сирию несколько подразделений".
Пока Турция и Иран борются за Сирию, над головами всех трех участников конфликта сгущаются тучи. Президент Сирии рискует угодить под суд, о чем заявил министр иностранных дел Австралии Кевин Радд, призвавший ООН предать Башара Асада Международному уголовному суду. Премьер Эрдоган пережил очередное покушение на свою жизнь и, судя по всему, ему рано расслабляться — по информации турецкой газеты Cihan, перед прибытием премьера в город Диарберкир сотрудники Службы безопасности конфисковали у местного населения 37 бутылок с "коктейлем Молотова", 52 бутылки с множеством различных веществ-ингредиентов "коктейля" и звуковые бомбы. Иранский президент Ахмадинежад тоже находится не в лучшем положении — члены его команды арестованы, ему самому угрожают импичментом. Шансы на победу в противостоянии с аятоллой Хаменеи у него невелики, а слухи о их, якобы, примирении малоправдоподобны. Каковы могут быть последствия возможного вторжения Турции в Сирию, сегодня предсказать невозможно. С одной стороны, эта акция может принести некое облегчение союзнику Турции по НАТО — США, поскольку явно ослабит влияние Ирана как спонсора ХАМАС и Хезболла, с другой — может привести к полномасштабной войне в регионе с участием антитурецкой коалиции курдов, проживающих как собственно в Турции, так и в Ираке, Иране и Сирии. Сирийские курды прекрасно понимают, что Эрдоган для них вряд ли является лучшей альтернативой, тем более что предлогом вторжения будет служить как раз решение "курдского вопроса".
Очевидна бурная реакция на возможное вторжение в Сирию новой политической силы Арабского Востока — Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), для которого шиитский Иран, конечно, враг, но новые игроки на поле, где ССАГПЗ уготовала себе главную роль, тоже не нужны.
Пока не ясно, решится ли Турция на бросок в Сирию. Исключить, что "утечки" о готовящейся акции призваны всего лишь устрашить Сирию и Иран невозможно. Но если Турция отважится на этот рискованный шаг, ближневосточный театр военных действий ждет тотальная смена декораций.