Во время предвыборного тура в западной части страны, я укрепился в своем убеждении, что правившая до сих пор Партия справедливости и развития (АКП) является лучшим, что у нас есть, по крайней мере на данный момент, для решения многолетней курдской проблемы в этой стране. Это единственный агент, который может дать то, что хотят курды, не рискуя создать огромную пропасть между двумя этническими группами, прежде всего турками.
Западные провинции, начиная с Балыкесира на севере и далее на юг до Эгейского побережья, являются откровенно националистическими, и избиратели в этом регионе наказали АКП на местных выборах, состоявшихся в 2009 году, частично из-за чего правительство и приняло название "проект национального единства и братства", фантастическое и менее провокационное название для курдской инициативы. АКП проиграла соревнование за место мэра на этих выборах кандидату Партии националистического движения (ПНД).
Балыкесир является мятежной и дерзкой провинцией с населением, высокочувствительным к националистическим вопросам. В этом городе, вспыхнула первая искра турецкой войны за независимость, в ходе чего было согласовано планирование общенационального движения сопротивления против греческой оккупации. Теперь он стал местом, где изменения в Турции встретились с сильнейшей оппозицией. Антикурдские чувства на подъеме и движение, основанное на ультранационалистических чувствах, набирает силу. Местный кандидат в Балыкесире от Партии справедливости и равенства (ХЕПАР), местной ультранационалистической партии, созданной отставным генералом Османом Памукоглу, даже сказал, провинция была "под курдской оккупацией".
Кандидаты АКП - единственные в этой провинции, кто пытаются успокоить страхи и остановить нарастающий поток экстремизма, подпитываемого ПНД и другими националистическими партиями. Провинция является родиной многих высокопоставленных отставных генералов, а также других должностных лиц, которые подпитывают националистические чувства через ассоциации, организации которых они помогают. Эти движения организуют совещания и семинары по пропаганде предполагаемой опасности политики правительства АКП в отношении курдов и других чувствительных национальных вопросов, таких как сближение с армянами.
К сожалению, это дало результат. В 2009 году были стычки в городах Эдремит, Гонен и Бандырма, направленные на курдских поселенцев. Это указывает на недоверие, которое сложилась в отношении этнических меньшинств, в основном курдов. Даже курды, которые поселились в регионе два или три поколения назад, настроены против новых курдских иммигрантов в провинции, обвиняя их в поддержке нелегальной Рабочей партии Курдистана. Стоит вспомнить, что подозреваемые члены "Эргенекона" Шенер Еруйгур и Четин Доган служили в этом регионе. Обнаруженные доказательства, представленные в суд, показывают, что террористическая организация "Эргенекон" хотела играть на чувствах местного населения путем разжигания национальных проблем в таких городах, как Балыкесир.
Удивительно видеть, что образованные люди в провинции, большинство из которых поддерживает главную оппозиционную партию - Республиканскую народную партию (НРП), настроены более ксенофобски, чем другие. В прибрежных городах Эрдек и Бандырма, например, люди с высокими доходами из высшего класса более националистичны и сильно настроены в пользу НРП, якобы левой партии, но на самом деле считающейся хранительницей старого режима. В этих городах, нет большой разницы между ПНД и НРП по курдскому вопросу и многим другим. В самом деле, НРП и ПНД заключили альянс на местных выборах в Балыкесире в 2009 году, и все они поддержали кандидатуру ПНД.
Однако жители таких городов, как Кепсут, Гонен, Саваштепе и Синдиргим, которые находятся внутри страны, в основном консервативны и поддерживают АКП. Они путаются в противоречиях в курдском вопросе, но доверяют Партии справедливости и считают то, что они делают и говорят, лучшим для страны. Я помню разговор с сотрудником полиции в Бандырме. Он сказал, что он был в ярости в начале курдской инициативы правительства АКП, хотя он ценил остальную политику, проводимую правительством. "Но потом я понял, что террор ослаб и мы начали видеть меньше гробов, приходящих в Балыкесир. РПК выступила против нее, и инициатива вбила клин между террористической группой и большинством курдского населения. Теперь я поддерживаю эту политику ", сказал он.
Демографический состав провинции Балыкесир - преимущественно черкесы и грузины (грузины-мусульмане – ред.) с Северного Кавказа, юрюки с Балкан (тюркское кочевое племя, до начала ХХ в. жившее в балканских владениях Турции – ред.) и манавы из Болгарии. Все это народы, которые эмигрировали в Турцию и имеют чрезвычайно сильную лояльность в отношении турецкого государства. Они очень националистичны и имеют сильные чувства к турецким военным.
На этой неделе я разговаривал с Ахмедом Эдип Угуром, кандидатом в депутаты от Балыкесира правящей партии на выборах 12 июня, в его кабинете, желая узнать, как люди в регионе отреагировали на курдскую инициативу его партии. Он сказал, что ее было трудно объяснить избирателям, но с достаточной уверенностью заявил, что Партия справедливости в конечном итоге победит и люди увидят реальность.
"Я турок, но моя жена албанского происхождения. Я иду в деревню Армуталан, где живут этнические грузины, говорящие на грузинском языке. Я иду в деревню Мурадийе, где люди говорят на черкесском языке. Я спрашиваю людей, могли ли они выбирать свой родной язык при рождении. Они кивают головами и соглашаются. Я думаю, что люди здесь понимают нашу позицию. Если мы решим эту курдскую проблему здесь в Балыкесире, то мы будем в состоянии решить ее в стране ", пояснил он. Учитывая, что Угур является уважаемым политиком в Балыкесире и заместителем председателя правящей партии, его слова имеют большой вес.
Партия мира и демократии (БДП), описываемая как прокурдская, на самом деле не прокурдская партия, потому что она наносит большой ущерб курдскому вопросу, раздувая курдские чувства и разжигая турецкий национализм. Премьер-министр Турции Реджеп Тайип Эрдоган правильно указал в своем выступлении на митинге в Диярбакыре, что его партия имеет около 60 депутатов курдского происхождения, в три раза превышая число депутатов от БДП. В его кабинете есть четыре министра-курда, которые контролируют крупные портфели, как сельское хозяйство, финансы и государственные инвестиции.
Курдская проблема на Юго-Востоке будет решена только тогда, когда мы найдем разрешение этой проблемы на Западе. В противном случае она зависнет на долгое время. И АКП является нашей единственной надеждой на достижение примирение, которое объединит запад и восток.