Все приведенные данные до сих пор указывают на четкую и решительную победу Партии справедливости и развития (АКП) на июньских национальных выборах.
Мы рассмотрим последствия для курдов возможного сценария поражения АКП на турецких выборах. Нет никаких сомнений, что курдский голос будет иметь значительное влияние на формирование будущего турецкого правительства и его работу в период после выборов. И в 2002 году и в ходе выборов 2007 года АКП завоевала большинство курдских голосов, и это позволило ей сформировать правительство большинства с четким мандатом для проведения реформ. Так, на национальных выборах 2007 года АКП завоевала 52 процента курдских голосов, а БДП только 16 процентов. Даже на местных выборах в марте 2009 г., АКП завоевала 28 процентов по сравнению с 27 процентами БДП. Так же верно утверждение, что политика партии, которая сформирует следующее правительство Турции, будет иметь далеко идущие последствия для курдского вопроса, который в настоящее время, по многим внутренним, региональным и международным причинам, вступил в критическую стадию и находится на перепутье. По этим причинам, турецкие политики должны принимать во внимание наилучшие избирательные платформы и политики, чтобы выиграть курдские голоса, а курды должны серьезно взвесить их возможности и избегать оказания помощи такому правительству в Анкаре, которое будет прибегать к старой политике курдского отрицания, репрессий и опустошения в их регионе.
Читая текущие политические прогнозы, видно, что единственной грозной оппозицией, бросающей вызов АКП, является Народно-Республиканская партия (НРП). Если прошлое чему-то учит, то курдам точно не будет лучше при любом будущем правительстве, главную роль в котором играла бы НРП. Политика всех правительств НРП в течение последних шести десятилетий находилась в диапазоне от мягкого насилия до ассимиляции и отказа в курдской реальности. Не будет преувеличением сказать, что курдский вопрос в Турции и насилие Рабочей партии Курдистана (РПК) в более или менее значительной степени, являются прямым произведением от прошлой государственной политики НРП по отношению к курдам. Достаточно сказать, что именно прошлые правительства НРП открыли политику насильственной ассимиляции в 1920-х и 30-х годах. Следовательно, восстание Шейха Саида 1925 года, Араратское восстание 1930-1931 гг. и Дерсимское восстание 1937 года были курдскими ответами на эту политику правительства НРП. Политика второй половины прошлого века ничем не отличались. Таким образом, антиурдская политика НРП предшествовала РПК. В 1989 году НРП и его тогдашние левые члены и союзники опубликовали доклад, в котором впервые признали курдскую реальность. Даже содержание этого доклада не выходит за рамки общих фактов, приписывая корни курдского вопроса отсутствию развития, репрессиям и отсутствию демократии. В докладе нет призыва к определенной политике по решению курдских жалоб, и не НРП или ее левые союзники призывали к реформе или бросали вызов армии и репрессивной политике турецкого права. В самом деле, в 1990-х годах, НРП и Социал-демократическая народная партия (СХП) присоединились к хору в преследовании избранных членов курдского парламента, произнесших в парламенте несколько слов на курдском языке. НРП опубликовала второй курдский доклад в 1999 году, когда Дениз Байкал по-прежнему был лидером НРП. Байкал как лидер укрепил правонационалистическое крыло внутри своей партии, и он продолжал занимать жесткую позицию по курдской идентичности до того дня, когда он должен был уйти в отставку, и отказался от встречи с лидерами Партии мира и демократии.
При новом руководстве Кемаля Киличдароглу, НРП открыла новую энергичную риторику, чтобы привлечь на свою сторону курдов и БДП на июньских выборах. Лидеры НРП посещают курдские районы на юго-востоке Турции и встречаются с местными лидерами и членами БДП. Похоже, что эта риторика снискала некоторую симпатию у РПК и ее лидера Абдуллу Оджалана.
Тем не менее, внимательное изучение последнего доклада НРП по курдскому вопросу покажет, что он очень разочаровывает. В этом докладе НРП должна была предложить "третий путь" решения проблемы, который бы отличался от политики, проводимой правящей партией и основной прокурдской партии страны, БДП – согласно заместителю председателя НРП Сезгину Танрикулу. В докладе говорится о "оси демократии, прав человека, равных гражданских прав и свободы, которая обеспечит социальное воссоединение". Как заметил один комментатор, единственной новой рекомендацией, представленной в докладе, который был подготовлен НРП после шести месяцев полевых исследований в курдских районах, является создание курдской языковой версии веб-сайтов. Все другие содержащиеся в докладе рекомендации уже выполнены АКП. В самом деле, Киличдароглу отказался от прежних заявлений о поддержке НРП образования на курдском языке, которое, судя по его словам, явно не входит в его программу. Таким образом доклад НРП далек от того, что предложила АКП и готова предложить в случае своей победы и сформирования нового правительства.
Принимая во внимание прошлое НРП, ее нынешнюю неспособность согласиться с курдской реальностью и наличие в ней влиятельных элементов правого крыла, если НРП победит на этих выборах, она сформирует коалиционное правительство с Партией националистического движения (ПНД) или другими правыми и правоцентристскими политическими группами, которые могут возникнуть после выборов. Это будет иметь серьезные и тревожные последствия для Турции и в частности для курдов. В связи с текущей волной революционных настроений на Ближнем Востоке, курды в Турции станут очень беспокойными, если их законные национальные права не будут признаны.
Курдские районы на юго-востоке Турции станут свидетелями нового, но более опасного цикла насильственной конфронтации между турецкими силами безопасности и РПК. Армия и другие силы безопасности, которые вновь освободятся от нынешних запретительных приказов АКП, будут свободно сеять террор, учинять широкомасштабные разрушения сел и добьются восстановления закона о чрезвычайном положении в регионе. Если АКП потерпит поражение на этих выборах, курды пропустят важный момент для своего вопроса, который станет решаться радикальным образом. Большинство наблюдателей и курдских активистов согласны, что курдский вопрос в Турции может быть урегулирован только путем изменения Конституции. Предвыборное обещание АКП относительно "гражданской конституции" предоставляет им редкую историческую возможность. Лидеры АКП совершенно недвусмысленно показали, что они намерены ввести новое определение гражданства и турецкой идентичности, которое будет более широким, а не по этническому признаку. Для курдов такие изменения будут благодетельны, при чем никакая оппозиционная партия до сих пор не обещала им ничего подобного. Мирный процесс или "демократическая инициатива", которая также известна как "Курт ачилими" (курдское открытие), не умер и все еще имеет шанс возродиться после выборов.
Кроме того, если АКП проиграет выборы или будет устранена от власти коалицией во главе с НРП, Турция потеряет выгоды от очень полезных отношений, которые правительству АКП удалось установить с курдской администрацией на севере Ирака , Региональным правительством Курдистана (КРГ). Эти позитивные отношения значительно расширили возможности турок и курдов работать вместе, чтобы строить свой регион.
Иракские курды, которые в настоящее время живут в очень неопределенных обстоятельстввх и среди очень враждебного окружения, потеряют очень близкого союзником, если АКП проиграет выборы.
Кроме того, нынешний флирт БДП с НРП и действия в качестве рупора РПК не помогут курдскому вопросу в Турции, независимо от результатов выборов. БДП окажет курдам большую услугу, если она сохранит отчетливую дистанцию от РПК и будет делать то, что делала "Шинн фейн" в отношении независимости от Ирландской республиканской армии (ИРА). РПК является нелегальной и авторитарной партией, которая четко не отказалась от насилия. БДП может достичь некоторых скромных успехов, но в конечном итоге она должна имеет дело с АКП. Но последняя не может иметь дело с БДП, если ее нынешняя позиция останется неизменной.
Короче говоря, курды, кажется, могут потерять больше, чем любая из сторон, от маловероятного проигрыша АКП на выборах.