Грядущие выборы в Турции станут очередным испытанием и в то же время символом окончательного укоренения для правящей в стране уже без малого десять лет Партии Справедливости и Развития (ПСР). За день до всенародного голосования уже с уверенностью можно сказать, что ПСР одержит победу. Вопросов, вместе с тем, немало. Они касаются, прежде всего, изменения внутри- и внешнеполитических трендов, трансформации приоритетов ведущих партий и сил в стране, а также того, какую позицию следовало бы занять России.
По итогам предыдущих выборов в парламент Турецкой Республики (Великое Национальное Собрание Турции - ВНСТ) десятипроцентный барьер преодолели лишь 3 партии: умеренно исламская ПСР, существующая со времен Ататюрка социал-демократическая Народно-республиканская Партия (НРП) и националистическая Партия Национального Действия (ПНД). В ВНСТ также прошел ряд независимых депутатов.
За прошедшие годы ПСР провела целый спектр реформ, среди которых ведущую роль играют экономическая, военная и, бесспорно, политическая. Хитрая и благодаря этому мудрая политика лидеров партии привела к радикальному снижению роли военных, являвшихся символом светского пути развития Республики со времен Ататюрка и в то же время препятствием на пути интеграции в ЕС. Проведенный в сентябре референдум по изменению Конституции позволил правящей партии на глазах Евросоюза, с одной стороны, расширить права и свободы граждан, с другой - незаметно сузить пространство независимости судей. Развитие внешнеполитической доктрины министра иностранных дел Турции Ахмеда Давудоглу "0 проблем с соседями" позволило совершить прорывы в отношениях с Сирией, Ираном, Россией, Грузией и рядом других партнеров. Произошла своего рода переориентация внешней политики страны от исключительно западного направления к многовекторности. Интересно то, что такого же рода трансформация происходила и в российской внешней политике после наступления 2000-х. В то же время экономические нововведения ПСР привели к укреплению арабского капитала на турецком рынке и усилению внутри страны людей, так или иначе связанных с партией. Иными словами, на сегодняшний день, с точки зрения экономической, с уверенностью можно сказать, что правящая партия все продумала, поставила повсюду своих людей и ими укрепила пирамиду своей власти.
При этом за последние годы Партия Справедливости и Развития зарекомендовала себя спорными, противоречивыми действиями.
Так, премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган не раз в угоду росту антиизраильских и антизападных настроений в стране демонстрировал свое негативное отношение к Израилю в целом и его отдельным представителям в частности. Запомнится он и своими пламенными речами, например - недавней в ПАСЕ, где он жестко ответил французскому парламентарию турецким фразеологизмом Fransız kalmak ("быть французом"), суть которого сводится к тому, что тот ничего не понимает в Турции.
Однако, по мнению ряда турецких изданий, среди которых авторитетные газеты Milliyet, Radikal и мало популярный, но чрезвычайно важный с оппозиционной точки зрения журнал Aydınlık, все действия Эрдогана строго соответствовали его стремлению укрепиться в глазах населения, шли в русле договоренностей со Штатами и Европой, заинтересованными в сохранении Турции в орбите своего влияния любыми путями. То есть, чем бы дитя ни тешилось, лишь бы...
Непросто решаются и самые сложные турецкие проблемы, среди которых - кипрская, армянская, курдская. Решение кипрского вопроса зашло в тупик после принятие греческой части в ЕС. При этом стоит отметить, что незадолго до вступления Республики Кипр в Евросоюз турецкая часть голосовала за объединительный план Аннана, а греческая - против. Результаты всем известны.
Партия Справедливости и Развития постаралась осуществить ряд так называемых "прорывов" (açılımlar). Демократический "прорыв" привел к усилению ислама во власти, отмене запрета на ношение мусульманских знаков отличия в государственных учреждениях, армянский - к подписанию "протоколов" и тупику из-за того, что турецкая сторона отказывается признавать геноцид армян, а армянская, дескать, занимает территорию дружеского Турции Азербайджана. Курдский "прорыв" привел к ослаблению идеологического давления на разделенный народ. У курдов появилась возможность создавать свои газеты, радио- и телеканалы. Однако в Конституции сохраняется статья о том, что все граждане Республики - турки. Курды также недовольны продолжающейся политикой вытеснения и ассимиляции, которые проводятся действующей властью.
Партии Справедливости и Развития нужна победа на грядущих выборах, причем сокрушительная. Поэтому в рамках предвыборной кампании применяются все виды и формы пропаганды, как "чистые", так и "грязные". ПСР выступила с инициативой "2023", предложив 23 цели к столетию со дня основания Республики. Премьер-министр Эрдоган выступил также с рядом глобальных проектов, среди которых наиболее серьезную опасность российским интересам может представлять так называемый "сумасшедший проект" по строительству Стамбульского канала, параллельного Босфору.
Особую роль в текущей кампании играют попытки дискредитировать соперника. Два ведущих политика Партии Национального Действия были уличены в непристойных действиях. Было возбуждено дело, а отрывки видеозаписей попали в Интернет, после чего депутаты подали в отставку. ПНД, независимо от данного скандала, заслуживает особого внимания России. Данная партия поставила во главу угла своей кампании "Тюркский мир", который, по ее мнению, должен стать приоритетом внешней политики страны. Особо опасными для России являются системные проекты ПНД по формированию единых энергетического и интеграционного союзов на тюркском пространстве бывшего СССР.
Народно-республиканская Партия, которую недавно возглавил сравниваемый с Ататюрком и Ганди харизматичный лидер Кемаль Кылычдароглу, традиционно во главу "внешнего угла" ставит испортившиеся, по ее мнению, в последние годы отношения с США, а также наращивание взаимодействия с ЕС, во главу "внутреннего" - социальную политику и решение проблем с курдами, за голоса которых в основном и борются две ведущие силы страны. России, как, впрочем, и прежде, НРП уделяет мало внимания, указывая лишь на необходимость ликвидации дисбаланса в торговых отношениях и их диверсификацию. С точки зрения долгосрочного, стратегического планирования представляется ошибочным для России делать ставку на эту партию.
Но на кого же, в таком случае, России стоит опираться при проведении своей внешней политики в отношении Турции? По последним опросам общественного мнения, около 35% населения Турции уже сегодня готовы проголосовать за ПСР, 25 - за НРП, 10 - за ПНД. 20 процентов не определились.
НРП по описанным выше причинам может стать лишь временным акцентом для действий России (ее необходимо, по возможности, использовать для снижения авторитета ПСР, которая, как заявил Эрдоган, в случае, если получит более 50%, поставит вопрос о создании новой Конституции и кардинальной трансформации политики страны), в долгосрочной перспективе ее политика не отвечает нашим интересом. ПНД с ее активностью на тюркском пространстве является огромной опасностью для РФ. Остается из реальных претендентов на места в Парламенте (если не считать независимых депутатов, которые могут сформировать фракцию в ВНСТ) только ПСР, которая в последние годы распространяла влияние Турции на пространство бывшего Союза, прежде всего, посредством расширения сети образовательных учреждений и деятельности ряда исламских организаций, которые чаще всего запрещены на территории РФ. Особая роль в укреплении идеологического влияния Турецкой Республики "ПСРовской формации" принадлежит лидеру секты-тариката Нур ("Свет") Феттулаху Гюлену. ПСР немало способствовала экономиизации российско-турецких отношений, что привело к росту количества взаимовыгодных контрактов, но не решило фундаментирующие "конфликтное поле" вопросы.
В перспективе России следовало бы перейти к формированию долгосрочной стратегии в отношении Турецкой Республики, от решения насущных мещанских вопросов к проблемам глобального противостояния и потенциальным сложностям завтрашнего дня. В этой связи нельзя ограничиваться открытием одного кабинета русского языка в одном из турецких учебных заведений, особую роль приобретает необходимость взращивания собственного лобби в Турции, фундаментом которого могли бы стать местная растущая элита, ростки советского влияния и наши экс-соотечественники, проживающие на территории страны. Особого интереса в этой связи заслуживают те партии, которые весьма популярны и теоретически могут преодолеть десятипроцентный барьер: Демократическая Левая Партия, Демократическая Партия и Партия Благополучия.
Текущие выборы не станут сенсацией. Эрдоган и его партия сохранят власть. В грядущем веке России предстоит иметь дело и учиться работать с совершенно иной Турцией, которая вступает в принципиально новый период развития Республики и претендует на то, чтобы стать не просто региональным игроком, но глобальной силой. Сегодняшний "социальный спазм", охвативший человечество после глобального финансового кризиса, наглядно продемонстрировал слабость отдельных игроков даже глобального уровня и стойкость "недооцененных" стран БРИКС и стремящейся примкнуть к ним Турции. Все в мире меняется. И России ни в коем случае нельзя отставать от мегатрендов мирового развития и превращаться в державу сугубо регионального характера.
Владимир Аватков - председатель Турецкого Клуба МГИМО