12 июня с.г. в Турции состоялись всеобщие парламентские выборы. За 550 мест в парламенте страны вели борьбу 7 тысяч 492 партийных кандидата от 15 политических партий и 203 независимых кандидата. Для участия в выборах были зарегистрированы 50 млн 329 тысяч 342 избирателя. Их них проголосовали 43 млн 008 тысяч 391 человек. Признаны действительными голоса 42 млн 069 тысяч 896 избирателей. Это значит, что в этих выборах приняли участие 85,45 процентов турецких избирателей.
Впервые правом быть избранным в парламент воспользовались турецкие граждане в возрасте 25 лет. Ранее такое право имели только граждане, достигшие 30 лет. Также впервые избирательную кампанию можно было вести не только на турецком, но и на языках национальных меньшинств. Более 2,5 млн турецких граждан, проживающих за рубежом, смогли воспользоваться своим избирательным правом на избирательных пунктах, оборудованных на пограничных таможенных пунктах.
В связи с проведением выборов по всей Турции были усилены меры безопасности. Только в столице Анкаре и крупнейшем мегаполисе страны Стамбуле для обеспечения правопорядка власти задействовали более 25 тысяч сотрудников спецслужб. По всей стране в день голосования был введен жесткий запрет на продажу всех спиртных напитков. Выборы прошли без серьезных инцидентов и нарушений.
Арсенал предвыборных технологий в Турции был предельно насыщен: от жесткого информационного противостояния с полным набором компрометирующих материалов до прослушивания телефонных разговоров, судебных разбирательств, терактов и сексуальных скандалов. И это не удивительно. Ведь, по мнению экспертов, это самые критические парламентские выборы в истории республики. Именно состав будущего парламента согласует и примет новую Конституцию страны, которая определит стратегические направления внутренней и внешней политики Турции на важнейшем этапе развития республики.
Так, накануне выборов в эксклюзивном интервью радио "Голос России" один из ведущих специалистов Турции по вопросам внутренней политики, эксперт авторитетного в стране и регионе Института стратегического анализа доктор политических наук Юсуф Текин констатировал, что "Турция действительно накануне самых важных в ее современной истории парламентских выборов". Их результаты, по мнению эксперта, важны не только для Турции, но и для региона в целом. "Политические партии вели предвыборную борьбу под лозунгом решения, прежде всего, двух самых насущных и острых проблем: курдского вопроса и выработка новой Конституции. Реальное решение этих задач зависит от состава нового парламента", - подчеркнул Ю. Текин.
В соответствии с данными Высшего избирательного Совета убедительную и прогнозируемую, в т.ч. экспертами Института изучения Ближнего Востока, победу вновь одержала правящая Партия справедливости и развития /ПСР/, набравшая 49,91 процентов голосов избирателей. Для сравнения и анализа: в выборах 2002 года – 34,28 процентов, в выборах 2007 года 46,58 процентов. Нынешняя победа позволит партии занять в новом парламенте 326 депутатских места, что дает ей возможность снова сформировать однопартийное правительство.
На втором месте Народно-республиканская партия /НРП/, которая набрала 25,92 процентов голосов избирателей и получит 135 депутатских мандата. Для сравнения и анализа: в выборах 2002 года 19,39 процентов, в выборах 2007 года 20,88 процентов. Третье место за крайне правой Партией националистического движения /ПНД/, набравшей 12,99 процентов, что дает ей право на 53 депутатских мандата. Для сравнения и анализа: в 2002 году 8,36 процентов, в 2007 году 14,27 процентов голосов избирателей.
Значительного успеха добились независимые депутаты, представляющие интересы прокурдской Партии мира и демократии /ПМД/. Они, заручившись поддержкой 2 млн 859 тысяч 267 избирателей, сумели получить 36 депутатских мандата. В предыдущем парламенте по состоянию на 31 мая 2011 года ПМД имела 8 депутатских мандатов. Именно на эти цифры многие аналитики обратили свое внимание в своих первых комментариях итогов выборов. Видные функционеры ПМД уже охарактеризовали итоги выборов как "самую большую свою победу". Окончательные официальные результатов выборов будут объявлены позже, но они не внесут принципиальных изменений в нынешний расклад сил.
Три крупнейших города Турции представили в парламент 132 депутата – 85 Стамбул, 31 Анкара, 16 Измир. Примечательно, что в Стамбуле и Анкаре убедительную победу одержала правящая ПСР, в Измире - НРП. Наряду с этим следует отметить, что в 12 провинциях Турции ПСР получила 100 процентов депутатских мандатов / Аксарай, Байбурт, Чанкыры, Дюздже, Гюмюшхане, Kaрабюк, Kaраман, Kырыккале, Kыршехир, Kилис, Невшехир и Ризе/. В трех юго-восточных провинциях /Хаккяри, Ыгдыр, Tунджели/ ПСР не сумела получить ни одного депутатского мандата. Для сравнения и анализа: НРП и ПНД не сумели провести в парламент ни одного депутата соответственно в 33 и 47 провинциях. Важной особенностью вновь избранного парламента является и то, что его состав по сравнению с предыдущим высшим законодательным органом обновлен более чем наполовину. В турецком 550-местном меджлисе будут работать 349 новых депутатов.
Говоря о безоговорочном успехе ПСР, /впервые за последние пять десятилетий политическая партия в стране в третий раз выигрывает парламентские выборы с отрывом, позволяющим ей формировать однопартийное правительство, практически каждый второй избиратель голосует именно за ПСР/ необходимо иметь в виду очень важный вопрос. Он заключается в том, что у Р. Эрдогана на выборы были программы минимум и максимум. Минимум предусматривал победу, гарантирующую формирование однопартийного правительства. Максимум обеспечивал не простое, а конституционное большинство в парламенте. По этому вопросу шла острая полемика, какую из двух программ сумеет выполнить ПСР. Мнения, причем на самом высоком правительственном уровне, высказывались и в пользу минимума, а также говорили о наличии потенциала для решения и программы максимум. Ведь только конституционное большинство в парламенте позволит ПСР самостоятельно принимать в парламенте законы, необходимые для реализации своих проектов реформ, в т.ч. конституционной. В случае отсутствия у правящей партии конституционного большинства, что мы и имеем по итогам выборов, предстоит сложный, трудоемкий процесс согласования предстоящих реформ и текста новой Конституции с оппозицией.
Понимая это, Р. Эрдоган, выступая на многотысячном митинге в Анкаре с балкона центрального офиса ПСР, особо подчеркнул свою готовность к такому диалогу. «Не получив конституционного большинства в парламенте, мы пойдем к оппозиции с предложением о сотрудничестве и совместной работе над новой конституцией. Одержав победу, мы "оставляем открытой дверь" для диалога с оппозицией по любым вопросам. Мы будем также работать в тесном контакте с общественными организациями, ведущими учеными, средствами массовой информации с целью выработки новой Конституции", - подчеркнул лидер ПСР.
Кстати, лидер основной оппозиционной НРП К. Кылычдароглу уже ответил в положительном плане Р. Эрдогану, подчеркнув, что его партия также готова к диалогу по тексту будущей Конституции. Однако это вовсе не говорит об отсутствии предпосылок для предстоящего острого противостояния двух партий по данному вопросу. Р. Эрдоган поздравил своих сторонников с убедительной победой и предупредил, что не должно быть головокружения от успеха, так как впереди предстоит сложная работа.
Уже начата подготовка к первому заседанию нового парламента, идет формирование нового правительства, которое, по имеющимся сведениям, изменит численный состав и структуру. Будут произведены кадровые изменения, однако костяк нынешнего кабинета министров сохранится. В частности, на своем посту останется глава внешнеполитического ведомства А. Давутоглу, который убедительно победил на выборах в провинции Конья и стал депутатом парламента. 14 июня глава правительства Турции подал президенту страны А. Гюлю прошение об отставке нынешнего кабинета министров. Глава республики принял отставку и попросил правительство исполнять свои обязанности до формирования его нового состава.
Будет динамично продолжена правовая реформа, одной из целей которой является дальнейшее юридически обоснованное ограничение возможностей армии участвовать в политической деятельности. Думается, уже в ближайший период район влияния армии на внутриполитическом поле Турции будет строго ограничен казармой. Это подтверждают, в частности, аресты и следствие по делу бывших и действующих военнослужащих. Ведь число находящихся под стражей только генералов и адмиралов на сегодняшний день превысило 30. Это дало повод турецким СМИ говорить о том, что генштаб ВС Турции "перебрался в тюрьму" Хасдал, так как в настоящее время службу в генштабе несут всего 86 генералов и адмиралов.
Вице-премьер правительства Б. Арынч, в свою очередь, заметил после выборов, что "период возможности военных переворотов в Турции окончательно закрыт". Следует отметить, что ограничение влияния армии на принятие политических решений – одно из условий принятия Турции в ЕС в качестве полноправного члена, а потому западные институты активно поддерживают данный процесс в Турции.
Многие западные эксперты и ведущие информационные агентства в своих первых оценках итогов парламентских выборов Турции, думается, поспешно и поверхностно характеризуют успех ПСР как очередную победу сторонников исламизации страны. Внутриполитический конфликт, связанный с противоречивыми масштабными судебными процессами, противостоянием армии и гражданских властей, а также с непоследовательными попытками решения курдской проблемы, сопровождавший страну до самих выборов в парламент, следует рассматривать далеко не только как противостояние умеренных исламистов и защитников светских устоев Турецкой республики. Речь идет о целом комплексе вопросов внутренней и внешней политики страны, влияющих на социально-экономическую и политическую ситуацию в Турции, ее имидж на международной арене.
Можно сказать, что оппозиция вновь использовала, хотя и не так активно как в предвыборной борьбе 2007 года, выдвижение на первый план религиозного вопроса об угрозе государственным устоям со стороны радикального ислама, не подкрепленное убедительной экономической и политической программой. Это, в частности, и привело ее к очередному ощутимому поражению. Конкретной альтернативной правительственным действиям программы со стороны оппозиционных партий, прежде всего в сфере социальной политики, накануне выборов так и не прозвучало. Со стороны оппозиции звучали в основном популистские обещания, типа сделать поступление в университет без экзаменов, существенно повысить минимальный размер заработной платы.
Турецкий избиратель это почувствовал и проголосовал за стабильность однопартийного правительства, дальнейший, хотя и медленный, но процесс роста зарплаты и пенсий, будучи уверенным, что, в случае действительной угрозы светским устоям, их все же отстоит армия, несмотря на постепенное лишение ее рычагов влияния на гражданскую власть.
По оценкам экспертов, Турция сохранит разновекторность своей внешней политики, продолжит курс на вступление в Европейский союз в качестве полноправного члена, развитие связей с тюркоязычными государствами и арабскими странами, а также продолжится реализация принципа «ноль проблем» с соседними государствами. Прогнозируется, при возможности всплесков новых обострений, все же определенное "потепление" в турецко-израильских отношениях. Этому будет способствовать позиция США, которые заинтересованы в урегулировании отношений двух своих союзников в регионе, а также нынешнее развитие ситуации на Ближнем и Среднем Востоке в целом.
Одним из приоритетных направлений, по мнению известного в Турции политолога Камурана Озбира, останутся, как и прежде, отношения с Россией, которые именно в годы нахождения у власти правительства ПСР приобрели формат многопланового партнерства, а по некоторым направлениям стратегического сотрудничества. Стабильный политический диалог, в т.ч. на самом высоком уровне, и объем торгово-экономического сотрудничества в 43 млрд долларов подтверждают это. Поддержал мнение коллеги и Ю. Текин, который накануне выборов уверенно констатировал, что "если по итогам выборов ПСР сформирует однопартийное правительство, отношения с Россией будут и далее динамично развиваться во всех областях".
Подтвердил это и состоявшийся 14 июня телефонный разговор Дмитрия Медведева и Реджепа Эрдогана. Российский президент поздравил турецкого премьера с убедительной победой возглавляемой им Партии справедливости и развития на состоявшихся 12 июня парламентских выборах. В ходе беседы президент России и премьер-министр Турции дали высокую оценку достигнутому уровню многопланового российско-турецкого сотрудничества и выразили уверенность, что совместными усилиями будет сохранена его динамика и эффективность, обеспечено дальнейшее поступательное развитие взаимодействия на благо народов двух стран, в интересах регионального и международного мира и безопасности.
Что касается отношений с США, то здесь не исключается вероятность дальнейшего обострения турецко-американских отношений в связи с нерешенностью курдской проблемы, а также усилением собственной, не стыкующейся с американской, позиции Турции по ряду вопросов двусторонних отношений и путям решения острых региональных и глобальных конфликтных ситуаций. Такая позиция Анкары раздражает Вашингтон, и американцы в последнее время все хуже скрывают свое раздражение по этому поводу. Турки сохранят курс на стратегическое сотрудничество в рамках НАТО, уделяя ему приоритетное значение. Вместе с тем, указанная выше относительная самостоятельность в отношениях с США будет проявляться и на натовском треке с учетом роста значимости турецкого фактора в других международных организациях, включая ООН.
Выборы в целом прошли без серьезных инцидентов и нарушений, что отметили многие наблюдатели от ряда стран и международных организаций. Так, в группе наблюдателей от Парламентской ассамблеи Совета Европы /ПАСЕ/ Россию представлял заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций Сергей Марков. В беседе с корреспондентом РГРК "Голос России" он отметил "в целом хорошее впечатление" от организации выборов. "Я посетил более 10 избирательных участков, беседовал с представителями многих политических партий. Политическая борьба очень острая, ведь стоит вопрос о принятии избранным на этих выборах составом парламента новой Конституции. Мы не зафиксировали существенных нарушений и фальсификаций. Не поступало жалоб и от оппозиционных партий. То есть, на мой взгляд, выборы демократические и вполне соответствуют европейским стандартам", - подчеркнул российский наблюдатель.
Наряду с этим, сказал С. Марков, необходимо отметить стремление некоторых европейских коллег преувеличить незначительные нарушения в ходе голосования, что называется придраться. "Целью такой позиции, на мой взгляд, является получение еще одного предлога для отказа Турции во вступлении в Европейский союз в качестве полноправного члена", - заметил заместитель председателя комитета Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций.
Первое заседание вновь избранного парламента планируется провести в ближайшее время. Будут избраны председатель, а также руководители комитетов и комиссий высшего законодательного органа Турции.