США выступили против территориальной целостности Сирии. 24 июня 2011 года американский госдеп заявил протест относительно пребывания в северных районах страны сирийских войск, где в последние недели в ряде районов ситуация выходила из-под контроля Дамаска и где "оппозиция" вывесила турецкие флаги.
Это лишнее подтверждение тому, что Запад намеренно раскачивает "сирийскую лодку". Что может привести к необратимым последствиям вплоть до ликвидации Сирии как независимого государства.
И наихудший сценарий может быть реализован в случае даже не свержения, а ослабления режима Асада. Ведь Сирия — уникальная и в то же время одна из наиболее сложных в этноконфессиональном плане стран региона.
Свыше 80 процентов сирийцев — арабы. Около девяти процентов (по другим данным — 10) — курды, являющиеся главным национальным меньшинством. Туркмены заявляют о том, что на их долю приходится от трех до шести процентов сирийского населения. Сирийские друзы составляют три процента. На долю армян, черкесов и ассирийцев приходится по одному, 0,5 и 0,3 процента соответственно.
Почти три четверти населения Сирии (73 процента) составляют мусульмане-сунниты. 16 процентов приходится на шиитов и близких к ним алавитов и исмаилитов (более половины приходится на алавитов, чья доля в сирийском населении составляет 11- 13 процентов), 10 процентов — на христиан (половина — православные, 18 процентов — католики и т. д.) и около одного процента — на езидов.
И слабых мест у режима Башара Асада предостаточно. Как известно, особыми привилегиями пользуется находящееся у власти алавитское меньшинство. И с момента прихода Асадов к власти алавиты доминируют в руководстве страны. Например, именно из них в основном комплектуется офицерский корпус. Все это вызывает недовольство части суннитского большинства, многие из представителей которого считают алавитов сектой, которая не имеет никакого отношения к исламу.
Когда нынешний президент женился на представительнице суннитов, политологи расценили это как стремление спаять воедино две наиболее влиятельные группы страны. Но, как показывает практика, алавиты до сих пор удерживают ключевые позиции в политике и экономике, что вызывает у суннитов ярость.
И в случае требуемой Западом демократизации позиции Асада заметно пошатнутся. Ведь в этом случае привилегированное алавитское меньшинство, на которое он опирается, неизбежно потеряет прежнее влияние. Сами они это отлично понимают и не намерены сдавать свои позиции, тем более что пока Асаду более-менее удавалось осуществлять смычку между ними и христианами, а также друзами. В свою очередь, не намерены сдаваться и исламисты из числа суннитов.
И в любом случае дальнейшая эскалация неизбежно затронет и судьбу христианского меньшинства. Как показывают примеры Ирака и Египта, в случае обострений они оказываются промеж молота и наковальни.
В связи с этим следует обратить внимание на позицию друзов. Несмотря на свою малочисленность, их точка зрения способна качнуть весы в ту или иную сторону. Пока последние осторожничают и выжидают. Такая позиция не в последнюю очередь связана с тем, что Дамаск пытался поддерживать с их вождями стабильные отношения.
Однако режим Асада не может быть уверен в их безоговорочной поддержке. Неслучайно сейчас их обработкой усиленно занялись израильские спецслужбы, добиваясь их выступления против Асада. Так, недавно журналисты "спугнули" странное оппозиционное сборище из представителей сирийских друзов в Австрии. Причем роль посредников брали на себя представители Израиля.
Большинство израильских друзов, из которых набирают целые бригады спецназа, находится на привилегированном положении. И по данным сирийских источников, именно их представители активно обрабатывают на предмет антиправительственных действий своих сирийских собратьев. Но можно не сомневаться, что по крайней мере часть из них в случае неблагоприятного развития ситуации в Сирии выступит против Асада.
Еще одно слабое место Дамаска — курдский вопрос, который стоит достаточно остро, и можно не сомневаться в том, что в случае дальнейшего обострения курды скажут свое веское слово против единства с Сирией. Мысли и помыслы большинства из них направлены на создание собственного независимого государства. Соответствующее влияние на обстановку оказывают процессы дальнейшего обособления иракского Курдистана.
Если к этому добавить непростую экономическую ситуацию в стране, то почва для антиправительственных выступлений в Сирии имеется весьма серьезная. И дело не ограничится лишь простым расколом страны, которая прекратит свое существование как единое целое и рискует превратиться в арену бесконечных и кровопролитных столкновений.
Трагедия ситуации в том, что в отличие от друзов, живущих на юге, и курдов, находящихся на севере, представители других этноконфессиональных групп зачастую не имеют четко очерченных районов. Например, во многих городах алавиты соседствуют с суннитами и христианами. Даже Латакия, являвшаяся столицей алавитов, сейчас уже населена отнюдь не только ими.
И если выяснение отношений "по-сирийски" зайдет слишком далеко, "мирного раскола" страны не выйдет. Существует опасность развития ситуации по "багдадскому" сценарию, когда конфликт выльется в череду бесконечных столкновений.
Но неужели Запад и Израиль этого не понимают, поддерживая курс на "демократизацию"? В частности, представители Тель-Авива всячески дают понять, что они вроде бы тут и ни при чем и что нестабильность в Сирии грозит дополнительным и ненужным обострением на израильских границах.
Однако и Израиль, и Запад действуют в отношении Сирии осознанно. Недаром израильский министр иностранных дел Авигдор Либерман сетовал на то, что мировое сообщество слишком слабо реагирует на сирийское обострение.
В случае распада Сирии как единого государства и нестабильности на ее осколках Израиль ничего не теряет. Напротив. Во-первых, наличие Асада, как известно, не гарантирует Израилю отсутствие беспорядков на его границах. Достаточно вспомнить две последние попытки палестинцев прорваться на оккупированные израильтянами Голанские высоты, приведшие к многочисленным жертвам.
А во-вторых, свержение Асада приведет к тому, что по крайней мере временно Дамаск не сможет претендовать на возвращение Голан. Занятым резней друг друга сирийцам будет просто не до этого. По сути, здесь можно провести параллели с Ираком, игравшим прежде одну из важнейших ролей в арабском мире. Теперь же единство этой страны весьма условное, и она пока даже теоретически не может угрожать прозападным монархиям Персидского залива и Израилю. И присутствие оккупационных сил не останавливает иракских шиитов и суннитов от регулярных столкновений.
Что касается Сирии, то "свалив" Асада, они убивают сразу несколько зайцев. Во-первых, он является главным союзником Ирана. Во-вторых, смена режима в Сирии должна коренным образом изменить расстановку сил в соседнем Ливане, все более подпадающим под влияние радикальной организация "Хезболлах", находящейся в состоянии войны с израильтянами. Ведь согласно утверждениям последних, ливанские радикалы до сих пор использовали Сирию как свою тыловую базу. В том числе и для получения иранской помощи. Но с падением Асада все эти преимущества будут сведены на нет.
И как заявил в интервью "Правде.Ру" представитель Комитета в защиту Ливии и Сирии Халид Алияс, "задумка зарубежной закулисы простирается гораздо шире, чем уничтожение Ирака и Сирии. По сути, то же самое мы наблюдаем в Ливии, которую Запад стремится разорвать на части, в Судане и даже в Египте. Он хочет, чтобы крупные арабские государства прекратили свое существование, а на их месте возникли более мелкие образования, которые бы бесконечно воевали между собой. А под шумок Запад реализовывал бы свои корыстные интересы".
Разумеется, мелким государственным образованиям гораздо легче диктовать условия, чем крупным. В том числе по разработке нефти и газа. Иными словами, очень похоже на то, что Запад взял сознательный курс на уничтожение в зародыше арабо-мусульманского государства. В процессе краха системы колониализма западные державы заложили под фундамент арабского единства мощную бомбу, создав государственные образования, многие из которых вообще не существовали в очерченных границах. И теперь, похоже, они избрали путь их дополнительного дробления.