Достижения Курдистана в экономической и политической сферах предоставили ему de-facto статус "свободного региона" и одного из ключевых игроков в сложной ближневосточной этнополитике. Изменения сопровождались естественным желанием в обществе иметь больше социальной и культурной новизны, которая отразилась в появлении новых тенденций к внешним формам культуры: к стилю жизни, обычаям сервировки, автомашинам, одежде. Это не прошло бесследно и для моды.
История моды почти так же стара, как и история костюма. С того момента, когда человек открыл значение одежды как средства защиты от неблагоприятных воздействий природы, оставалось немного до тех пор, пока он не начал размышлять о ее эстетической и стилизирующей функции. Одежда явилась тем объектом, в котором он очевидно наиболее непосредственно смог выразить свое художественное мировоззрение. Выражение "таинственный язык моды" можно спокойно заменить формулировкой "живой язык одежды", ибо наряд человека остался до настоящего времени средством зрительного выражения определенных представлений о самом костюме и обо всем мире в целом. Поэтому вполне закономерно, что сегодня курдская молодежь охотно носит традиционный национальный костюм. Курдские женщины очень часто одеваются ярко- красный, оранжевый, зеленый, голубой… При взгляде на них иностранцу, может быть, кажется, что они в силу неких тайных моральных принципов стремятся привлечь внимание к своему внешнему виду. Но дело тут не в моральных принципах, а в тяжелой печали, порождающей скромность. И ощущение утраты и победы, постепенно проникавшее в Курдистан на протяжении последних двадцати лет, оставило отпечаток достатка и цвета на всем- от пейзажей Эрбиля до одежд его обитателей.
Где же создается мода? Конечно же, не везде и не где-нибудь. Естественно, в Париже, скажет каждый. Однако это далеко не так естественно. В течение столетий многие города и страны претендовали на руководящую роль в вопросах вкуса. Лишь окольными путями моду занесло на берега Сены. Италия, Испания и позднее Англия были этапами ее пути по Европе. И так, Париж стал господствующим центром мировой моды. Его эксцентричные идеи в конечном счете подхватывались по всему миру.
"En vogue", говорят французы: есть нечто модное в моде. Оно означает моду и движение волн. Взлет и падение модных перемен очень пластично отражаются в этом слове.
Для распространения моде нужны гласность и идеалы для подражания. После завершения работы над эскизами, с момента премьеры, когда сделан только первый шаг на подмостках, должна начаться громогласная реклама новых творений- профессиональная сфера, которая так близка сегодняшней героине "Kurdish Globe" Делли Авдали.
С большим удовольствием я встретилась с мадам Авдали в Париже. Необычность встречи состояла в том, что она пробудила воспоминания о наших родителях, давно знавших друг друга, о ее первых годах в Париже, моем детстве, о старых фотографиях, каждый взгляд на которые научил меня понимать важность прожитой жизни и отдельных ее мгновений. И еще, я втречалась с Делли, "Grande Dame", которой она стала!
Делли, внучка д-ра Эмине Авдал, родилась и выросла в Москве. После успешного окончания английской школы переехала в Париж.
Мари: Почему Франция? Как получилось, что вы приехали именно в Париж?
Делли: Значит так сложились звезды… Я очень благодарна родителям, которые меня поддерживали и сыграли ключевую роль в моем образовании. А также директору Курдского института в Париже госп. К. Незану за помощь талантливым курдским студентам. Окончив факультет искусств Сорбонны, я была принята в престижную школу моды Studio Berçot. Это было одно из царств Haute Couture, маленький круг, откуда вышли яркие и авторитетные парижские кутюрье.
М.: Почему вы не сразу изучали моду?
Д.: В это время я твердо верила, что учеба в университете даст мне необходимые знания и навыки, которые, в конечном счете, будут востребованы в моей будущей работе.
М.: Как складывалась ваша карьера дальше?
Д.: Год ушел на стажировки в домах моды Yves St. Laurent, Givenchy, Armani. И только после этих учебных кругов я предприняла попытку реализовать себя как специалист моды. И я должна признать, что удача оказалась на моей стороне. Пройдя жесткий отбор, я получила предложение на работу в Дом моды британского модельера John Galliano, сначала как пресс- аташé, а спустя четыре года- директора пресс-бюро Galliano. Тот факт, что я свободно говорю на нескольких языках, сыграл решающую роль в моем понимании профессионального мира этой специфической сферы. В результате такого фантастического опыта я овладела секретами этой прфессии и имела уникальную возможность наблюдать за созданием модных творений … Именно в это время я познакомилась с талантливыми, знаменитыми личностями, среди которых актеры, политики, журналисты, бизнесмены…, те кто продвигают и живут в мире высокой моды.
М.: Я знаю, что у вас родилась дочь.
Д.: Да, это чудо зовут Lou. Она внесла коррективы в мою жизнь. После ее рождения я приняла предложение американского рекламного агентства Management Artist Organisation возглавить европейское бюро. Мое решение было продиктовано желанием попробовать себя в чем-то новом. Да и предложенный режим работы позволял проводить больше времени в кругу семьи.
М.: Чем вы непосредственно занимаетесь?
Д.: Реализация и продвижение рекламы модельных агентств. Я недавно включилась в эту работу, и только время покажет, куда она меня приведет. По крайней мере я могу сказать, что на данный момент я счастлива тому, как все складывается.
М.: Что такое мода и для вас в частности?
Д.: Мода- это не только скроенный кусок ткани, который кто-то хочет приобрести. Чтобы быть модным, не обязательно быть богатым или постоянным клиентом люксовых бутиков. Мода, как мне кажется, выражает весь стиль жизни общества, каждый человек в отдельности вынужден покоряться ей добровольно и с восторгом или пассивно и бездумно, она держит на поводу и тех и других. Она стала составной частью культуры повседневной жизни, что включает в себя заботу и о своем здоровье и о питании. И это не пустые слова. Быть модным напрямую зависит и от спортивной составляющей. Ни одна, даже самая красивая ткань, не будет смотреться на деформированном теле. Гигиена- основа эстетической культуры. Быть стильным- это прежде всего соблюдать чистоту и свежесть. Мода в целом всегда стремится к молодому и свежему впечатлению.
М.: Заканчивая беседу, у вас есть пожелания читателям нашей газеты?
Д.: У моего народа есть чем гордиться. А поэтому желаю, чтобы он не растерял все то, что его отличает от других народов в период создания своей государственности, которой он был лишен на протяжении долгой и трагичной истории. У меня нет сомнения, что курды будут двигаться вперед в своем историческом развитии. Мы- самодостаточная нация, и, кажется, сегодня ветер дует в наши паруса.