Изменение общей ситуации в арабском мире вынудит Вашингтон не только увеличить свое военное присутствие в регионе, но и активизировать военно-техническое сотрудничество и прямую финансовую помощь своим основным союзникам в арабском мире.
Прежде всего, это относится к сохранению как минимум прежнего военного присутствия в Кувейте, Бахрейне, Катаре и Омане. При этом последние события по линии противодействия шииты-сунниты создают благоприятный фон для этого, так как иностранное военное присутствие на своей территории рассматривается этими режимами как единственная реальная гарантия от нарастающей иранской экспансии. Кроме того. резко возрастет объем военной помощи со стороны США.
В Оман планируется увеличить поставки по линии ВТС. До конца этого года Пентагон поставит в эту страну 18 самолетов F-16, а в 2012-2014 гг. – три военно-транспортных самолета "Геркулес". Будет проведена в ближайшие два года модернизация всех оманских военных баз, а также резко увеличен набор курсантов для учебы в военных учебных заведениях США. При этом безвозмездная военная помощь Оману в нынешнем году составит 13, 3 млн долларов США. Пентагон вносит в программу военного сотрудничества и резкое увеличение числа заходов кораблей ВМС США с "дружескими визитами" в оманские порты.
В этом году будут завершены два крупных контракта на поставку военной техники КСА и ОАЭ. Саудовцы должны получить 85 истребителей F-15, эмиратовцы – противоракетные комплексы THAAD. Сумма контрактов соответственно 29,4 млрд долларов США и 7 млрд долларов США. Общая же сумма запланированных на ближайшие пять лет контрактов с КСА составляет более 60 млрд долларов США. При этом у экспертов существует высокая доля уверенности в том, что весь объем запланированных контрактов будет удовлетворен Сенатом и Конгрессом США в полном объеме.
Эр-Рияд согласно этим планам должен получить ударные вертолеты "Апач", многоцелевые транспортные и учебные самолеты, ракеты класса "земля-земля" и "воздух-воздух". Кроме того, США проведут модернизацию и ремонт ранее закупленных саудовцами кораблей и катеров национальных ВМС.
КСА и ОАЭ рассматриваются Пентагоном как основные союзники в регионе. Одновременно они считаются основой противодействия иранскому влиянию на регион, что означает безусловное и приоритетное выполнение всех их военных заявок.
Усилится безвозмездная военная помощь со стороны США и Бахрейну. В этом году она составит 21.7 млн долларов США, в следующем году эта сумма увеличится на 5 млн долларов. По оценкам экспертов, бахрейнские вооруженные силы демонстрируют наибольшую среди остальных "заливников" уровень взаимодействия с вооруженными силами США. По оценкам Пентагона, "до 45 % вооруженных сил Бахрейна полностью готовы к интегрированным действиям в коалиции с США".
Предусматривается разработка и внедрение в жизнь «индивидуального» подхода по сотрудничеству в военной сфере и области безопасности с каждым из "заливных" государств. Особенно это касается области борьбы с терроризмом. Если расшифровать этот тезис, то он означает полное игнорирование со стороны Вашингтона фактов агрессии или грубого нарушения прав человека во время подавления протестных выступлений, которые могут допускать эти режимы. То есть, другими словами «демократические принципы» приносятся в жертву сохранения стабильности. Вместе с тем Пентагон по инициативе своего нового руководителя, бывшего директора ЦРУ Л. Панетты в ближайшее время сделает основной упор на подготовке национальных контртеррористических подразделений. Это в первую очередь коснется Йемена, КСА и ОАЭ. На эти же страны придется и основная доля получения финансовой помощи по линии противодействия исламскому терроризму. Уже до конца этого года начнется наращивание группировки беспилотников на юге Аравийского полуострова.
При этом есть несколько "подводных камней", на которые стоит обратить самое пристальное внимание в связи с тем, что они имеют "долгоиграющий характер".
1. Крайне низкий профессиональный уровень и, что главное. способность к обучению вооруженных сил тех же КСА и ОАЭ. Им можно продавать сколько угодно оружия, но от этого боеготовность их армий не увеличится. Это прекрасно доказали йеменские повстанцы-хауси, которые разгромили элитные части Национальной гвардии саудовцев. В этой связи ОАЭ сейчас и осуществляет через ряд американских частных охранных компаний рекрутирование добровольцев из "третьих стран" (порядка 20 тыс. человек) для службы в своих вооруженных силах.
2. По-прежнему крайне неудовлетворительным остается уровень получения и оценки разведданных со стороны специальных органов США. В разведсообществе катастрофически не хватает агентуристов-востоковедов, которые были бы в состоянии получать своевременную информацию, работать на опережение и вырабатывать тот самый пресловутый "индивидуальный подход". Обычная практика в этих случаях – получение информации от партнеров-"заливников", которая зачастую бывает ангажированной. И то, что американское (и не только оно) разведсообщество "прохлопало" события в Египте и Ливии – лишнее тому подтверждение.
3. Вынужденная перегруппировка сил из Афганистана однозначно вызовет усиление талибов и их союзников из числа исламистских радикалов на Среднем Востоке, что вновь вынудит Вашингтон предпринимать срочные "спасательные меры". На войну "на два фронта" может просто не хватит человеческого квалифицированного ресурса.